| Конспект музыкального занятия "На прогулку в зимний лес" для детей старшего дошкольного возраста Представленный мною конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "На прогулку в зимний лес", способствует развитию у детей музыкальных способностей, речи, движения, познавательных интересов и умение решать проблемные задачи, адекватные возрасту, через музыкально-игровую и коммуникативную деятельность. Занятие рекомендуется проводить до новогодних и рождественских праздников. Цель: обогатить знания детей о жизни птиц и зверей в зимнее время года, через совместную музыкально-игровую и коммуникативную деятельность с использованием музыкально-игровых движений, инсценированием песен и музыкальных игр; вызвать у детей положительные эмоции от встречи с миром природы. Задачи: - формировать правильное дыхание; - формировать способности детей к импровизации, самостоятельности в выборе действий для передачи образа; - формировать умение самостоятельно переносить приобретённые знания в новые условия; - развивать воображение, творческие и музыкальные способности, певческий диапазон, фонематическое восприятие через звуки; - развивать речь детей, как средство общения и способ познания окружающего мира; - развивать тактильно-двигательную активность, координацию движений, умение согласовывать свои движения с музыкой; - воспитывать эмоциональную отзывчивость на разнохарактерную музыку; - воспитывать заботливое и бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Материалы и оборудование: искусственные ёлочки, "сугробы", "домик-норка" зайчика, "берлога" медведя из белой ткани, бумажные снежинки, хрустящие комочки из целлофана, фигурки снегирей,игрушки: зайчик, белочка; шапочки-ушки белочек; кормушки для птиц; сухой лёд, бубенцы;новогодние украшения для ёлки; корзиночки, сумочки, мешочки, бочонок с мёдом и вареньем; угощение для лесных жителей; музыкальный центр, фонограмма свиста ветра, подсветка "Дискошар". Ход занятия. Занятие начинается в группе, где воспитатель проводит беседу с детьми. Воспитатель. Дорогие ребята! Сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в зимний сказочный лес. Там мы увидим много интересного, полюбуемся его зимней красотой, встретимся с его лесными жителями-птицами и зверюшками. Узнаем, ка кони живут зимой в лесу. Давайте с вами оденемся потеплее. Проводится логоритмическое упражнение "Одевалочка" (авторская разработка) Мы оденем кофты, тёплые штаны, Шапки, шубы, валенки, Варежки, шарфы. Вот и всё- готовы мы! Все оделись? А теперь, не забудьте взять угощение и подарки, которые вы приготовили для лесных жителей. Они им очень обрадуются. Дети берут с собой кормушки, корзиночки, угощения, новогодние украшения, сделанные своими руками. Все проходят в музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель.Вижу- все готовы к прогулке: тепло оделись и подарки лесным жителям не забыли взять. Предлагаю доехать до зимнего леса на санках. А чтобы было веселее, возьмём в дорогу песенку и звонкие бубенцы. Дети исполняют 1-ый и 2-ой куплеты песни "Саночки" (Муз. А. Филиппенко, сл. Волгиной) Музыкальный руководитель. Вот мы и приехали! Вы только посмотрите вокруг! Чародейкою зимою Околдован лес стоит. И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев) Воспитатель включает подсветку "Дискошар". Музыкальный руководитель.Посмотрите, какие красивые снежинки кружатся в воздухе. Давайте послушаем про них стихотворение. 1 ребёнок. Посмотрите-кружится снежинка, Словно одуванчика пушинка Долго наблюдаем мы за ней: Как она мелькает средь ветвей. Плавно опустилась на сучок, Замерла как белый паучок (С. Пронин) 2 ребёнок. Белая снежинка, Лёгкая пушинка, Ты откуда к нам пришла И подружек привела? Все теперь они кружатся В вихре вальса над землёй. Дети Дедушки Мороза И метели ледяной.(М.Пиудунен) Воспитатель включает в записи пьесу А.Стоянова "Снежинки". Музыкальный руководитель. Слышите, какая сказочная музыка звучит? Это Дед Мороз своим волшебным посохом играет на сосульках вальс для снежинок. Давайте и мы покружимся вместе с ними в красивом танце. Дети берут со стульчиков заранее приготовленные бумажные снежинки и импровизируют движения танца. Взрослые корректируют движения детей. Музыкальный руководитель. Прислушайтесь. Как тихо в лесу. А какой замечательный морозный воздух: свежий, чистый, прохладный. Вы чувствуете, дети? Проводится упражнение на дыхание "Аромат" Е.Макшанцевой (с использованием бумажных снежинок). Музыкальный руководитель. Поймаю-ка я одну снежинку и понюхаю её. Странная звёздочка с неба упала, Мне на ладошку легла, засверкала. Холодная, белая, нежная, нежная И такая красивая...она ведь- снежная. Не спеша нюхает снежинку несколько раз, делая шумные вдохи и выдохи. Понюхав последний раз, вдыхая, произносит: -Ах! Аро-мат! Аро-мат!Дивный аромат!Чудесный аромат! Затем предлагает детям понюхать каждому свою "снежинку" и хором произнести: "А-ро-мат!" Упражнение выполняется несколько раз; затем "снежинки" можно положить на стульчики. Музыкальный руководитель. Холодно в лесу. Не слышно весёлого щебетанья птиц. Посмотрите внимательно по сторонам. Может кто-то из вас заметит их? Дети оглядываются по сторонам и замечают сидящих на ветках фигурки снегирей. Музыкальный руководитель. Давайте подойдём поближе. Проводится логоритмическое упражнение на стихотворение Н.Нищевой "Снегири" Музыкальный руководитель. Вот на ветках, посмотри (дети качают руками над головой). В красных майках снегири (повороты туловищем), Распустили пёрышки (частые потряхивания кистями рук), Греются на солнышке (прыжки на двух ногах), Головой вертят (повороты головы), Улететь хотят!(бег на месте с махами рук). Воспитатель. Подождите, снегири! Не улетайте! Дети, давайте угостим птиц. Вешайте кормушки, доставайте угощение, которое вы им приготовили. Дети с помощью взрослых вешают на ветки кормушки и насыпают в них зёрна, крошки, семечки. Музыкальный руководитель. Не часто можно встретить на зимних тропинках лесных зверей. Но до зимы, всю осень, они трудились. А кто мне скажет как? (утепляли себе норки, делали запасы, меняли шубки). Давайте посмотрим, как зимуют лесные звери. Все подходят к "сугробу-домику" зайчат. Музыкальный руководитель. Посмотрите, какой сугроб. И ушки из него торчат. Чей-же это домик? А ну-ка, угадайте: Всех боится он в лесу: Волка, филина, лису. Бегает от них, спасаясь. С длинными ушами... Дети. Заяц! Музыкальный руководитель. Скажите, а как зайцы к зиме готовятся? Впадают ли они в зимнюю спячку? Дети высказывают предположения: меняют шубку- она становится белой. Так зайчик не заметен на снегу и ему легче спрятаться и убежать от хищников: волка и лисы. Зимой зайцы не спят. Музыкальный руководитель. А покажите, чем они занимаются? Дети инсценируют песню "Зайка" (Муз. Г.Портнова, сл. В.Суслова// Музыкальный руководитель.- 2006.- №1.- с. 72). Воспитатель. Делают ли зайцы себе запасы пищи?(Нет, не делают). А тогда чем же они питаются зимой?(Корой деревьев, сухой травой, корешками, добывая всё из-под снега).Давайте отдадим наще угощение зайчатам. Какому угощению они обрадуются? Дети оставляют возле "норки" морковку, капусту, траву, яблоки. Музыкальный руководитель. Пойдемте дальше (подходят к другому сугробу, из которого идёт "пар"). Слушайте мою загадку: Все тропинки, все дорожки Белым снегом замело. А у Бурого в берлоге Тихо, сухо и тепло. Над берлогой пар струится- Лежебоке лето снится. Догадайся и ответь- Кто в берлоге той? Дети. Медведь! Музыкальный руководитель. Ребята, а как вы думаете, сейчас, зимой,мишку можно будить? (Нет, зимой медведя тревожить нельзя, потому что он впадает в спячку.)Давайте проведём с вам игру "Медведь". Проводится речевая игра "Медведь" Т.Алёхиной на стихи И.Токмаковой. Дети берут в руки "комочки" из сильно шуршащей бумаги и одновременно выполняют движения и проговаривают слова: Как на горке снег, снег И под горкой снег-снег (шуршат целлофаном) А под снегом спит медведь (сопят или храпят) Тише, тише...Не шуметь!(поворачиваясь друг к другу, прикладывают палец к губам: "Тсс,тсс...") Музыкальный руководитель. Весной, когда медведь выйдет из спячки, он будет очень голодный, совсем без сил, давайте оставим ему угощенье. Думаю, он очень порадуется нашему сюрпризу. А какое угощенье его больше всего обрадует? Дети высказывают свои предположения и оставляют у "медвежьей берлоги" мёд, варенье, сушёные ягоды. Музыкальный руководитель. А теперь послушайте ещё одну загадку: На ветке не птичка, Зверёк-невеличка. Мех тёплый, как грелка. Кто это? Дети. Белка! Музыкальный руководитель.Правильно.А вы знаете, где у белочки домик? (на дереве, в дупле). Предлагаю вам на время превратится в белочек и показать, как они готовятся к зиме. Покружитесь, покружитесь- В белочек все превратитесь! Дети кружатся и одевают шапочки-ушки белочек. Проводится инсценировка "Песни белочек" Е. Еранцевой // Музыкальный руководитель.-2009.-№7.- с. 23 и Музыкальный руководитель.- 2007.-№6.-с. 54). Музыкальный руководитель. А теперь опять станем ребятками: Покружитесь, покружитесь И в ребяток превратитесь! Дети кружатся; снимают шапочки белочек. Воспитатель.Надо угостить нашу белочку. Какое угощение вы ей принесли? (отдают сушёные грибы, орехи, жёлуди).Вот и накормили мы всех лесных жителей. Музыкальный руководитель.(поёживаясь). По-моему, мороз крепчает. Что-то холодно стало. Вижу, и вы замёрзли.Давайте погреемся.(проводится массажная игра "Зимняя разогревалочка" М.Картушиной а стихи М.Рузиной. Если замерзают руки, Начинаем их тереть, Быстро мы сумеем руки, Как на печке разогреть. (Дети медленно растирают ладонь о ладонь) Сначала ладошки, Совсем как ледышки, Потом как лягушки, Потом как подушки. (Дети растирают ладоши всё быстрее и быстрее) Согрелись ладошки. Горят, и взаправду, А не понарошку. Я горю, как от огня, Вот, потрогайте меня! (вытягивают вперёд раскрытые ладони) Вот и согрелись. Вижу, вы мороза не боитесь.Скажите, нравится ли вам зима? А что вам нравится зимой? Дети исполняют песню "Что нам нравится зимой?"(муз. Е.Тиличеевой, сл. Л.Некрасовой) Музыкальный руководитель. Зимой к нам приходит самый любимый праздник-Новый год.А давайте и мы устроим для лесных жителей праздник. У нас остались новогодние украшения, которые мы принесли с собой. Что же нам с ними делать?(дети высказывают свои предположения:подарить лесным жителям, украсить ими ёлочку и др.) Дети украшают ёлку самодельными игрушками, сделанными своими руками: бусами,шарами, сосульками, снежинками. Музыкальный руководитель. Как вы думаете, а понравится ли им наш подарок?(дети высказывают своё мнение). Ребята, какие вы молодцы, что позаботились о лесных жителях. Я думаю, что наше угощение поможет им пережить холодную зиму, а красиво украшенная ёлка-весело встретить новогодний праздник. А на память о нашей прогулке предлагаю взять с собой вот эти лесные шишки. Из них мы сделаем украшение для нашей новогодней ёлки.(дети собирают в корзинки, сумочки шишки, лежащие под ёлками). Воспитатель включает фонограмму свиста ветра. Музыкальный руководитель.Слышите, опять ветер засвистел, метель дорожки заметает. Проводится фонопедическое упражнение по методу В. Емельянова "Ветер". Бродит ветер по дорогам:"У-у-у!" Наметает он сугробы:"У-у-у!" Песню он поёт свою:"У-у-у!" Завывает ветер в трубах:"У-у-у!" (текст произносится в грудном и фальцетном режиме вместе с выдуванием воздуха"дуем на свечку"). Воспитатель. Пора нам домой возвращаться, пока все тропинки в лесу не замело. Скорей садитесь в санки. С весёлой песенкой мы быстро домчимся до детского сада. Под песню "Саночки" А. Филиппенко дети покидают зал.           ПОЧЕМУ МЕДВЕДЬ ЗИМОЙ СПИТ   Слова: А. Коваленкова Музыка: Л. Книппера       C:\Users\Администратор\Desktop\Снимок.PNG           Раз морозною зимой Вдоль опушки лесной Шел медведь к себе домой В теплой шубе меховой. Шел он, шел к своей берлоге По проселочной дороге И, шагая через мост, Наступил лисе на хвост.       Подняла лисица крик — Зашумел темный лес. И медведь с испугу вмиг На сосну большую влез. На сосне веселый дятел Белке домик конопатил И промолвил: «Ты, медведь, Должен под ноги смотреть!»       С той поры медведь решил, Что зимой нужно спать, По тропинкам не гулять, На хвосты не наступать. Он в берлоге безмятежно Спит зимой под крышей снежной И доволен неспроста, Что родился без хвоста.       Дети выполняют движения согласно тексту. При исценировании песен, прежде всего, развивается в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Эти занятия важно подчинить развитию способностей детей, музыкального восприятия, а не только обучению двигательным навыкам.         
 
 |