Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Сценарий мастер-класса "Командообразование к коррекционной работе с детьми с ОВЗ"

СКАЧАТЬ (21.2 Kb) 08.05.2024, 09:24
Золотарева Ольга Валерьевна
старший воспитатель
Разрешите мне поделиться своей педагогической находкой. Начать свой мастер-класс я бы хотела с небольшой притчи:
      
Однажды человек повстречал Бога и попросил показать ему рай и ад. Господь взял человека за руку и подвел его к двум дверям.


За одной дверью стоял огромный котёл, наполненный пищей, но люди, сидящие вокруг, выглядели умирающими от голода. У всех были ложки с длинными  ручками. Они могли набрать пищу, но не могли поднести ложки ко ртам.

Добрый человек был потрясен видом их несчастья
– Только что ты видел Ад, – сказал Бог.
 
Они подошли ко второй двери.

Открыв её, они увидели такой огромный котёл, наполненный вкусной едой. И у людей были такие же ложки. Но все выглядели довольными, сытыми и счастливыми.
– Я не понимаю, – сказал человек.
– Это просто, – ответил Бог. – Эти люди научились думать о других. Те же думают только о себе.

Согласно требованиям ФГОС образовательная программа, в том числе и адаптированная для детей с ОВЗ, должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы им творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Но у дошкольников с нарушением зрения наблюдаются трудности установления и недостаточный опыт социальных контактов с окружающими, трудности эмоциональной отзывчивости в общении, трудности освоения двигательного компонента умений и навыков общения, взаимодействия, игровой деятельности, пространственной организации для его поддержания. Для того, чтобы помочь социализироваться дошкольнику с нарушением зрения мы используем технологию «тимбилдинг».

Большинство ученых склонны считать родоначальником концепции тимбилдинга американского профессора, психолога и социолога Элтона Мэйо. Само слово «тимбилдинг» пришло к нам из английского языка и буквально переводится как «построение команды». Но мне больше по душе использовать термин «командообразование». Кроме того, в нашей отечественной педагогике первый опыт, опирающийся на понимание социально – психологических механизмов формирования команды был реализован и подробно описан Антоном Семеновичем Макаренко.

Методы командообразования при работе с дошкольниками чаще всего используются в образовательной области «Физическое развитие». Но мы решили попробовать применить эту технологию в других видах детской деятельности, в том числе и коррекционно – развивающей работе. Изучая эту технологию, мы искали  те методы командообразования, которые могли бы помочь в коррекционно-развивающей работе и, в тоже время не теряли своей основной цели: формирования внутригрупповых неформальных дружеских связей, раскрытие личностного потенциала и лидерских качеств каждого участника, формирование чувства ответственности и взаимопомощи, поиск новых способов общения и ведения диалога.
И у нас получилось!

Анализ результатов диагностики социально – коммуникативного развития детей средней группы показал, что уже на конец учебного года только у одного из детей остался низкий уровень развития. К концу подготовительной группы результаты мониторинга показали высокий уровень социально – коммуникативного развития у 80% детей, у 20 процентов сохранился средний уровень, низкий уровень не выявился.

Кроме того, наши выпускники и их родители, по-прежнему общаются друг с другом, организовывают совместные досуги и прогулки, несмотря на то, что живут в разных районах города и учатся в разных школах. А так же не забывают навещать нас, что не может не радовать!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
А сейчас, я приглашаю проверить на практике методические приемы, которые я использую в работе с дошкольниками и их родителями. Нам понадобиться фокус – группа из трех человек.
Командные игры можно проводить как с подручным материалом, так и без атрибутов. Как вы сейчас увидите, все эти пособия сделаны из подручных материалов, их изготовление не требует особого труда.

Лабиринт
Ваша задача – закатить шарик в центр лабиринта.
Коллеги, поделитесь с нами своими ощущениями во время выполнения этого упражнения… Почувствовали ли вы себя частью небольшой команды? Здорово! Я очень рада!

Хол - борд
А сейчас прошу вас пройти вот к этому «Хол – борду». Это пособие было сделано недавно, но уже полюбилось моим воспитанникам. Вы будете работать индивидуально, а вы, коллеги, в паре. Вам нужно привести ваше животное в его жилище так, чтобы животное не попало в другие окошки. А вам, коллега, решить пример, выбрать правильный ответ и привести к окошку. Начинаем! (Вы начали одновременно, но вы коллега, справились быстрее. Как вы думаете, почему? Конечно, вы действовали в одиночку и сами прокладывали траекторию движения, а нашим коллегам приходилось договариваться, чувствовать друг друга. Коллеги, удалось ли вам договориться?

Трубопровод
Получив по Трубе-желобу в руки, ваша команда должна выстроиться в шеренгу, лицом ко мне. Ваша задача пропустить клубок через желоб, передавая следующему игроку. После этого первый участник перебегает в конец цепи. Вы должны доставить клубок к финишу. Молодцы! Возвращаем желоба на стол. Как вы думаете, кроме развития умения работать в команде, какие коррекционные задачи можно решить с этим пособием?

Лыжи
Скажите, среди вас есть те, кто умеет ходить на лыжах? Сейчас у вас будет такая возможность. Только лыжи эти не простые – а дружеские. Встаньте друг за другом, поставив правые ноги на одну лыжу, а левые на другую, держась за веревки. Нужно пройти на лыжах от экрана, до членов жюри. Действуйте сообща и у вас все получится! Не забывайте, что во всех этих играх, требуется умение договариваться друг с другом.

Прищепки
Теперь попрошу вас всех взять по одной прищепке и образовать один большой круг, вам нужно провести солнце вокруг земной орбиты, а так как к солнцу прикоснуться руками невозможно, передавать будете этими прищепками. Старайтесь взаимодействовать друг с другом, чтобы не выронить солнце.
Спасибо, вы хорошо справились с заданиями!
Коллеги! Вы побыли в роли детей, а сейчас я предлагаю вам вернутся в свою привычную среду, и быть в роли педагога!

Вас, я прошу ознакомиться с этим пособием, наши воспитанники назвали его «Озорные резинки», и подумать, в каких образовательных областях можно использовать это пособие.
Вам коллега, предстоит подумать над этим пособием, какие коррекционные задачи можно решать с его помощью и даже придумать ему название. (Коробка)

Ну а вы, коллега, посмотрите на эти карточки и выберете те пособия, которые на ваш взгляд помогут решить задачи по развитию ориентировки в пространстве и координации движения ребенка с ОВЗ.

Ну а пока наша фокус группа, решает поставленные задачи, я попрошу зал помочь мне. Мне кажется, что мы с вами тоже сможем создать команду. Мне понадобится один помощник. Спасибо! У каждого из вас есть по маркеру. Возьмите свои маркеры с соседом справа, вот так. (показать). Вот у нас уже получается один организм. А сейчас попробуем выполнить несложные задания: встаньте со своих мест, поднимите руки вверх, покачайте руками, отведите вправо, присядьте. Старайтесь не уронить маркер. Здорово! У вас получилось почувствовать себя частью команды? Отлично! Скажите, коллеги, что можно развивать у дошкольников с помощью этого упражнения? (Координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера). Совершенно верно, спасибо вам!

А сейчас вернемся к нашим коллегам и посмотрим, как они решили свою проблему
«Озорные резинки»: Развитие речи: составление слов, рассказывание по серии картинок «Что сначала, что потом», Познавательное: классификация, сериация, ФЭМП, Художественно – эстетическое: народные промыслы, ознакомление с искусством, Физическое: перенеси предмет, Социально – коммуникативное: взаимодействие в малых подгруппах, умение договариваться.

«Волшебная коробка»: как вы назвали это пособие? Конечно же, это пособие сделано на основе нашего старого доброго знакомого – «Волшебного мешочка». И так же может использоваться для тактильного обследования предметов, вот только обследование можно проводить как в парах, так и в малых группах, что, хоть и усложняет задачу, но развивает умение работать в парах и малыми группами, договариваться друг с другом, рассказывать другому о своих ощущениях, умение приходить к общему результату. Кроме того, эту коробку можно использовать как пособие по развитию доверия друг другу.

Коллега, расскажите, что вы выбрали? Вы выбрали: дощечки, тарелочки, желоба, лабиринт, тарелочки, пластинку… О, вы выбрали почти все пособия? Давайте покажем нашим коллегам, что вы выбрали. Совершенно верно, все эти пособия можно использовать для развития ориентировки в пространстве и координации движения, что очень важно при работе с дошкольниками с нарушением зрения.
Спасибо, коллеги, было очень приятно с вами взаимодействовать!

Ну что же, я познакомила вас со своей педагогической находкой и попрошу вас проанализировать, пригодится ли эта информация в вашей работе.

Все свои методы командообразования, для удобства, я сложила вот в такие мешочки. Если вы готовы забрать их с собой и использовать в своей работе – прикрепляйте свой мешочек к чемодану.
Если все, чт о вы здесь увидели, оказалось ненужным, бесполезным – это можно отправить в «мусорную корзину».

А в мясорубку отправляется то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в вашей деятельности. То, что нужно еще додумать, доработать, так сказать «докрутить».
Спасибо, вам за обратную связь! Буду рада, если мои находки помогут вам в вашей работе!



Категория: Развитие речи
Просмотров: 137 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: