Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Занятия, конспекты


«Развитие исследовательских способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста»

СКАЧАТЬ (1.24 Mb) 28.11.2020, 15:51
Клоченко Галина Павловна
Воспитатель


Цель мастер - класса: 

научить педагогов организации различных видов экспериментирования (с бумагой, мукой, водой, медом) и познакомить с возможностью их применения в педагогической практике.

Задачи:
 - привлечь внимание  педагогов к  проблеме ознакомления детей с окружающим миром с помощь  опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности;
- расширить  знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами;
-  создать условия для включения педагогов в активную деятельность при проведении мастер – класса.

Практическая значимость:
данный мастер класс может быть интересен педагогам, которые используют в своей практике  опытно-экспериментальную деятельность,  возможно,  они найдут для себя что-то новое, а те, кто не использует  экспериментирование, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ожидаемый результат: повысится уровень педагогического опыта участников мастер-класса по проблеме использования экспериментирования в  практике  педагогов.  
                                            
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, столы, стулья.

Материал для педагогов:  емкости, пищевая пленка, бумажные кувшинки,  чашка с водой, образцы различных продуктов для проведения опыта (мел, сода, мука, соль), стаканчики, образцы меда («чистого» и с различными добавками), йодный раствор, уксус.

План проведения.
  1. Теоретическая часть.
  2. Практическая часть «Удивительная прогулка Маши».

I часть
«Развитие исследовательских способностей и познавательной активности  у детей дошкольного возраста »
    
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Путём исследовательских действий и экспериментирования, я помогаю своим воспитанникам находить разные способы решения одной задачи, формирую основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям.

 Важнейшей чертой детского поведения является любознательность. Что такое любознательность?  В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова можно прочитать: «Любознательный  – склонный к приобретению новых знаний, пытливый».  Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё.  И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей.  В настоящее время  очень актуальна работа по познавательному развитию детей посредством исследовательской деятельности, так как эксперимент – это «проба», «опыт». «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).  Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете. Получение новых знаний и сведений выступает как основной мотив деятельности. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их, как собственные. А именно наличие этих качеств у ребенка свидетельствует о его любознательности. 

Введение ФГОС ДО ориентируют нас на достижение у дошкольников целей развития  познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости, сформированности у выпускников детского сада таких ключевых  качеств, как креативность, способность к поиску знаний.

Также меняются требования и к самому педагогу, к методам воспитания и образования дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как: уметь видеть проблему и ставить вопросы;  уметь доказывать; делать выводы; высказывать предположения и строить планы по их проверке. Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы по теме «Детское исследование и экспериментирование». За основу моей работы взяты методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А.И.Савенковым «Методика исследовательского обучения дошкольников»,   Методика  Г.П.  Тугушевой, А.Е Чистяковой «экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста».

Для проведения исследовательской деятельности была создана среда в группе, оборудован уголок экспериментирования  с наличием оборудования (колбочки разного размера, пипетки, лупы, трубочки и пр.)  и материала исследования (песок, глина, мука, камушки, ткани, и пр.). Составлена картотека опытов и экспериментов. 

Свою  исследовательскую деятельность с детьми мы строим по такому плану:  Это выбор темы,  Тема должна быть интересной и увлекательной. Исследовательская работа, как  и всякое творчество, возможно и эффективно только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.  Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым должного эффекта не даст.  Выбранная тема должна быть выполнима  и решение проблемы приносило реальную пользу. Главная задача взрослого-  подвести  ребенка к идее, в которой он максимально реализуется как исследователь, получит новые полезные знания, умения и навыки. В теме исследования необходим элемент неожиданности и необычности, первые опыты и эксперименты не должны требовать  длительного времени, исследуемая проблема должна соответствовать возрастным особенностям ребенка т. к. одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста по-разному, с различной степенью глубины;   наличие средств и материалов для изучения данной проблемы т.к. отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы приводит к поверхностному решению, мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и знаниях. В экспериментальной деятельности использую простые и доступные способы исследования: Подумать самостоятельно; посмотреть в книгах (здесь нужна помощь взрослых); посмотреть кино – и телефильмы по этой теме; обратиться к компьютеру (поискать в Интернете); спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.

