Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Взаимодействие с родителями


Консультация для родителей "Как привить детям любовь к классической музыке"

СКАЧАТЬ (25.7 Kb) 15.03.2025, 11:02
Соколова Наталья Владимировна
музыкальный руководитель
Как привить детям любовь к классической музыке.
Когда великий композитор, свои шедевры создавал,
При этом он о чем-то думал, о чем-то он переживал,
Любил, страдал, был счастлив, может…. Встревожен был, испуган, смел!
И музыке своей он тоже те чувства передать хотел.
Не каждый может их увидеть, не каждый может распознать,
Не каждый музыку услышав, поймет, о чем хотел сказать
Тот композитор, но поверьте, большое счастье это знать,
Большое счастье это слышать, и чувствовать и понимать!
Закрой глаза в момент ненастья и каждый звук в себя впитай,
Захочешь плакать - не стесняйся, а плачь! И смейся, и рыдай!
И вытеснит твои мученья волшебных звуков океан,
И вмиг избавит от сомненья, и сгладит боль душевных ран,
И наконец, наступит утро в твоей измученной душе,
И музыки святая мудрость без слов откроет свет тебе!
Ты слушай музыку и чувствуй, как с ней становиться легко,
Ты сам поймешь, что это чувство, как божий дар тебе дано.
И. Добрынина


В своем стихотворении автор хочет донести до читателей, о том, что духовное развитие человека, так же необходимо, как и физическое. Через музыку человек учится распознавать эмоции, как свои, так и окружающих, а значит учится управлять ими, становится психологически здоровой, гармонически развитой, стрессо устойчивой личностью. Но, к сожалению опыт показывает, что не у всех родителей есть возможность (время, желание), водить детей на концерты классической музыки. К тому же, мало кому из ребят этот процесс покажется увлекательным, а принудительное прослушивание этих классических шедевров вызовет только неприятие к музыкальному искусству. Ведь прививать детям любовь к музыке нужно правильно: грамотно, дозированно, ненавязчиво, в игровой форме, учитывая возрастные особенности, другими словами это должен делать профессионал, имеющий музыкально-педагогическое образование. А родителям предлагаем использовать такой, более простой и понятный метод – это всем нам привычные мультфильмы.
Предлагаю вашему вниманию подборку тех мультфильмов, которые помогут вашему ребенку почувствовать и понять классическую музыку. Тонко подобранные музыкально-художественные образы, повадки и чувства которых имеют музыкальное сопровождение, делают этот процесс игровым и увлекательным.

Первое, что я хочу предложить это два полнометражных мультфильма студии «Дисней»:
1. «Фантазия» 1940-го года
2. «Фантазия» 2000-го года
По сути это мультконцерты – рисованные миниатюры о разных Феях, Кентаврах, пухленьких ангелочках. Мультфильмы сопровождаются музыкой Шуберта, Чайковского, Мусоргского, Сен-Санса, Гершвина, Бетховена и многих других известных композиторов. Все это красочно и ярко оформлено, ребенок погружается в гамму чувств, красок и музыки, равнодушным он точно не останется.
3. «Петя и волк» - мультфильм Сьюзи Темплтон, по мотивам симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк» в 2006 году взял Оскара за лучший короткометражный мультфильм. Каждый персонаж мультфильма представлен определенным инструментом и отдельным музыкальным мотивом. На лицо изобразительные средства в музыке, очень хорошо развивает музыкально-образное мышление.
4. «Балерина на корабле» 1969 года – На круизном корабле плывет балерина, любуется красотой моря, а матросы любуются балериной. Мультфильм без слов. С невероятной точностью переданы противоположные музыкальные образы. Косолапых моряков и тонкой изящной танцовщицы композитором Альфредом Шнитке.
5. «Щелкунчик» разных щелкунчиков нарисовано тьма тьмущая, но для нас самым главным остается старый советский мультфильм, где маша очень похожа на золушку. Она подметает под елкой и танцует со шваброй, под классический балет Чайковского, один из шедевров музыкальной истории.
6. «Гномы и горный Король» - этот мультик – страшилка знакомит нас с прекрасными музыкальными пьесами Эдварда Грига «Утро», «Шествие гномов» и «В пещере горного короля».
Все что нужно понемногу о музыке, просто, доступно, увлекательно нарисовано в мультфильмах. Смотрите вместе и обогащайте свой духовный мир.

Одной из истинных, базовых потребностей человека, является – потребность в красоте, как естественное стремление к гармонии, порядку, равновесию и, как следствие, появляется потребность – выразить себя! Ещё древние мудрецы советовали окружать ребёнка красотой и добром.

Процесс формирования будущей личности ребёнка, характеризуется не только получением новых знаний и умений, но и на выработку определённых ценностных ориентаций человека, составляющий базис личностной культуры и эстетического самосознания.

Как приучить ребенка к классической музыке?
Спросили у Михаила Казиника, знаменитого музыканта, искусствоведа и педагога.

Мой ребенок целыми днями играет с планшетом», «мой сын слушает ужасную музыку», «моя дочь деградирует» — подобные родительские жалобы раздаются каждый день по многу раз. Оставим за скобками вопрос, действительно ли современные развлечения плохи или просто сменилась эпоха. И все же тысячи мам и пап хотят привить малышу хороший вкус с детства, желают, чтобы дитя не примитивные хиты слушало, а вечную классику.

Что нужно сделать, чтобы дочь или сын полюбили Баха или Моцарта? Вариант «насильно заставлять» точно не подходит (особенно в версии «запихнуть в музыкальную школу»). Многим малышам тяжело долго сидеть на одном месте, а классическая музыка быстрыми ритмами обычно не отличается, а часто и вовсе мрачная и тяжелая. Никому ещё не удавалось заставить кого-то что-то искренне полюбить. Нередко такие дети, вырастая, начинают классику просто ненавидеть.

Предлагаю вам разговор с известным скрипачом и педагогом Михаилом Казиником , несколько важных вопросов по теме.

С какого возраста можно начать водить детей на классику?
Лучше начинать еще с внутриутробного развития плода. Одним из важнейших дел своей жизни я считаю создание двойного диска с записями музыки с комментариями. В нем всё расписано по неделям и месяцам, что связано с этапами развития плода и изменениями состояния мамы по мере этого развития. Так, например, музыку величайшего музыкального архитектора эпохи барокко Арканжело Корелли я предлагаю слушать в период формирования у плода вестибулярного аппарата. А музыку Бетховена в период установления личностного контакта между мамой и ребёнком для глубинного постижения мамой и через неё ребёнком аполлонического и дионисийского, то есть, гармонии между разумом и эмоцией, между мыслью и чувством.

Предложенная мной музыка Гайдна — сильнейший антидепрессант, записанный на дисках Вивальди создаёт ощущение тепла и света, а музыка Моцарта лучше подходит последним месяцам беременности, когда нужно принять решение, чтобы ребенок вошел в мир Моцарта, а не жестокости и агрессии.

Письма, полученные мною от мам, слушавших во время беременности эти диски, подтверждают мою правоту: их дети в любом возрасте готовы воспринимать самую замечательную классическую музыку и разительно отличаются от прочих детей.

Также первые звуки музыки барокко и венских классиков могут негромко звучать во время кормления, засыпания, пеленания, а затем и первых шагов ребёнка. А когда ребёнку исполнится три года, очень хорошо организовать вечером «моцартовские 10 минут» и сделать их ежевечерним ритуалом. Наибольший эффект достигается, когда мама, папа и ребёнок сидят рядом, и в полумраке (при свечах или при свете торшера) слушают музыку Моцарта (или композиторов эпохи барокко). Композиторов-романтиков и последующих (кроме некоторых произведений Клода Дебюсси) лучше исключать, чтобы не перевозбуждать систему восприятия ребёнка). Исключение — «Детский альбом» Чайковского. А водить на концерты желательно на ту музыку, которая уже звучала дома. Тогда у ребёнка появится радость узнавания музыки и дополнительный эффект прослушивания привычной и полюбившейся музыки вместе с другими людьми.

Творчество каких композиторов ребенок лучше всего воспринимает?
Корелли, Вивальди, Моцарт, Гайдн, Скарлатти, хоральные прелюдии И. С. Баха….Стоит учитывать индивидуальность, впечатлительность, тип темперамента ребёнка. Конечно, сказка «Петя и волк» Прокофьева. Годам к пять-семи — «Путеводитель по оркестру Бриттена», балетные фрагменты Чайковского. Но подробности — тема для отдельного разговора.

Я выпустил диски с музыкой для трёх- четырёхлетних. И далее по мере взросления. Родители рассказывают, что первый диск «Приключения петушка» дети 2–3 лет готовы слушать до бесконечности. И мои разговоры-фантазии, и саму музыку.

Что вы думаете об «адаптированной» классике для детей?
Это правильно или искажает их представление о ней? Всё должно начинаться не с вторичной обработки, а с оригиналов, созданных великими композиторами. Именно оригиналы, записанные гениями, есть доказательство принадлежности Человека к Высшему космическому разуму. Гении считывают информацию вечности и передают гармонию бытия.

Если ребенку совсем не нравится классическая музыка, нужно ли ему ее подсовывать или пусть сам к ней придет?
Не нужно действовать дидактически и, тем более, заставлять. Принцип «хитрой лисы» или «кривой козы» безотказен. «Ты можешь поиграть с игрушками, а мы с папой сейчас послушаем нашу любимую музыку. Или сочетать классику со сказками (читать или сочинять самим).

Если ребенок ходит в музыкальную школу, ему нужно чаще ходить на классику (для развития) или реже (т. к. уже много классики слушает в школе)?
Это сложный вопрос, поскольку многие школы не прививают любовь к великой музыке, а отворачивают от неё. Многое зависит от индивидуальности учителя, от степени контакта, доверия и любви учителя к ученику и наоборот. Видимо, если ребёнок, обучаясь в музыкальной школе, подаёт все признаки нелюбви к этому занятию, то слушанье музыки дома выполнит более важную функцию для формирования личности ребёнка, чем общение с музыкой в музыкальной школе.

Среди глубоких слушателей музыки есть многие, никогда не игравшие на музыкальных инструментах. То, о чём я пишу, связано не с конкретными музыкальными школами, а с проблемами слабого образования вообще и музыкального в частности. Восприятие классической музыки осмелюсь назвать более важным аспектом, чем обучение игре на музыкальных инструментах. Естественно, возможны и существуют исключения.

Кто больше любит классическую музыку — мальчики или девочки?
Мой опыт показывает, что девочки, но по мере знакомства с классической музыкой и тех, и других обнаруживается, что девочки больше тянутся к красивым мелодиям, гармониям, ассоциациям, а мальчиков начинает притягивать музыкальная конструкция. Условно говоря, девочкам ближе мелодии Чайковского и Моцарта, а мальчикам — структуры сонатной формы или фуги. Осмелюсь сказать, что девочки легче приобщаются к классической музыке, но мальчики, приобщившись, становятся не только слушателями, но и исследователями.

С этим моим утверждением можно спорить, но пока мой опыт свидетельствует именно о таком распределении.

Лучше водить детей на обычные симфонические концерты или на оперу/балет?
Это очень индивидуально. Главное, подготовиться к посещению, и сейчас у всех есть такая возможность. Что касается оперы, то перед походом лучше подробно обсудить либретто. Ребёнок должен знать, что в отличие от кинофильма или театрального спектакля, опера требует предварительного знания сюжета. Условно говоря, убийство Ленского Онегиным на дуэли и исцеление Иоланты не должны стать сюрпризами для детей.

Подводя итоги, хочу сказать, что основной вопрос отношения ребёнка к классике чаще всего и эффективнее всего решается в семье. И второе, не менее важное: классическая музыка нужна не только для заполнения досуга (есть масса других занятий). Её необходимость для формирования личности давно доказана. Классическая музыка приводит в баланс обе доли мозга, помогает мышлению в области точных наук, формирует панорамное сознание и мышление, выполняет терапевтическую функцию.

Нужна ли детям классическая музыка?
На сегодняшний день влияние классической музыки на детей, бесспорно, имеет огромное значение. В наш век компьютерных технологий, когда у ребенка больше развит интерес к жизни виртуальной, формировать эстетическую и художественную культуру у детей просто необходимо. В этом помогает именно классическая музыка.

Ещё в дошкольном возрасте можно использовать музыкальные игры для детей, которые не только прививают любовь к музыке, но и учат отличать истинное искусство от подделки. Для этого следует использовать специальные методики и способы. Так как именно этот возраст является самым подходящим для восприятия всего прекрасного, важно учитывать, чтобы классическая музыка для детей была разнообразна. Ребенку будет полезно послушать как весёлые и лёгкие композиции, так и серьёзные, глубокие. А посещение концерта классической музыки для детей не пройдёт бесследно, впечатление от услышанного останется надолго.

Преимущества знакомства ребенка с классической музыкой
Изучение или просто регулярное прослушивание классической музыки позволит расширить познания в музыке, будет способствовать поддержанию интереса к музыке, побудит детей проявлять свои эмоции в творческой деятельности. Без сомнения, для детей здорово слушать классику, ведь им хочется потом выражать свои впечатления от услышанного в рисунке, образном слове, различных инсценировках. И не важно, будет это музыка Моцарта для детей, Чайковского или Глинки.

Дети становятся более эмоционально отзывчивыми, учатся сопереживать музыке, а значит, и всему окружающему. И, конечно, для детей полезна классика потому, что она расширяет их знания в мировой музыкальной культуре разных стилей и эпох. Ребенок, который с детства познакомился с классическими музыкальными произведениями, будет обладать утончённым вкусом, что поможет ему и в дальнейшей взрослой жизни.

Дошкольное детство — период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается и засыпает. На музыкальных занятиях дети много слушают музыку: это музыка разучиваемых песен и музыка, сопровождающая движения (пляски, упражнения, игры), то есть ту музыку, которая выполняет важную, но прикладную роль.

Однако, с третьего года жизни нужно специально слушать именно классическую музыку для малышей. Ребятам понятен и очень нравится «Детский альбом» П. И. Чайковского и такие пьесы как «Болезнь куклы», «Марш оловянных солдатиков» сразу находит отклик в душе ребенка, вызывают чувства сопереживания, радости. Малыши хорошо понимают термин «музыка умеет рассказывать» и никогда не боятся этих образов, часто просят послушать еще и еще эти пьесы. Пьесы «Аквариум», «Слон», «Длинноухие» К. Сен-Санса, «Балет невылупившихся птенцов» М. П. Мусоргского, «Бабочка» Куперена – вызывают просто восторг у малышей и желание подражать данным персонажам. Давайте вместе прививать детям желание слушать классику, находить в этом радость. И пусть малыш воспринимает музыку по-своему. Ему это необходимо. Ведь музыка — это самый субъективный вид искусства.

Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие дошкольника, очень важный и острый. Здесь безусловное предпочтение должно быть отдано классической музыке. Слушайте классическую музыку с малышами в детском саду, дома, в концертном зале. Будем слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой! В современной психологии существует даже отдельное направление – это музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях.

Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса.

Полезно не только прослушивать музыку в записи, но и исполнять песни самим. Для ребенка очень важным является «живой» голос матери. Поэтому весьма благоприятное воздействие оказывает пение колыбельных песен: они успокаивают, приводят малыша в равновесие, создают обоюдный благоприятный эмоциональный фон. Для индивидуального исполнения матерям рекомендуются лирические песни, которые по характеру мелодии близки к колыбельным, обладая успокаивающим воздействием на детей. Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса, вальсы (ритм три четверти). Классика: произведения Вивальди, Л. В. Бетховен «СИМФОНИЯ 6», И. Брамс «КОЛЫБЕЛЬНАЯ», Ф. «АВЕ МАРИЯ».

Обязательно создайте у себя дома фонотеку классической музыки. Чаще слушайте прекрасные музыкальные произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, и вашему малышу лучшим другом!

Методическое обеспечение:
1. Журнал «Музыкальный руководитель».
2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», М., «Просвещение», 1983 г.
3. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников», 3 изд., М. ACADEMA, 2000
4. Источник: СОВА
5. https://институтвоспитания.рф/press-center/stati-i-pam И. 6. 6.И. Добрынина yatki/kak-privit-rebyenku-lyubov-k-klassicheskoy-muzyke/
7. https://ntvschools.wordpress.com/2020/06/10/children-and-classical-music-advice-from-mikhail-semenovich-kazinik/
8. ▪Гогоберидзе. Теория и методика музыкального воспитания
9▪Комиссарова. Методика муз. воспитания детей дошкольного возраста
10▪Яфальян. Теория и методика муз. воспитания в начальной школе
11▪Апраксина. Методика музыкального воспитания в школе
12▪Осеннева. Теория и методика музыкального воспитания


Категория: Взаимодействие с родителями
Просмотров: 129 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: