Главная » Методическая копилка » КОНКУРСЫ » Коллекция сценариев


Конспект НОД по технологии продуктивного чтения-слушания в средней группе по произведению В.Бианки "Как муравьишка домой спешил"

22.09.2019, 15:20
Антипина Наталия Владимировна
воспитатель
Конспект НОД по технологии продуктивного чтения-слушания
для детей средней группы о желании прийти друзьям на помощь
по произведению В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Антипина Наталия Владимировна, МДОУ детский сад №116, город Рыбинск, воспитатель

Цель: знакомство со сказкой В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Задачи:
Познавательные: Познакомить со сказкой В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Развивающие: Развивать способность к целостному восприятию произведений.
Развивать умение находить выход из проблемных ситуаций, творческое воображение.
Воспитательные: Воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь.
Оборудование: посылка с письмом, аудиозапись голоса Старичка-Лесовичка, слайды-иллюстрации к сказке «Как муравьишка домой спешил».
Применяемая технология: технология ПЧС
Ход НОД:
Воспитатель: -Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей! Давайте с ними поздороваемся,а заодно и друг с другом.
Приветствие «Доброе утро!»
Взявшись за руки, дети вместе произносят «Доброе утро!»-сначала тихо,затем обычным голосом, потом громко. Повторить 2-3 раза.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: -Ребята, кто-то стучит, давайте посмотрим.
Приоткрывается дверь, появляется коробка.
Воспитатель: -Дети, а что это?
Дети: -Посылка
Воспитатель: -Да это действительно посылка. Интересно, кому она адресована? Давайте прочтем.
Воспитатель:
Откуда: Весенний лес.
От кого: Старичок-Лесовичок.
Кому: Детям Группы «Пчелки».
-Значит это нам, хотите открыть?.
Открываем посылку, там книга В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Воспитатель: Ничего не понятно. Может быть, есть записка или письмо? (смотрят все вместе)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь диск. Давайте посмотрим, что на нем?
(Открывают на ноутбуке диск).
На экране появляется Старичок-Лесовичок.
Старичок-Лесовичок: -Здравствуйте, дорогие ребята группы «Пчелки»! Я-Старичок-Лесовичок! Живу в лесу, один в своей избушке. И вот, недавно приходит ко мне эта посылка, а в ней книга. Не подумайте ничего плохого, я очень люблю книги, но к сожалению совсем не умею читать. Мне иногда читают мои лесные друзья, но сейчас весна и они все заняты своими делами. Вот я и подумал, что вы могли бы прочесть мне сказку об одном из моих лесных друзей – муравьишке. Заранее благодарен вам, Старичок-Лесовичок.
Воспитатель: Ну, вот, ребята, такая просьба Старичка-Лесовичка! Только боюсь, не сможете вы выполнить его просьбу. Читать-то вы пока тоже не умеете! Ну и как нам быть? Кто бы вам и Лесовичку смог прочесть?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну хорошо, прочту вам и Лесовичку.
Садимся на стульчики.
Воспитатель: Эта сказка называется «Как муравьишка домой спешил», а написал ее замечательный автор-Виталий Валентинович Бианки. Он написал очень много сказок и рассказов для детей о природе. Итак, слушайте.

Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.
Муравьишка сел на листок и думает (Интересно, о чем думает муравьишка?):
"Отдохну немножко - и вниз".
У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, - все домой бегут. Сядет солнце, - муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.
Солнце уже к лесу спускалось.
Муравей сидит на листке и думает:
"Ничего, поспею: вниз ведь скорей".
А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.(Ой, какая беда приключилась с муравьишкой!)
Несется листок через лес, через реку, через деревню.
Летит Муравьишка на листке, качается - чуть жив от страха (Очень испугался)
Занес ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.
Лежит и думает:
"Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров - сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай".
Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк-червяком, только спереди - ножки и сзади - ножки.
Муравьишка говорит Землемеру:(Что же он ему сказал?)
- Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.
- А кусаться не будешь?
- Кусаться не буду.
- Ну садись, подвезу.
Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост - к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошел, так и пошел землю мерить. Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.
- Не могу больше! - кричит. - Стой! А то укушу!
Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался.
Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули (очень длинные), между ног голова качается.
- Паук, а Паук, снеси меня (пауза-договаривание) домой! У меня ножки болят.
- Ну что ж, садись, подвезу.
Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.
Начал Паук свои ходули (ноги) переставлять - одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идет Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.
Остановился Паук.
- Слезай, - говорит. - Вот Жужелица бежит, она резвей меня.
Слез Муравьишка.
- Жужелка, Жужелка, снеси меня (пауза-договаривание) домой! У меня ножки болят.
- Садись, прокачу.
Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные, как у коня.
Бежит шестиногий конь, бежит, не трясет, будто по воздуху летит.
Вмиг домчались до картофельного поля.
- А теперь слезай, - говорит Жужелица. - Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.
Пришлось слезть.
Картофельная ботва для Муравьишки - лес густой. Тут и со здоровыми ногами - целый день бежать. А солнце уж низко.
Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то: (Интересно, кто это?)
- А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем.
Обернулся Муравьишка - стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.
- Да ты маленький! Тебе меня не поднять.
- А ты-то большой! Лезь, говорю.
Кое-как уместился Муравей на спине у Блошака. Только-только ножки поставил.
- Влез?
- Ну влез.
- А влез, так держись.
Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки, - а они у него, как пружинки складные, - да щелк! - распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щелк! - на другой. Щелк! - на третьей.
Так весь огород и отщелкал до самого забора.
Муравьишка спрашивает:
- А через забор можешь?
- Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.
- Кузнечик, Кузнечик, снеси меня (пауза-договаривание) домой! У меня ножки болят.
- Садись на загривок.
Сел Муравьишка Кузнечику на загривок. Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю.
- Стоп! - сказал Кузнечик. - Приехали.
Муравьишка глядит вперед, а там река: год по ней плыви - не переплывешь. А солнце еще ниже.
Кузнечик говорит:
- Через реку и мне не перескочить. Очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну, будет тебе перевозчик.
Затрещал по-своему, глядь - бежит по воде лодочка на ножках.
Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.
- Водомер, Водомер, снеси меня (пауза-договаривание) домой! У меня ножки болят.
- Ладно, садись, перевезу.
Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко.
- Миленький, шибче!(быстрее) - просит Муравьишка. - Меня домой не пустят.
- Можно и пошибче, - говорит Водомер.
Да как припустит. Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.
- А по земле не можешь? - спрашивает Муравьишка.
- По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня.
Посмотрел Муравьишка вперед и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке домой!
- Гляди, - говорит Водомер, - вот тебе и конь ползет.
Видит Муравьишка: ползет мимо Майский Хрущ - тяжелый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь? Все-таки послушался Водомера.
- Хрущ, Хрущ, снеси меня (пауза-договаривание) домой! У меня ножки болят.
- А ты где живешь?
- В муравейнике за лесом.
- Далеконько... Ну что с тобой делать? Садись, довезу.
Полез Муравьишка по жесткому жучьему боку.
- Сел, что ли?
- Сел.
- А куда сел?
- На спину.
- Эх, глупый! Полезай на голову. (Интересно, а почему нельзя жуку на спину садиться?)
Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял.(Вот оказывается почему нельзя на спине сидеть) Крылья у Жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.
Стал Жук пыхтеть, надуваться: "Уф, уф, уф!" Будто мотор заводит.
- Дяденька, - просит Муравьишка, - поскорей! Миленький, поживей!
Не отвечает Жук, только пыхтит:
"Уф, уф, уф!"
Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. "Жжж! Тук-тук-тук!.." - поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх - выше леса.
Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.
Как помчал Хрущ - у Муравьишки даже дух захватило.
"Жжж! Тук-тук-тук!" - несется Жук, буравит воздух, как пуля.
Мелькнул под ним лес - и пропал.
А вот и береза знакомая, и муравейник под ней.
Над самой вершиной березы выключил Жук мотор и - шлеп! - сел на сук.
- Дяденька, миленький! - взмолился Муравьишка. - А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.
Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жесткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.
Подумал и говорит:
- А уж как тебе вниз спуститься, - не знаю.
Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь.
Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой березой, его дом родной.
Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло.
Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.
Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся!
Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.
- Гусеница, Гусеница, спусти меня (пауза-договаривание) домой! Последняя мне минуточка осталась, - не пустят меня домой ночевать.
- Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.
- Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!
Не удержался Муравьишка, кинулся на нее да как куснет! (А что же сделала гусеница?)
С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа - и полетела вниз.
А Муравьишка на ней висит - крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху - дерг!
И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.
Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка все длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с Листоверткой все ниже, ниже, ниже опускаются.
А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают.
Все закрыли - один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк - и домой.
Тут и солнышко зашло.

Чтение сказки, сопровождаемое показом иллюстраций на экране.

Воспитатель: Ну, вот, ребята, сказке конец, а кто слушал-молодец!Да, я смотрю, устали мои слушатели. Предлагаю немного размяться!

Физминутка «Муравьи»

Утром муравьи проснулись,
Потянулись,улыбнулись,
Раз-росой они умылись,
Два-красиво повернулись,
Три-нагнулись и присели,
Поднялись они прыжком,
И пошли гулять с дружком!
Присаживаемся на ковер.
Воспитатель: -Молодцы, размялись, а теперь давайте вспомним основные моменты в сказке.
-Кто согласился подвезти его до дома?
-Почему муравьишке не понравилась езда на землемерке? А на пауке?
-Что сказал муравьишке майский жук?
-Как муравьишка спустился с березы вниз к муравейнику?
-Помогли ли муравьишке насекомые?
-Что мы можем о них сказать?
-Почему гусеница отказалась помогать муравью? Хорошо она поступила?

Воспитатель: Как вы думаете, выполнили мы просьбу Лесовичка? А чтобы Лесовичок не скучал и нас не забывал, я предлагаю вам зарисовать моменты из сказки, которые вам запомнились, понравились
Дети проходят к столам и рисуют то, что им понравилось.
На экране появляется Старичок-Лесовичок.
Старичок-Лесовичок: -Ой, ребята, мне очень понравилась сказка. Спасибо, что прочитали ее. А за то, что вы мне нарисовали рисунки, я дарю вам лесные раскраски! Надеюсь, что рисовать вы любите также, как и читать. Спасибо, до свидания!


Категория: Коллекция сценариев
Просмотров: 1561 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: