Главная » Методическая копилка » КОНКУРСЫ » Коллекция сценариев


"Финансовая игра. Юный покупатель. Робо мышь научит!"

СКАЧАТЬ (38.5 Kb) 04.01.2025, 15:09
Терещенко Оксана Александровна
воспитатель
1.Введение
Актуальность

«Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство». Бертольд Авербах
Финансовая грамотность действительно становится важным аспектом воспитания уже с самого раннего возраста. В современном мире, где дети сталкиваются с деньгами и финансовыми вопросами практически ежедневно (например, через покупки в магазинах, онлайн-шопинг), формирование базовых знаний об экономике и финансах приобретает особую значимость.
Тема бережливости, понимания ценности труда и рационального использования ресурсов особенно актуальна в условиях, когда многие дети могут воспринимать материальные блага как нечто само собой разумеющееся. Важно прививать ребенку понимание того, что деньги зарабатываются трудом, и что их следует расходовать осознанно.
Использование игровых методов и современных технологий, таких как электронные устройства и программирование, может сделать процесс обучения увлекательным и доступным для ребенка. Это помогает вовлечь детей в мир финансов на понятном им языке, создавая прочную базу для дальнейшего развития финансовых навыков.
Таким образом, раннее знакомство с основами финансовой грамотности закладывает фундамент для успешного управления личными финансами во взрослой жизни, способствуя развитию ответственности, планирования и умения принимать взвешенные решения.
Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное направление в дошкольной педагогике – и в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми.
Инновационность
Выступая 4 декабря 2020 года на Конференции по искусственному интеллекту, президент Владимир Путин сказал: «Мы поставили перед собой стратегическую задачу – за десятилетие в четыре раза увеличить инвестиции в российские программные решения. Хотел бы подчеркнуть, что, чтобы быть лидерами в сфере искусственного интеллекта, нужно быть лидерами и в сфере школьного и дошкольного образования. В этой связи поручаю Правительству принять конкретные решения по совершенствованию преподавания математики и информатики».
Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Использование инновационных подходов, таких как STEM-технологии, для формирования финансовой грамотности у дошкольников представляет собой интересный и перспективный путь. Интеграция науки, техники, инженерии и математики (STEM) позволяет создавать образовательные программы, которые стимулируют развитие критического мышления, креативности и аналитических способностей у детей.

Проект с использованием игрового набора "Робомышь" обладает рядом преимуществ:
1. Актуальность: Современные дети растут в окружении цифровых устройств и технологий, поэтому использование подобных инструментов делает обучение более близким и интересным для них.
2. Комплексное развитие: STEM-подход позволяет решать несколько задач одновременно: развивать логическое мышление, мелкую моторику, навыки программирования и основы финансовой грамотности.
3. Интерактивность: Игровая форма подачи материала повышает мотивацию детей к обучению, делая образовательный процесс более увлекательным и эффективным.
4. Практическая направленность: Через решение практических задач ребенок учится применять полученные знания в реальной жизни, что является важным элементом формирования финансовой грамотности.
5. Гибкость: Дидактические игры можно адаптировать под разные возрастные группы и уровни подготовки, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Таким образом, внедрение STEM-технологий в образование дошкольников открывает новые возможности для создания образовательных программ, которые соответствуют современным требованиям и интересам детей, помогая им успешно осваивать сложные концепции, такие как финансовая грамотность, в доступной игровой форме.
Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEAM – технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же первоначальных технических навыков [4, с.21].
Работа с «Робо мышь» учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей.
Использование программируемого робота «Робомышь», способствует развитию внимания, памяти, мелкой моторики, мышления, речи, коммуникативных навыков, умения составлять алгоритмы и ориентироваться в пространстве.
Новизна
Новизна подхода с использованием робо-мыши заключается в том, что он позволяет ребёнку приобретать реальный финансовый опыт в безопасной и контролируемой среде, где ошибки не приводят к серьёзным последствиям. При этом дети учатся мыслить творчески и находить нестандартные решения в различных экономических ситуациях.

Вот основные аспекты этого подхода:
1. Развитие финансового опыта: Дети начинают понимать базовые экономические понятия, такие как ценность денег, важность планирования расходов, необходимость экономии и инвестирования. Они учатся оценивать свои финансовые ресурсы и принимать решения на основе этих оценок.
2. Творческий подход: Играя с робо-мышью, дети могут придумывать собственные сценарии и способы достижения целей. Это развивает воображение и креативное мышление, что важно не только в контексте финансов, но и в других областях жизни.
3. Решение экономических ситуаций: В ходе игры дети сталкиваются с различными экономическими задачами, такими как распределение бюджета, выбор между разными товарами или услугами, оценка выгодности инвестиций. Эти ситуации помогают развить навыки анализа и принятия решений.
4. Безопасная среда для экспериментов: Поскольку игра проходит в виртуальной или игровой среде, дети могут экспериментировать без риска потерять реальные деньги. Это даёт им возможность учиться на своих ошибках и пробовать разные стратегии до тех пор, пока они не найдут наиболее эффективную.
Такой подход не только учит детей основам финансовой грамотности, но и готовит их к тому, чтобы быть уверенными и ответственными пользователями финансовых ресурсов в будущем.