Если детскую инициативу не сдерживать, а направлять в нужное русло, дети быстро достигают успехов в проведении опытов и экспериментов. Их можно проводить не только в мини-лабораториях,  но и в свободной деятельности детей.
Нами проводились  опыты с бумагой, воздухом, водой;  эксперименты с магнитом и металлом, с, красками, мукой, и другими различными материалами.

Приоритетным направлением моей работы на протяжении многих лет является развитие любознательности детей, а именно любознательность лежит в основе исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

Система работы заключается в следующем. На первом этапе я  организовывала наблюдения детей за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к их опыту (таяние льда и нега; замерзание разных жидкостей и т.п.); знакомила с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.); знакомила с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.); поощряла познавательную активность и самостоятельность  детей (организовывала игры с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой, водой, бумагой и пр.)

Вторым этапом работы являлась проектная деятельность. Было реализовано несколько проектов, которые были разработаны и реализованы с постепенным усложнением исследовательской нагрузки. Так проект «Ежик, ежик, колкий» представлял собой познавательно-творческий проект и предполагал наблюдения за ежом, изучение характерных особенностей животного, развитие любознательности и творческого потенциала детей. Практико-ориентированный проект «Ай, да береза» способствовал развитию элементарных опытно-экспериментальных навыков детей. Помимо того, что дети узнали много нового, они узнали, почему сок у березы сладкий и экспериментально это проверили. В исследовательском проекте «Я, моя семья моя родословная» дети учились самостоятельно добывать информацию о своей семье, своей родословной, значении имен и фамилий. Познавательный опытно-экспериментальный проект «Хлеб - всему голова» позволил детям изучить свойства муки. Дети научились находить муку среди других продуктов, замешивать тесто и изготавливать мучные изделия. В познавательно - исследовательском проекте «Меду хвала, он всему голова» дети расширили знания о пчелах, о меде и сфере его применения, и научились определять качество меда. Дети и родители принимали активное участие в проектах.

Завершающим этапом в работе по формированию исследовательских способностей детей являются исследовательские работы, которые органично сочетают в себе и опытно-экспериментальную и проектную деятельность. Были проведены исследовательские работы и представлены на конкурсах разного уровня:

- «Природные батарейки» (I место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Я - исследователь», Лауреат I степени  Всероссийского конкурса исследовательских проектов для детей дошкольного возраста «Я - исследователь», участник Всероссийского конкурса  исследовательских работ в г. Сочи, 2016 г.),
- «Как деревья готовятся к зиме» (II место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Я - исследователь», 2016г.),
- «Волшебное семечко» (III место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Я - исследователь», 2016г), 
- «Почему вода в море соленная» (II место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Я - исследователь», 2017г),
- «Развитие бабочки» (лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса «Я - исследователь», 2017г.),
- «Чудо - колосок» (II место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Я - исследователь», I место на Всероссийском педагогическом конкурсе «Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика», 2018 г.),
- «Волшебные краски» (II место в региональном этапе Всероссийского конкурса «Я - исследователь», 2019г.), и др. которые, позволили детям стать настоящими исследователями, а также участниками и победителями конкурсов разного уровня.
В результате проведенной работы мы обратили внимание на то, что дети стали охотнее обращаться за помощью к детским энциклопедиям, другой познавательной литературе, которую стали приносить в группу, рассматривать, обсуждать заинтересовавшие их моменты вместе с другими детьми, обращаться за разъяснениями к воспитателю, больше думать, рассуждать, выдвигать гипотезы,  делать выводы.

Таким образом, овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностью способствует развитию любознательности, активности, самостоятельности детей, развитию их коммуникативных и творческих способностей, а соответственно - развитию исследовательских способностей и познавательной активности детей.

  Давайте мы  вместе уточним, что лежит в  основе исследовательской деятельности?



Уважаемые коллеги, я предлагаю начать наш мастер - класс с игры
«ДА-НЕТ».
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли вы с занятия, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность очень нравиться детям, и я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, где мы с вами проведем эксперименты с разными материалами и сделаем для себя какие-то выводы о возможностях данной деятельности в работе с детьми любого возраста.
Итак,  я расскажу вам сказку, которая называется «Удивительная прогулка Маши…..»



Однажды девочка Маша решила навестить своего друга  Медведя .
Но прежде чем отправится в гости, решила, напечь ему вкусных пирогов.



Маша взяла чашку и отправилась за мукой. Маша так торопилась что перепутала муку с другими продуктами. Стала замешивать тесто, а сама не знает где мука.



Расстроилась Маша, что же  теперь делать? Коллеги, давайте поможем  Маше.

Опыт № 1

Возьмите поднос с красным кружочком, на нем образцы разных продуктов.
Посмотрите внимательно и скажите, как вы думаете, в какой баночке мука? Возьмите стикер и приклейте его на эту баночку, а теперь давайте проверим, правильно вы определили или нет.

Из каждой баночки возьмите по ложке продукта, положите в стакан с водой, перемешайте и посмотрите. Что произошло? Какая в стакане вода? (прозрачная) образец №1 и №4, растворились в воде в остальных стаканах выпал осадок или вода стала мутной.

Вывод: все, что растворилось, точно не мука, мука в воде не растворяется. Уберите  образцы №1, № 4. У нас остались образцы № 2, №3 и №5.

Теперь мы будем исследовать только эти образцы.

Я открою вам один секрет: если в муку капнуть йод, то мука посинеет. Возьмите ложечку, наберите йодный раствор и капните в оставшиеся образцы.

Вывод: образец под № 3 не изменил цвет, значит это не мука. Убираем его. Итак, остались образцы № 2 и № 5. Они оба посинели от йода, как вы думаете, где же мука? Определите на ощупь.  Мука под № 2.
Вы теперь сами сможете найти муку? Чтобы найти муку, что нужно знать? (Она не растворяется в воде и меняет цвет если капнуть в неё йод).

   Пока мы искали муку Маша передумала, печь пирожки и отправилась в гости к своему другу - Медведю. Дорога ей предстояла дальняя и очень интересная.



По пути она увидела красивое озеро, на поверхности которого плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Маша  увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.



Опыт № 2

Возьмите поднос с зеленым кружочком. У вас шаблон цветка. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в тарелку. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Маша торопилась, но вдруг увидела, гусеницу.

 

Она поймала её и посадила в банку, и чтобы она не вылезла, накрыла плёнкой.


 

Но тут подул сильный ветер, на небе появились тёмные тучи, и пошел дождь. Дождь быстро кончился, и девочка увидела, что гусеница в банке увеличилась в размере. (как вы думаете, почему так показалось Маше?)

Опыт № 3

Если вам понадобилось  разглядеть какое-либо маленькое существо, например, гусеницу, сделать это очень просто.
Возьмите  поднос  с  синим кружочком.

Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Итак, мы делаем вывод: если смотреть  через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
Шла, шла Маша и увидела перед собой  огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие насекомые и громко жужжали, это были пчелы.


 

Они собирали нектар и носили его в свои домики. Маша решила: «Дай-ка, я наберу Мишке меду».

Опыт № 4

Если вы решили приобрести себе мед, то можно проверить качественный он или нет.

Возьмите поднос с розовым  кружочком.
В меде могут быть разные примеси (вода, мел, крахмал или мука) как это проверить?

I способ
Возьмите кусочек газеты капните на нее небольшое количество меда из каждой баночки и внимательно наблюдайте, что произойдет.

Вывод: Если мед начнет растекаться или просачиваться сквозь газету, значит, продукт ненатуральный или разбавленный водой.

II способ
Возьмете в ложку небольшое количество меда, затем капните несколько капель йода на образец,  посмотрите что произошло.

Вывод: Если мед приобретет синий оттенок, то это означает, что в меде есть мука или крахмал.
III способ

Возьмите еще раз в ложку немного меда и добавьте туда уксус. Теперь посмотрите, что происходит далее.

Вывод: Если мед начал пузыриться или образовалась пена, то это значит, что в составе есть мел.

Таким образом, можно определить качество меда.

Маше  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
 

 
Но очень скоро наступил вечер,  она устала и решила, вернутся домой.



А мед я отнесу Мишке завтра, подумала Маша.
А закончить свой мастер-класс я хочу китайской мудростью:
То, что я услышал, я забыл.

                                          То, что я увидел, я помню.
                                          То, что я сделал, я знаю.

И в знак благодарности за совместную с вами работу я хочу подарить вам вот эти удивительные яблоки. Посмотрите, уважаемые коллеги, что на них написано?

Это невидимые чернила, чтобы их увидеть возьмите йодный раствор,  намочите им тампон и проведите по полоске.
Прочитайте. (Спасибо.)

Большое спасибо всем за работу!
Экспериментируйте, исследуйте, творите!
Желаю всем успехов!


Категория: Занятия, конспекты
Просмотров: 647 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: