ОО: «Познавательно-речевое развитие».
Возрастная группа: старшая группа
Тема занятия: «Зимушка-зима»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «ФЭМП», «Физическое развитие».
Цель: Закрепить знания детей о зиме.
Задачи:
Обучающие: Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь, подбирать антонимы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Закреплять правильное произношение. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение; артикуляционной, тонкой и общей моторики. Совершенствовать умение работать кисточкой.
Развивающие: Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь, подбирать антонимы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Закреплять правильное произношение. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение; артикуляционной, тонкой и общей моторики. Совершенствовать умение работать кисточкой.
Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи и занятиям изо-деятельности. Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде. Воспитывать у детей стремление к достижению результата; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами.
Словарная работа: снежинки, снежная, красивая, снежки, ледяной, холодный, искрящийся.
Планируемый результат занятия: приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища; повышение познавательной активности; усвоение необходимых знаний по теме «Зима»; формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
Материалы и оборудование: Картинки с явлениями природы разных времён года, снежки, вёдра, конверт с письмом, снежинки с заданиями, бумага для принтера голубого цвета, соль, клей ПВА, клеенки и салфетки.
Организационный момент, начало занятия, включающие:
• Привлечь внимание детей, настроить на предстоящую деятельность
• Общение ребенка со сверстниками
• Постановка проблемной ситуации
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети включаются в занятие.
Дети: Здравствуйте.
Дети: снежинки.
Дети: Зима.
Дети: На снежинки. В: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля, здравствуй ты и здравствуй я. Давайте поздороваемся с гостями.
Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано: Детский сад №7 «Ярославна». Ребятам старшей группы «Колобки». Посмотрите какое оно красивое. А как вы думаете от кого оно пришло? Что вы видите на конверте?
Давайте прочитаем его.
«Я не была у вас давно».
«Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Догадались?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?
Я вам построю терема
Я сад, и лес посеребрила,
Большую ёлку подарила.
Везде найдёте вы меня,
Среди сугробов прячусь я…
Я белоснежная ….. (зима)
Зима хочет проверить ваши знания, и она приготовила для вас задания.-Давайте вспомним.
Какое сейчас время года?
Как вы узнали, что наступила зима?
Сколько зимних месяцев вы знаете? А какие? Молодцы! А какой первый, второй, третий месяц? На мольберте картинки, давайте их расставим по цифрам: Декабрь ; январь; февраль.
Теперь скажите:
Что бывает зимой? Какие природные явления? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа).
Какой бывает ветер? (Сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный).
Что происходит зимой с реками и озерами?
А что бывает только зимой? (Снег).
Какой бывает снег? (Лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный).
В: Молодцы ребята, а где же задания весны?
В: Куда же она их спрятала? Как вы думаете?
Беседа.
2. Основная часть занятия.
Цель: Закрепить знания детей о зиме.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
• Беседа
• Игра «Доскажи словечко».
• Физкультминутка
• Игра «Убери лишнюю картинку»
• Подвижная игра «Попади снежком в цель».
• Самомассаж
• Игра «Живые цифры»
• Аппликация «Снежинка»
Дети: Снег.
Снежинки.
Снежок.
Снежной.
Снегопад.
Снежки.
Снежком.
Снеговик.
Снегурка. В: Вот вам первая снежинка
Хотите поиграть? Игра называется «Доскажи словечко».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …
С неба всё скользят пушинки – серебристые …
На просёлки, на лужок тихо падает …
Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью…
Вот веселье для ребят – всё сильнее …
Все бегут вперегонки, всё хотят играть в …
Снежный ком – на снежный ком, всё украсили …
Словно в белый пуховик мы одели …
Рядом – снежная фигурка, это девочка … Снежинка № 1
Игра называется «Доскажи словечко».
В: а теперь предлагаю немного отдохнуть. Здравствуй Зимушка-зима!
Что в подарок принесла?
Белый снег пушистый,
Иней серебристый
Лыжи, санки и коньки,
И на ёлке огоньки!
В: Молодцы, ребята!
А где следующая снежинка? -задание Физкультминутка «Зимушка-зима»
В: Вот ещё одна снежинка –
Посмотрите на картинки.
И скажите мне, друзья,
Что здесь лишнее убрать?
Снежинка №2
Проводится игра «Убери лишнюю картинку». (На доске расположены картинки с зимними, весенними, осенними явлениями природы. Необходимо убрать лишние картинки, все кроме зимних).
Дети: Да, любим. В: Зимой все дети очень любят играть на улице в разные игры. А вы любите играть в снежки? И у меня это любимая игра, давайте поиграем?
Проводится подвижная игра «Попади снежком в цель». В игре участвуют 2 ребёнка. У каждого ребёнка корзинка (ведёрко) со снежками. На небольшом расстоянии от детей стоят корзинки на полу.
Дети повторяют движения. В: Молодцы, ребята! Снежки холодные, и руки у вас, наверное, замёрзли. Давайте с вами согреемся!
Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)
Эй, потри скорее нос, (то же у другой стороны)
Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)
Улыбнулись все скорей (в другую сторону)
И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)
Веселее, веселее. (в другую сторону)
Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)
Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения).
Самомассаж.
Каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 10.
Ответы детей В: а сейчас задание посложнее, с ним справиться самый внимательный. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему.
Ребята, давайте проверим,
-какое число вы поставили между числами 3 и 5.
-какое число вы поставили между числами 7 и 9
-какое число вы поставили между числами 1 и 3
-какое число вы поставили между числами 4 и 6;
-Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;
Молодцы, ребята! Снежинка №3.
Игра «Живые цифры»
Ответы детей.
В: Лучше снежинками просто любоваться. Посмотрите, какие они красивые.
Давайте с вами тоже сделаем красивую снежинку.
Для этого нам необходимы листы синего цвета, клей и ложка, а ещё соль. На листе бумаги надо клеем нарисовать снежинку, а затем посыпать клей солью. Прижать ладошкой соль. Лишнее надо стряхнуть.
Вот какие снежинки вы теперь умеете рисовать. Молодцы, ребята!
Показ снежинок, изображённых на картинках.
На столе лежат: лист бумаги синего цвета; ложка; клей ПВА;
3. Заключительная часть занятия:
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
• Подведение итога занятия
•Анализ выполненных заданий
•Похвала, поощрение.
Дети обсуждают работу, отвечают на вопросы.
Дети благодарят за угощение. В: Ребята, вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы! Какие задания вам понравились больше всего? Молодцы!
Посмотрите здесь что-то лежит. Ребята, да это какой-то ларец. Давайте откроем его? Да тут записка. Вот что в ней написано: «Дорогие, ребята! Вы выполнили все мои задания, порадовали меня и в благодарность я посылаю вам цветные льдинки! Зимушка-зима!»
На этом наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с гостями.
|