Авторство
В игре дети лучше концентрируются и легче усваивают информацию, сразу учатся применять новые навыки на практике. Касается это и обучения финансовой грамотности, тем более что в этом случае речь идёт о практических жизненных навыках. И получать такие навыки проще всего именно в игровом формате, когда моделируются различные ситуации. Ну а если включить в игру инновационные технологии, то эффективность увеличиться в разы. Ведь мы живем в веке компьютерных технологий, поэтому должны идти в ногу со временем.
Таким образом нами было разработаны игры по финансовой грамотности с использованием STEM – набора «Робомышь». Данная разработка позволила нам создать условия для эффективного обучения детей финансовой грамотности, а также подарила детям массу положительных эмоций.
Цель: формирование элементов финансовой грамотности посредством игры с интерактивным набором «РобоМышь».

Задачи:
• Развивать умение понимать мир вещей, как результат труда людей
• Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей
• Развитие логического мышления, памяти, внимания
• Развитие основ элементарного программирования
• Расширение активного словаря детей
• Воспитывать самостоятельность, умение решать проблемные задачи, уважение к людям, умеющим трудится и честно зарабатывать деньги.
Методы и приемы
Игровой: действия с набором «Робомышь», сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и игровые упражнения, интерактивные мини-спектакли (на основе обучающих сказок), викторины;
Практический: программирование робомыши по алгоритму, работа с монетами, бумажными купюрами, с картинками, игровыми полями, решение арифметических задач, задач-шуток и др.;
Словесный: объяснения, чтение художественных произведений и обсуждение, рассказ взрослого и рассказы из личного опыта детей, проблемные ситуации, пояснения, беседа, вопросы к детям, инструкция для выполнения упражнений, оценка.

2.Основная часть.
Материалы и оборудование
16 пластмассовых деталей, чтобы создать квадратное поле
1 мышка робот
Набор монет и купюр
Съемные картинки на липучках с изображением по циклам: «Магазины», «Товар», «Розыгрыш»
Большой кубик со съемными гранями.
Карточки с изображением продуктовой корзины.
Набор монеток-призов.
4 поля с ячейками для покупок
4 конверта-кошелька по количеству игроков
«Волшебный мешочек для розыгрыша лотереи»
Описание мероприятия
Цель: обучение финансовой грамотности дошкольников посредством использования STEAM, развитие комбинаторных способностей и логического мышления.
Задачи: упражнять детей в классификации предметов по признаку; закреплять в речи обобщающие понятия: «товар», «мясные продукты», «молочные продукты», «хлебные продукты». «овощи» и т.д.; закрепить понятия товаров, которые можно купить за деньги и понятия, которые нельзя купить; определить понятие «лотерея», «розыгрыш призов», «прибыль»; закрепить понятие «стоимость», «деньги», «рубль», «сколь-столько»; развивать познавательные процессы. Формировать представление об истинных ценностях и богатстве человека; о том, что не все продается и покупается, что главные ценности за деньги не купишь.
Методы и приёмы: Игровой (действия с набором «Робомышь», практический (программирование робомыши по алгоритму, работа с монетами), словесный (беседа, вопросы к детям, инструкция для выполнения упражнений, оценка).
Материалы и оборудование: Набор «Робомышь» - 3 шт, монеты различным номиналом, стол, контейнеры для каждой команды.
Предварительная работа: Знакомство с STEM - набором «Робомышь». Знакомство с историей монет и их номиналом.
Правила игры: Количество участников игры от 2 до 4человек. В игру можно
играть как командой, так и каждый участник может играть сам за себя. Сложность
заданий в игре зависит от стоимости.
У игры есть несколько вариантов:
1) Блок №1 «Материальные и не материальные ценности»;
2)Блок №2 «Магазины и товары»;
3) Блок №3 «Закупки»;

Способ игры №1:
Играют или двое детей, или две команды. На поле в квадратах расположены картинки с различными изображениями материальных и нематериальных ценностей. Определяем считалкой, какая команда собирает по полю вещи, которые можно купить за деньги, и ценности, которые нельзя купить.
Побеждает та команда, которая правильно собрала свой набор. Собирать картинки нужно робомышью, каждый раз составляя маршрут от начала пути, со старта.

Способ игры №2
Участники игры поочередно бросают кубик , на гранях которого изображены группы товаров, определяются с ответом, находят на игровом поле соответствующую ячейку и составляют маршрут для робомыши к заданной клетке. Если ответ правильный и робомышь справилась с заданием, игрок получает монетку, номинал которой изображен на заданной клетке. На одну грань кубика помещено изображение «Лотерея». Игрок, которому выпала удача, из волшебного мешочка тянет приз.
Ход переходит к следующему игроку. На поле присутствует квадрат «Распродажа». Игрок, который, выполняя свое задание, пройдет через него,, получает прибыль в два раза большую. Выигрывает тот, у кого накопится самая большая сумма денег. Их потратить можно в супермакете игры. Взять продуктовую корзину и заполнить ее товарами на указанную сумму.
Дальше действия могут перейти в сюжетно-ролевую игру «Поход в магазин», где на
заработанные игровые денежные средства можно приобрести товар. Команда, занявшая первое место, получает золотую медаль, вторая – серебряную.

Способ №3.
На гранях кубика – разные магазины и пункты обслуживания, а также изображение картинки со знаком «Закрыто». Задача детей – найти на игровом поле товары, необходимые данному магазину или пункту обслуживания. Составить маршрут для робомыши к данной клетке. За правильный ответ- монетка.
Усложненный вариант:
На игровом поле добавлены квадраты с надписями «»Закрыто», «Переучет». Создается проблемная ситуация для детей: составляя маршрут, для робомыши, нельзя проезжать по этим клеткам. И добавлена клетка «Удача» - через нее обязательно нужно пройти.

Список использованной литературы:
1 Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста
и родителей: учебно – методическое пособие/авт. – сост. : М. О. Ерёмина. – Калининград,
2017
2 Азбука бережливости для дошкольников / авт.-сост. И.П. Рословцева. – Мозырь:
Содействие, 2008 – 58 с. 52
3 Барсукова Л.С., Беляева И.А., Гусева М.А. Серия игр «Рубль и Копеечка:
поиграем в экономику»
4 Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа
«Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019
5 Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с
детьми о финансах – М.: Вита - Пресс, 2019
6 Иллюстрации к игре взяты из открытых источников сети

3. Заключение
Результаты работы с детьми
1. Употребление экономических понятий: Дети начинают активно использовать в повседневной речи и игре такие термины, как деньги, цена, покупка, экономия и другие. Это свидетельствует о понимании ими базовых принципов функционирования экономики.
2. Знание мест и учреждений торговли: Умение отличать магазин от супермаркета, знать, что такое ярмарка или интернет-магазин, показывает, что дети ориентируются в разнообразии торговых площадок и понимают особенности каждой из них.
3. Понимание денежных единиц: Знание российских денег и некоторых иностранных валют помогает детям лучше ориентироваться в мире финансов и готовиться к будущему взаимодействию с международной экономикой.
4. Осведомлённость о профессиях: Понимание того, чем занимаются взрослые разных профессий, расширяет кругозор детей и стимулирует их интерес к трудовой деятельности.
5. Познание рекламы: Осознание назначения рекламы и её способов воздействия помогает детям критически относиться к информации, которую они получают, и делать более осознанные потребительские выборы.
6. Уважительное отношение к окружающей среде: Развитие у детей бережного отношения к вещам, природе и окружающим людям является важной частью формирования ответственного поведения в обществе.
7. Интерес к экономической активности взрослых: Проявление любопытства к тому, кем работают родители и как они управляют семейным хозяйством, говорит о том, что у детей формируется понимание важности финансовой дисциплины и планирования.
8. Радость от новых покупок и благодарность за заботу: Способность радоваться новым приобретениям и выражать благодарность за внимание и заботу со стороны близких людей укрепляет эмоциональную связь внутри семьи и воспитывает уважение к усилиям других.
9. Различие понятий благополучия, счастья и достатка: Объяснение разницы между этими понятиями помогает детям понять, что истинное благополучие не всегда связано исключительно с материальными благами.
10. Проявление сочувствия и заботы: Сочувствие к другим людям, животным и природе, а также готовность помогать тем, кто нуждается в поддержке, являются важными моральными качествами, которые формируются в раннем возрасте.
11. Помощь взрослым: Желание помогать родителям и другим взрослым демонстрирует стремление детей внести свой вклад в общее дело и участвовать в жизни общества.

Эффективность метода
Эффективность подхода заключается в том, что современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи и сталкиваются с деньгами, рекламой и другими элементами рыночной экономики. Обучение финансовым навыкам на ранних этапах помогает подготовить их к будущим вызовам и принятию ответственных финансовых решений.
Игра, как основной метод передачи знаний, позволяет детям усваивать информацию естественно и непринужденно, что делает процесс обучения приятным и запоминающимся. Экономическая деятельность взрослых становится предметом обсуждения и анализа, что помогает детям связывать теоретические знания с реальностью.

Транслируемость педагогического опыта
Поделившись своим опытом на педагогических советах и семинарах, педагоги могут способствовать распространению эффективных практик экономического воспитания среди коллег. Примером такого обмена опытом может служить выступление на тему «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», основанное на парциальной образовательной программе дошкольного образования.
Это позволит другим педагогам внедрять аналогичные подходы в свою работу, что в конечном итоге будет способствовать повышению уровня финансовой грамотности подрастающего поколения.
Э покупка, экономия и другие. Это свидетельствует о понимании ими базовых принципов функционирования экономики.

Знание мест
1. Познание рекламы: Осознание назначения рекламы и её способов воздействия помогает детям критически относиться к информации, которую они получают, и делать более осознанные потребительские выборы.


Категория: Коллекция сценариев
Просмотров: 64 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: