Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Занятия, конспекты


Конспект НОД по технологии продуктивного чтения-слушания по произведению В.Гаршина "Лягушка-путешественница"

СКАЧАТЬ (22.6 Kb) 04.01.2021, 22:30
Антипина Наталия Владимировна
воспитатель
Цель: знакомство со сказкой В.Гаршина «Лягушка-путешественница».

Задачи:
Обучающие: Познакомить со сказкой В.Гаршина «Лягушка-путешественница».
Развивающие: Развивать способность к целостному восприятию произведений.
Развивать умение находить выход из проблемных ситуаций, творческое воображение.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Способствовать накоплению опыта эмоционально-положительного общения с детьми и взрослыми.
Оборудование: иллюстрации с путешествующими людьми, книга В.Гаршина «Лягушка-путешественница», кисточки, листы бумаги серого, белого и коричневого цвета с нарисованным контуром для вырезания уток, цветная бумага, ножницы, клей, тряпочка или бумажная салфетка.

Применяемая технология: технология ПЧС

Ход НОД:
Дети с воспитателем встают в круг. Ритуал приветствия
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!

Воспитатель: -Ребята, предлагаю вам посмотреть на эти иллюстрации. (Показ иллюстраций с изображением путешествующих людей) Что на них изображено? Что делают люди на этих иллюстрациях? На чем они путешествуют? Куда, как вы думаете?

-Действительно, путешествовать можно и пешком, и на транспорте , главное чтоб было интересно. А как вы думаете, можно ли совершить путешествие , не используя эти способы передвижения? Хотите об этом узнать? Я знаю одну историю, где главная героиня так хотела побывать на юге, что отправилась в путешествие на …утках. Предлагаю вам послушать сказку Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница». Готовы слушать? Тогда устраивайтесь поудобнее и начнем.

Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы она благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.(Интересно, что за проишествие?)

Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.

- Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! - думала она. - Какое это наслаждение - жить на свете! (Прекрасная мокрая погода…странно. Обычно говорят «прекрасная солнечная погода». Почему же лягушка так сказала?)

Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке, капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, - на это есть весна, - и что, заквакав, она может уронить свое лягушечье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться.

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фыю-фью-фью - раздается в воздухе, когда летит высоко над вами стая таких уток, а их самих даже и не видно, так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, опустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.

- Кря, кря! - сказала одна из них, - Лететь еще далеко; надо покушать.

И лягушка сейчас же спряталась. Хотя она и знала, что утки не станут есть ее, большую и толстую квакушку, но все-таки, на всякий случай, она нырнула под корягу. Однако, подумав, она решила высунуть из воды свою лупоглазую (т.е. с выпученными глазами) голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки. (Какая любопытная лягушка!)

- Кря, кря! - сказала другая утка, - уже холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!
И все утки стали громко крякать в знак одобрения.

- Госпожи утки! - осмелилась сказать лягушка, - что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.(А вы знаете, что такое юг?) И утки окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть ее, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями:

- Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные теплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!

Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце концов все-таки спросила, потому что была осторожна:

- А много ли там мошек и комаров?
- О! целые тучи! - отвечала утка.
- Ква! - сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать ее и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик. (А вы поняли, почему лягушка решилась квакнуть?)

- Возьмите меня с собой!
- Это мне удивительно! - воскликнула утка. - Как мы тебя возьмем? У тебя нет крыльев.
- Когда вы летите? - спросила лягушка.
- Скоро, скоро! - закричали все утки. – Кря! Кря! Кря! Тут холодно! На юг! На юг!
- Позвольте мне подумать только пять минут, - сказала лягушка, - я сейчас вернусь, я наверно придумаю что-нибудь хорошее. (Интересно, что же она придумает?)

И она шлепнулась с сучка, на который было снова влезла, в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором она сидела, показалась ее морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.

- Я придумала! Я нашла! - сказала она. - Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно. (Ай да лягушка! Вот что она придумала!)

Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и вся стая поднялась в воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую ее подняли; кроме того, утки летели неровно и дергали прутик; бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный паяц (бумажный клоун), и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлепнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассмотреть, потому что, вися на прутике, она смотрела назад и немного вверх, но кое-что все-таки видела и радовалась и гордилась.(Интересно. Чему она радовалась и чем гордилась?)

- Вот как я превосходно придумала, - думала она про себя. (Вот оказывается, чем она гордилась)

А утки летели вслед за несшей ее передней парой, кричали и хвалили ее.

- Удивительно умная голова наша лягушка, - говорили они, - даже между утками мало таких найдется.

Она едва удержалась, чтобы не поблагодарить их, но вспомнив, что, открыв рот, она свалится со страшной высоты, еще крепче стиснула челюсти и решилась терпеть.

Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что об ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:

- Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.

И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:
- Смотрите, смотрите! - кричали дети в одной деревне, - утки лягушку несут!

Лягушка услышала это, и у нее прыгало сердце.
- Смотрите, смотрите! - кричали в другой деревне взрослые, - вот чудо-то!
- Знают ли они, что это придумала я, а не утки? - подумала квакушка.
- Смотрите, смотрите! - кричали в третьей деревне. - Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку? (Сумеет ли удержаться? Не заговорит. Как вы думаете?)

Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:
- Это я! Я! (Эх, хвастливая лягушка! Не удержалась!)

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали, одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дергая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.

Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во все горло:
- Это я! Это я придумала!

Но вокруг нее никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из воды, то с удивлением смотрели на новую.

И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у нее были свои собственные утки, которые носили ее, куда было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много мошек и всяких других съедобных насекомых.

- Я заехала к вам посмотреть, как вы живете, - сказала она. - Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся утки, которых я отпустила.

Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели ее.
Воспитатель: -Вот так закончилась эта необыкновенная история.

-Ребята, а почему это произведение назвали сказкой?
-Куда летели утки? Как мы можем их охарактеризовать? Какие они в сказке? (добрые, отзывчивые)
- Что можно сказать про лягушку? ( сообразительная, находчивая, хвастливая, нетерпеливая)
-Почему она упала? (захотелось похвастаться)

Физкультминутка: Подвижная игра «Лягушки в болоте».

Ход игры: в центре группы круг из веревки, это болото. Вокруг него «лягушки». Рядом ребенок – «журавль». Лягушки говорят слова:

Вот с насиженной гнилушки
В воду шлепнулись лягушки.
«Ква – ке – ке, ква –ке – ке,
Будет дождик на реке».
С окончанием слов, лягушки прыгают в «болото», двумя ногами, а «журавль» ловит не успевших запрыгнуть. Игра повторяется 3 раза.

Воспитатель:
-А если бы вы оказались на месте лягушки, смогли бы удержаться, чтоб не закричать?
- Чему учит нас сказка? (Хвастовство до добра не доводит)

- Ребята! Вспомните. Пожалуйста, сколько уток неслоо лягушку? (две) Как вы думаете, им было тяжело? Как мы можем им помочь? Давайте приклеим целую стаю. Каждый возьмите лист бумаги, сложите его пополам и начинайте вырезать по нарисованному контуру. А потом надрезаем крылья и хвост, чтобы были похожи на перышки. Глаз можно дорисовать. Эта утка полетит прямо под облаками. Воспитатель показывает способ приклеивания утки: половинка туловища и одно крыло приклеиваются на фон. Между утками воспитатель приклеивает веточку и на веточке лягушку, будто она держится ртом.
-Молодцы! Несите их на небо и раскладывайте так, чтобы получилась стая. Не забудьте, что утки должны лететь в одну сторону и не мешать друг другу.

Дети размещают уток и аккуратно приклеивают, оставив свободным крыло.
-Молодцы, ребята!Здорово получилось.Теперь уткам будет легко.
Дети рассматривают композицию и вспоминают сказку М. Гаршина «Лягушка- путешественница».

Подведение итогов. Рефлексия

Воспитатель:
-Ребята, чему научила нас сказка?
Не надо зазнаваться. Нужно в любой ситуации оставаться скромными.
-Кто из героев понравился больше всех и почему?
-Что мы можем посоветовать лягушке на будущее?
- Сегодня вы все были дружными, активными, веселыми. Я вами очень довольна!


Категория: Занятия, конспекты
Просмотров: 469 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: