Цель: Формирование у учащихся уважительного отношения к историческому прошлому своей семьи и страны, осознания связи поколений и своей роли в этой цепи.
Задачи:
• Образовательные:
• Познакомить с понятиями «поколение», «традиция», «семейная реликвия», «преемственность».
• Активизировать знания детей о профессиях, предметах быта и досуга прошлого и настоящего.
• Развивающие:
• Развивать коммуникативные навыки (умение работать в команде, слушать друг друга, делиться историями).
• Развивать творческое мышление, воображение и память.
• Развивать умение сравнивать и анализировать (прошлое vs настоящее).
• Воспитательные:
• Воспитывать уважение к старшему поколению, интерес к семейной истории.
• Воспитывать чувство ответственности за сохранение памяти и создание будущего.
Возраст учащихся: 2 класс
Оборудование и материалы:
• Мультимедийное: телевизор, презентация с картинками (предметы быта, одежда, игры прошлого и настоящего), музыкальное сопровождение (песни из советских мультфильмов, детские песни современных авторов).
• Раздаточное:
• Карточки с изображениями (предметы: прялка/смартфон, перьевая ручка/шариковая ручка, лапти/кроссовки, пластинка/смартфон с наушниками и т.д.).
• Карточки с названиями профессий (почтальон/блогер, ткачиха/программист, космонавт/айтишник).
• Листы бумаги А3, цветные карандаши, фломастеры, клей, старые журналы для коллажа.
• «Сундук бабушки»: настоящие или распечатанные предметы (письмо, монета, фотография, катушка ниток, открытка).
• Прочее: Маршрутные листы для команд, мешочек, бубен или колокольчик для сигнала, бейджики для капитанов.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Введение в тему
(Звучит спокойная, немного таинственная музыка)
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня нас ждет необычное путешествие – путешествие во времени. Посмотрите на эту эстафетную палочку (показывает палочку). Её передают из рук в руки, чтобы команда победила. А сегодня мы с вами поговорим об эстафете, которую бегут не спортсмены, а вся наша жизнь. Это «Эстафета поколений».
(На экране появляется слайд с темой занятия)
Педагог: Что такое поколение? Это люди, которые живут в одно время: ваши бабушки и дедушки, мамы и папы, вы и ваши младшие братья и сестры. Каждое поколение передает следующему, как эстафетную палочку, свои знания, традиции, память и добрые дела. Наша задача – сохранить прошлое и создать счастливое будущее! Чтобы отправиться в путь, давайте разделимся на команды-«поезда времени». (Дети делятся на 2-3 команды, выбирают капитана и придумывают название, связанное с темой, например: «Хранители», «Следопыты», «Машина времени»).Каждая команда получает маршрутный лист.
II. Путешествие по станциям времени
Команды перемещаются по станциям, выполняя задания.
Станция 1: «Прошлое: Сундук бабушки»
Задача: Познакомиться с предметами быта прошлого, развивать умение анализировать и сравнивать.
• Задание 1: «Загадочный предмет». Педагог достает из «сундука» по одному предмету быта прошлого, которые можно положить в сундук (реальные или качественные распечатанные фотографии крупного размера):
(прялка, деревянная катушку, перо для письма, чугунный утюг, керосиновая лампа, счёты, промокашка)
Дети должны угадать, что это и для чего использовалось.
• Задание 2: «Найди пару».
1. Раздайте команде карточки из обеих колонок вперемешку.
2. Попросите детей найти пару: предмет из прошлого и его современный аналог.
3. Когда пара найдена, ребенок должен объяснить, что объединяет эти предметы (их основная функция: «это для того, чтобы слушать музыку», «это для того, чтобы писать», «это для того, чтобы считать»).
4. Для усложнения можно попросить назвать 1-2 преимущества старого и современного предмета (например, «у печатной машинки не садятся батарейки, а на компьютере можно стереть ошибку»).
Предмет из Прошлого (Карточка А) Современный Аналог (Карточка Б)
1. Перина (пуховая большая подушка) - Спальный мешок или ортопедическая подушка - Спальные принадлежности.
2. Печатная машинка - Клавиатура компьютера/ноутбука - Устройства для печати текста.
3. Телеграмма - Смс-сообщение / мессенджер (Telegram) - Срочные короткие сообщения.
4. Проигрыватель виниловых пластинок - Музыкальный стриминг (Spotify, Яндекс.Музыка) - Способы прослушивания музыки.
5. Коньки-снегурочки (привязывались к валенкам) - Роликовые коньки- Любимое развлечение детей.
6. Легендарный фотоаппарат «Зенит» - Камера в смартфоне - Фотография стала доступнее.
7. Механическая мясорубка - Электромясорубка / кухонный комбайн
8. Лукошко (плетёная корзина) - Пластиковый контейнер / сумка-шопер
9. Громоздкий ламповый телевизор (например, «Рубин») - Плоский LCD/LED телевизор
10. Кассетный магнитофон (например, «Весна») - Умная колонка (Алиса, Яндекс.Станция) - Проигрывание музыки.
11. Советские открытки к праздникам - Поздравления в мессенджерах (стикеры, гифки) - Традиция поздравлять близких.
12. Настольная лампа с зелёным абажуром - Светодиодная (LED) лампа -Освещение рабочего места.
Станция 2: «Настоящее: Связь времен»
Задача: Показать преемственность поколений через профессии и традиции.
• Задание 1: «Профессиональная эстафета». Команда вытягивает из мешочка карточки с парами профессий (например, «почтальон» – «курьер интернет-магазина», «библиотекарь» – «архитектор баз данных»). Нужно объяснить, что общего у этих профессий и чем они отличаются.
• Задание 2: «Семейная традиция». Ведущий задает вопрос: «Какие традиции есть в вашей семье?» (совместные праздники, поездки на дачу, приготовление особого пирога). Дети по кругу делятся короткими историями. Задача – не просто рассказать, а назвать, от кого эта традиция перешла (от бабушки, от папы и т.д.).
• Обсуждение: Почему важно хранить семейные традиции?
Станция 3: «Будущее: Капсула времени»
Задача: Развивать фантазию и чувство ответственности за будущее.
• Задание: «Послание в будущее». Команде выдается лист бумаги и фломастеры. Задача – нарисовать коллективный рисунок-послание для детей будущего. Что они хотят им пожелать? Каким они видят мир через 50 лет? Какие добрые дела нашего времени они хотят сохранить? (Например, «Берегите планету!», «Сажайте деревья!», «Не забывайте играть в обычные игры!»).
• Обсуждение: Что мы можем сделать уже сейчас, чтобы будущее стало лучше?
III. Творческий этап: Создание «Дерева поколений»
Все команды собираются вместе.
Педагог: Ребята, наше путешествие подходит к концу. Давайте создадим одно общее дело!
На стене или мольберте заранее подготовлен ствол и ветки большого дерева. Детям раздаются заранее вырезанные из цветной бумаги «листочки» двух цветов.
• На зеленых листочках они пишут или рисуют то, что они хотят сохранить из прошлого (например, «рассказы дедушки», «новогодние хороводы», «советские мультфильмы»).
• На желтых листочках (цвет будущего) они пишут или рисуют то, что они хотят создать в будущем (например, «сад на Марсе», «дружбу со всеми на планете», «машину, которая убирает мусор»).
Дети по очереди подходят и приклеивают свои листочки к дереву, комментируя свой выбор.
IV. Подведение итогов. Рефлексия
Педагог: Посмотрите, какое могучее и красивое дерево у нас получилось! Оно крепко стоит на земле – это наше прошлое, его корни. Его зелёная крона – это настоящее. А эти золотые листочки – это наши мечты о будущем. Каждый из вас – важный листочек на этом дереве. Эстафета поколений продолжается, и именно в ваших руках сейчас находится эта палочка!
• Ребята, что вам больше всего запомнилось?
• Что нового вы сегодня узнали о своих семьях?
• Как вы думаете, почему так важно помнить о прошлом?
(Звучит торжественная музыка)
Педагог: Спасибо вам за работу! Давайте передадим эстафету добра и памяти дальше – обязательно сегодня вечером расспросите своих родителей и бабушек о какой-нибудь семейной вещице или истории. До новых встреч!
|