Цель:
-вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимующим птицам, научить проявлять заботу к ним;
-расширить и обобщить знания и представления детей о зимующих птицах
Ход:
"Как птице перезимовать?" К Мухаммаде (читает воспитатель)
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им дает приют, когда снега метут?
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идет
И долго длимся вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!".
Воспитатель: Ребята, какая погода на улице? (Ответы детей) Всем ли жителям хорошо в эту пору года? (Ответы детей)
- А как называются птицы, которые не улетают? (Зимующие)
- Каких птиц вы знаете? (Воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы)
- Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно.
Сегодня мы поговорим о птицах и попробуем своими силами помочь им. Занятие наше будет в форме викторины, поэтому разделимся на команды. (Дети делятся на 4 команды)
РАЗМИНКА «ЗАГАДКИ»
(За каждый правильный ответ - 1 жетон)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ...(Воробей)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ...(Совы)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым,
чистым—
Кле! кле! кле!
Поет со свистом. (Клёст)
Кто в берете ярко-красной
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит .
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Это кто ? ... (Ворона)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь )
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока )
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему? (Ответы детей) Да, не страшна зима птицам, если есть корм. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
КОНКУРС «УГОЩЕНИЕ ДЛЯ ПТИЦ»
Командам предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку, прикрепить к доске. За каждый правильный ответ – 1 жетон.
1. Рябина.
2. Макароны
3. Семечки.
4. Ягоды шиповника
5. Ржаной хлеб.
6. Белый хлеб
7. Шоколадные конфеты
8. Яблоко
9. Пшено (крупа)
10. Гречневая каша
11. Сало соленое
12. Кусочки сырого мяса и др.
ИГРА «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»
Ребята, всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? Предлагаю поиграть в игру «Верю – не верю» и выяснить это. Если утверждение правильное, то вы отвечаете: «Верю», а если утверждение неправильное, то отвечаете: «Не верю».
- У птиц тело покрыто шерстью.
- Тело покрыто перьями.
- Есть клюв.
- Птицы летают.
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У сороки короткий хвост.
- Для птиц самое страшное зимой – это голод.
- Клесты любят семена шишек.
- Синицы любят сало.
- Ворона-это маленькая птица.
КОНКУРС «ПУТАНИЦА»
Мне нужна ваша помощь. Буквы в словах перемешались. Вам необходимо поставить их на свои места, в результате у вас получиться название зимующей птицы. Участникам предлагаются наборы букв из них нужно составить слово-название зимующей птицы. За каждый правильный ответ по 1 жетону.
НИЦАСИ - СИНИЦА
БЕЙРОВО - ВОРОБЕЙ
КАРОСО - СОРОКА
ЛУБЬГО - ГОЛУБЬ
НАВОРО - ВОРОНА
ЗЕНЬПОЛПО - ПОПОЛЗЕНЬ
ТСЁЛК - КЛЁСТ
ЛЕТЯД - ДЯТЕЛ
ВАСО - СОВА
ФИЗМИНУТКА
Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, вы услышите что-нибудь другое, то нужно хлопать и топать.
Начинаем:
Прилетели птицы;
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи....
- Что не правильно? Мухи!
- А мухи это кто? (Насекомые.)
Вы правы. Продолжаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны! (Дети топают.)
- Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы!... (Дети топают.)
- Начинаем снова
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи.... (Дети топают.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи.
Комары, кукушки. (Дети топают.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи.
Аисты, кукушки
Даже совки - сплюшки,
Лебеди, скворцы.
КОНКУРС «СТРАНА РЕБУСОВ»
Командам раздаются ребусы, за каждый правильно разгаданный ребус – 1 жетон
КОНКУРС « СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»
Командам раздаются карточки, разделенные на две половинки: на одной написано начало пословицы, а на другой окончание пословицы.
Всякая птица свое гнездо любит.
На чужой стороне и орел — ворона.
Глух как тетерев.
Видом сокол, а голосом ворона.
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Синичка невеличка, а птичка.
Дятел и дуб продалбливает.
КОНКУРС «НАЙДИ ПТИЦ»
Воспитатель: Конкурсы закончились, все команды работали отлично! Всем спасибо.(Каждая команда считает жетоны, награждение победителей)
Покормите птиц! (слайд) (дети читают про себя, а затем хором)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А.Яшин.
Воспитатель: Спасибо! Я довольна вашей работой на занятии. Теперь я спокойна, что вы не оставите птиц в беде.
|