|
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Из чего получается «слово»
(47.5 Kb)
| 16.08.2020, 10:49 |
Клюкина Елена Ивановна Воспитатель |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 196» общеразвивающего вида
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Подготовила воспитатель: Клюкина Елена Ивановна
Тема: Из чего получается «слово». Задачи: Область «Социально – коммуникативное развитие»: развивать сотрудничество, взаимопомощь, умение слушать других; побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию; развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Область «Познавательное развитие»: развивать познавательную активность, любознательность; Область «Речевое развитие»: закрепить умение делить слова на слоги; закрепить умение проводить звуковой анализ слова «зима»; закрепить знание гласных и согласных звуков; развивать монологическую речь, умение отвечать на вопросы. Цель: закрепить умение проводить звуковой анализ слова «зима». закреплять знания о гласных и согласных звуках, мягких и твердых, закреплять умение определять первый звук. Материал и оборудование: картинка – схема слова «зима», указка, фишки (зелёные, синие, красные)карточки со схемой слова «зима» на каждого ребёнка, трафареты букв, игрушки (кукла, машинка, пирамидка, матрёшка), цветные карандаши, мяч. Ход занятия. В: Здравствуйте, ребята! Каждый день должен начинаться с хорошего настроения, давайте и мы создадим его. Давайте все встанем в круг и поздороваемся друг с другом. И каждый пусть назовёт доброе и красивое слово. (дети встают в круг называют своё имя и добрые, красивые слова). В: Ребята, я сейчас вам сказку расскажу, про звуки. В городе Звукинске жили необычные жители. Звуки. В: Одни умели петь и их назвали гласными. Волшебник им подарил карнавальные платьица. Красного цвета. В: И согласные звуки, которые очень любили слушать как поют гласные звуки. Им подарил волшебник какого цвета платьица кто догадался? Д: Синего цвета. В: Все верно. Жили звуки дружно и помогали друг другу. Но как-то раз они поссорились и перестали дружить, решили жить в разных частях города гласные звуки в одной стороне, а согласные звуки в другой стороне. И когда они разделились по разным сторонам то перестали понимать друг друга. Ребята как вы думаете почему? (Ответы детей) В: Всё верно. Молодцы! Вы абсолютно правы. Слова, которые мы слышим состоят из звуков из гласных и согласных. В: Гласные звуки можно пропеть и воздух во рту не встречает преград . Давайте вспомним какие гласные звуки мы знаем? (один ребенок показывает да доске, а остальные называют). А согласные? Свободно они произносятся? Можно их пропеть? Д: Нет пропеть нельзя, воздух во рту встречает преграды. А какие согласные звуки мы знаем? Молодцы все верно назвали. А какими бывают согласные? (Почему они синим и зеленым цветом обозначаются) Д: Их называют твёрдые и мягкие согласные. В: все верно. Молодцы. Задание первое определи «гласный-согласный» звук (воспитатель произносит звуки. Если дети слышат гласный звук, то хлопают в ладоши, а если согласный, то приседают). Очень хорошо все справились. В: Я вам загадаю загадку, а вы внимательно слушайте. Оно может быть ласковым, а может быть грубым. Оно может обидеть, а может рассмешить. Его можно сказать, а можно написать Д: Слово! В: Молодцы! Правильно. В: Дети посмотрите на стол сколько много здесь предметов и у каждого есть своё название. (дети смотрят на стол где выставлены разные предметы) Воспитатель показывает на один предмет и спрашивает: Этот предмет мы каким словом назовём? Д: словом «кукла» А этот предмет каким словом назовём? (показывает на дугой предмет ) Д: словом «машинка» (и так далее перечисляя предметы). В: Правильно. Молодцы! Посмотрите сколько слов вы знаете, слова встречаются везде. Мы сегодня уже называли добрые и красивые слова. Помните? Д: Да, когда здоровались. Воспитатель показывает куклу В: Что это? Это предмет. Предмет можно потрогать, увидеть описать. Давайте мы с вами опишем предмет: форму, размер, цвет, материал. (дети описывают предмет, говорят свои ответы). В: А сейчас я убираю предмет и поизношу слово «кукла» (воспитатель прячет куклу за спину) В: Что осталось? Д: «Слово» В: Конечно же слово. Я предлагаю вам поиграем в игру «Доскажи словечко». В: Просыпаюсь утром рано Вместе с солнышком румяным Заправляю сам кроватку Быстро делаю … Д: Зарядку. В: Михаил играл в футбол И забил в ворота … Д: Гол В: У меня пропал носок Утащил его … Д: Щенок. В: Ах какие холода, начинается… Д: Зима. В: Слова бывают короткие, а бывают длинные. Как же их отличить? Д: Их можно измерить. В: Да. Правильно, их можно измерить, но не линейкой мы их будем измерять, а слогами. В :А как мы можем посчитать слоги, с помощью чего? Д: С помощью хлопков. В: Правильно, с помощью хлопков. Второе задание определи слоги. Сколько слогов в слове «зима»? Давайте прохлопаем все вместе. Д: В слове «зи-ма» два слога. В: Назовите первый слог. Д: «Зи» В: Назовите второй слог. Д: «Ма» В: А если произнесём слово ласково – «зи-муш-ка», сколько будет слогов? Воспитатель и дети вместе прохлопывают слова, считая количество слогов. Игра: «Назови братца». (в кругу с мячом) .Я называю твердый звук, а вы мне мягкий. И наоборот, я называю мягкий, а вы твердый. Второе задание. Дети у вас у каждого есть имя, а ваше имя состоит из звуков. Сейчас я буду называть звуки, если такой звук есть в вашем имени, значит этот ребенок садится за стол. Молодцы, вы все справились, посмотрите, как мы сидим у нас прямая спина, руки перед собой на столе. Третье задание звуковой анализ слова «зима» Сколько слогов в слове зима? (два слога) Сколько звуков? (четыре звука) Сколько гласных? (два гласных). Сколько согласных звуков (два: один синий (мягкий звук) и один зеленый (твердый звук)) . Один ребёнок разбирает у доски остальные у себя на карточках за столами. З -и-ма – первый мягкий согласный звук произносим коротко т. к. встречается преграда, обозначаем зелёной фишкой З- и -ма –второй звук гласный его можно пропеть, обозначаем красной фишкой Зи- м -а –третий звук согласный, твёрдый, мы его не можем пропеть встречается преграда, обозначаем синей фишкой. Зи-м- а – четвертый звук гласный его можно пропеть, обозначаем красной фишкой
В: Правильно, Молодцы! Все с заданием справились. Четвёртое задание определить первую букву своего имени и раскрасить её. Перед вами разложены буквы, предлагаю вам выбрать букву с которой начинается ваше имя и раскрасить её. В: Какие у вас красивые получились буквы все разные. Молодцы. Но мы совсем забыли про нашу сказку. Как вы думаете помирились жители города «Звукинск». Каждый из вас может придумать свой конец сказки, и мы её запишем. Вы согласны? Д: Да. В: Ребята мы сегодня с вами сделали очень много, что вам запомнилось больше всего? Вам понравилось? (Ответы детей) И мне всё очень понравилось. Вы очень старались.
|
Категория: Занятия, конспекты
|
Просмотров: 452 | Загрузок: 15
| Рейтинг: 0.0/0 |
|