Воспитание и обучение – процесс двусторонний, построенный на одновременном взаимодействии педагога и ребёнка. Успешность осуществляется напрямую, зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса. Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия, общения.
Общение с детьми является сутью педагогической профессии. И от того, насколько эффективно удается это общение организовать, зависит не только самочувствие воспитанников, но и удовлетворенность собой как профессионалом, самооценка и самочувствие.
Жизнь человека в обществе в основном начинается с детского сада, где закладываются основы общественных отношений, которые в дальнейшем являются определяющими в развитии ребёнка. Именно поэтому, воспитатель ДОУ, являясь носителем культуры, а также владея методиками и технологиями обучения, воспитания и развития дошкольников, должен умело организовывать деятельность детей.
В связи с вступлением в силу ФГОС «в старшем дошкольном возрасте достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе», а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре, а не в учебной деятельности как таковой.
Ведущей в этом процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка. В современной литературе понятие «совместная деятельность» трактуется как равноправное, равнозначное сотрудничество и взаимодействие взрослых и детей (Н.В. Федина, О.А. Скоролупова, Т.Н. Доронова, А.Г. Гогоберидзе и др.). Как показывает практика, организация совместной деятельности вызывает у педагогов ДОУ определенные трудности.
«Совместная деятельность взрослого и детей» – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Данная деятельность предполагает разную по форме организацию:
- по количественному составу: индивидуальную, подгрупповую и фронтальную,
- по характеру взаимодействия между участниками:
- закрытая совместная деятельность, когда цель мотивируется педагогом, он продумывает её содержание; основным является усвоение знаний, умений и навыков, вводятся правила поведения, регулирующие дисциплину детей (ранний и младший дошкольный возраст);
- обращенная совместная деятельность, когда цель и содержание продумывается педагогом, но к их реализации привлекается личный опыт детей, что допускает вопросы, комментарии детей (средний и старший дошкольный возраст);
- открытая совместная деятельность, когда цель, содержание и пути их реализации оговариваются вместе с детьми, выступает как паритетная, равноправная (старший дошкольный возраст),
- по способам деятельности, т.е. разнообразие методов и приёмов: коллекционирование, реализация проектов, творческие мастерские, салоны и т.п.
Различают виды совместной деятельности взрослого и детей:
- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций.
Совместная деятельность взрослого с ребенком, прежде всего, – это деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Педагогу важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребенка поводы для общения.
В процессе совместной деятельности взрослого с детьми, педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается в непосредственно организованной образовательной деятельности. Постановка проблемных задач здесь носит ситуативный характер. Ребенок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.
Эта деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, воспитатели продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.
В процессе такого взаимодействия меняется и роль самого воспитателя в системе образования. Воспитатель должен превратиться в профессионала, который научит ребенка самостоятельно получать знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом организованной деятельности наравне с детьми.
Совместная деятельность взрослого и детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов в своей реализации должна придерживаться основных тезисов, на которые указывает Н.А. Короткова:
- включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Для привлечения дошкольников к совместной деятельности воспитателю следует учитывать аспект мотивационной направленности, т.е. побуждение поведения детей через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п., которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка. Именно с этого начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым.
Роль воспитателя в организации совместной деятельности педагога с детьми огромна.
Например, исходя из приоритетного направления своей работы со старшими дошкольниками – здоровьесбережение, при организации совместных развивающих игр в рамках совместной деятельности воспитателя и детей, я стараюсь придерживаться выполнения ряда условий:
1. Отбор знаний, полученных в непосредственно организованной образовательной деятельности для последующего отражения их в играх дошкольников. Т.е. определяю возможность применения знаний в детских играх, обеспечиваю преемственность между содержанием занятий с последующей игровой деятельностью, включаю в игры специфические действия, направленные на актуализацию знаний и умений.
2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят знания и умения, полученные в непосредственно организованной образовательной деятельности.
3. Организация коллективных игр (привлечение каждого ребенка к выполнению ролей). Т.е. обогащаю игры по тематике, сюжетам, игровым ролям, взаимоотношениям детей, вместе с детьми готовлю необходимый материал и атрибуты для игры. Тем самым в совместной деятельности у дошкольников проявляется интерес к содержанию игры, применению будущих ролей и развертыванию сюжета игры. Принимаю непосредственное участие в игре, наряду с детьми выполняю игровую роль.
4. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).
5. Интегрированный подход, т.е. сочетание нескольких видов деятельности, сменяющих друг друга, что способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе.
Таким образом, специфика взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности характеризуется деловым взаимодействием и сотрудничеством, где происходит развитие личности, как детей, так и педагога.
|