Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Занятия, конспекты


Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Из чего получается «слово»

СКАЧАТЬ (47.5 Kb) 16.08.2020, 10:49
Клюкина Елена Ивановна
Воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 196» общеразвивающего вида

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Подготовила воспитатель:
Клюкина Елена Ивановна

Тема: Из чего получается «слово».
Задачи:
Область «Социально – коммуникативное развитие»:
развивать сотрудничество, взаимопомощь, умение слушать других; побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию;
развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Область «Познавательное развитие»:
развивать познавательную активность, любознательность;
Область «Речевое развитие»:
закрепить умение делить слова на слоги;
закрепить умение проводить звуковой анализ слова «зима»;
закрепить знание гласных и согласных звуков;
развивать монологическую речь, умение отвечать на вопросы.
Цель:
закрепить умение проводить звуковой анализ слова «зима».
закреплять знания о гласных и согласных звуках, мягких и твердых,
закреплять умение определять первый звук.
Материал и оборудование:
картинка – схема слова «зима», указка, фишки (зелёные, синие, красные)карточки со схемой слова «зима» на каждого ребёнка, трафареты
букв, игрушки (кукла, машинка, пирамидка, матрёшка), цветные карандаши, мяч.
Ход занятия.
В: Здравствуйте, ребята! Каждый день должен начинаться с хорошего настроения, давайте и мы создадим его. Давайте все встанем в круг и поздороваемся друг с другом. И каждый пусть назовёт доброе и красивое слово. (дети встают в круг называют своё имя и добрые, красивые слова).
В: Ребята, я сейчас вам сказку расскажу, про звуки. В городе Звукинске жили необычные жители. Звуки.
В: Одни умели петь и их назвали гласными. Волшебник им подарил карнавальные платьица. Красного цвета.
В: И согласные звуки, которые очень любили слушать как поют гласные звуки. Им подарил волшебник какого цвета платьица кто догадался?
Д: Синего цвета.
В: Все верно. Жили звуки дружно и помогали друг другу. Но как-то раз они поссорились и перестали дружить, решили жить в разных частях города гласные звуки в одной стороне, а согласные звуки в другой стороне. И когда они разделились по разным сторонам то перестали понимать друг друга.
Ребята как вы думаете почему? (Ответы детей)
В: Всё верно. Молодцы! Вы абсолютно правы. Слова, которые мы слышим состоят из звуков из гласных и согласных.
В: Гласные звуки можно пропеть и воздух во рту не встречает преград .
Давайте вспомним какие гласные звуки мы знаем?
(один ребенок показывает да доске, а остальные называют).
А согласные? Свободно они произносятся? Можно их пропеть?
Д: Нет пропеть нельзя, воздух во рту встречает преграды.
А какие согласные звуки мы знаем?
Молодцы все верно назвали.
А какими бывают согласные? (Почему они синим и зеленым цветом обозначаются)
Д: Их называют твёрдые и мягкие согласные.
В: все верно. Молодцы.
Задание первое определи «гласный-согласный» звук
(воспитатель произносит звуки. Если дети слышат гласный звук, то хлопают в ладоши, а если согласный, то приседают).
Очень хорошо все справились.
В: Я вам загадаю загадку, а вы внимательно слушайте. Оно может быть ласковым, а может быть грубым. Оно может обидеть, а может рассмешить.
Его можно сказать, а можно написать
Д: Слово!
В: Молодцы! Правильно.
В: Дети посмотрите на стол сколько много здесь предметов и у каждого есть своё название. (дети смотрят на стол где выставлены разные предметы)
Воспитатель показывает на один предмет и спрашивает:
Этот предмет мы каким словом назовём?
Д: словом «кукла»
А этот предмет каким словом назовём? (показывает на дугой предмет )
Д: словом «машинка»
(и так далее перечисляя предметы).
В: Правильно. Молодцы! Посмотрите сколько слов вы знаете, слова встречаются везде. Мы сегодня уже называли добрые и красивые слова. Помните?
Д: Да, когда здоровались.
Воспитатель показывает куклу
В: Что это? Это предмет. Предмет можно потрогать, увидеть описать. Давайте мы с вами опишем предмет: форму, размер, цвет, материал.
(дети описывают предмет, говорят свои ответы).
В: А сейчас я убираю предмет и поизношу слово «кукла» (воспитатель прячет куклу за спину)
В: Что осталось?
Д: «Слово»
В: Конечно же слово. Я предлагаю вам поиграем в игру «Доскажи словечко».
В: Просыпаюсь утром рано Вместе с солнышком румяным Заправляю сам кроватку Быстро делаю …
Д: Зарядку. В: Михаил играл в футбол И забил в ворота …
Д: Гол В: У меня пропал носок Утащил его …
Д: Щенок.
В: Ах какие холода, начинается… Д: Зима. В: Слова бывают короткие, а бывают длинные. Как же их отличить? Д: Их можно измерить.
В: Да. Правильно, их можно измерить, но не линейкой мы их будем измерять, а слогами. В :А как мы можем посчитать слоги, с помощью чего?
Д: С помощью хлопков.
В: Правильно, с помощью хлопков.
Второе задание определи слоги.
Сколько слогов в слове «зима»? Давайте прохлопаем все вместе.
Д: В слове «зи-ма» два слога. В: Назовите первый слог. Д: «Зи» В: Назовите второй слог. Д: «Ма»
В: А если произнесём слово ласково – «зи-муш-ка», сколько будет слогов? Воспитатель и дети вместе прохлопывают слова, считая количество слогов. Игра: «Назови братца». (в кругу с мячом) .Я называю твердый звук, а вы мне мягкий. И наоборот, я называю мягкий, а вы твердый.
Второе задание. Дети у вас у каждого есть имя, а ваше имя состоит из звуков.
Сейчас я буду называть звуки, если такой звук есть в вашем имени, значит этот ребенок садится за стол.
Молодцы, вы все справились, посмотрите, как мы сидим у нас прямая спина, руки перед собой на столе.
Третье задание звуковой анализ слова «зима»
Сколько слогов в слове зима? (два слога)
Сколько звуков? (четыре звука)
Сколько гласных? (два гласных). Сколько согласных звуков (два: один синий (мягкий звук) и один зеленый (твердый звук)) .
Один ребёнок разбирает у доски остальные у себя на карточках за столами.
З -и-ма – первый мягкий согласный звук произносим коротко т. к. встречается преграда, обозначаем зелёной фишкой
З- и -ма –второй звук гласный его можно пропеть, обозначаем красной фишкой
Зи- м -а –третий звук согласный, твёрдый, мы его не можем пропеть встречается преграда, обозначаем синей фишкой.
Зи-м- а – четвертый звук гласный его можно пропеть, обозначаем красной фишкой

В: Правильно, Молодцы! Все с заданием справились.
Четвёртое задание определить первую букву своего имени и раскрасить её.
Перед вами разложены буквы, предлагаю вам выбрать букву с которой начинается ваше имя и раскрасить её.
В: Какие у вас красивые получились буквы все разные. Молодцы.
Но мы совсем забыли про нашу сказку. Как вы думаете помирились жители города «Звукинск». Каждый из вас может придумать свой конец сказки, и мы её запишем. Вы согласны?
Д: Да.
В: Ребята мы сегодня с вами сделали очень много, что вам запомнилось больше всего? Вам понравилось? (Ответы детей)
И мне всё очень понравилось. Вы очень старались.

Категория: Занятия, конспекты
Просмотров: 497 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: