Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Межличностное общение. Вербальная и невербальная межличностная коммуникация

СКАЧАТЬ (50.0 Kb) 07.02.2022, 08:39
Никитина Татьяна Владимировна
старший воспитатель
1. Введение.
Самым распространенным способом передачи информации является устная речь. С помощью речи мы общаемся между собой, обмениваемся информацией. Обмен информацией между двумя и более людьми называют межличностным общением. Межличностное общение состоит из слов (вербальное общение), также при общении мы часто используем жесты, мимику, положение тела (невербальное общение).

Работая в образовательной организации знаю ,как важно уметь правильно общаться с участниками образовательного процесса- воспитанниками, их родителями, коллегами. Педагог должен уметь находить к участникам образовательного процесса индивидуальный подход, для плодотворной работы и достижения своих целей.

Вы   должны   ясно   осознавать,   что собираетесь сказать. Кроме того,  вы должны  выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята.
Чтобы вас поняли, вы должны четко осознавать, что собираетесь сказать, подобрать правильные слова, для изложения своей мысли. Также педагогу стоит помнить, что воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик. Для того, чтобы расположить к себе собеседника необходимо вежливость, доброжелательный настрой, умение держать себя в руках.

Педагогические отношения строятся на взаимоуважении участников образовательного процесса, педагогу необходимо создавать условия для адекватной самооценки ребенка, уверенности в собственных способностях и возможностях, необходимо поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка.

Педагогу необходимо расположить к себе участников педагогического процесса.
Также необходимо развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние детей , их родителей. Даже при незначительных успехах воспитанников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Речь педагога должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам, интересная беседа поможет нам вовлечь семьи непосредственно в образовательную деятельность, сделать родителей партнерами образовательного процесса, для успешной реализации задуманного.
Если же вторая сторона не идет на контакт, лучше всего отложить беседу.

Педагогу  важно помнить, что общий язык с детьми - это язык доверия. Устная речь является основным средством педагогического общения. Через речь педагог может воздействовать на чувства и сознание, стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

«Общение» — одна из центральных категорий в современной психологии и стоит в одном ряду с такими понятиями как «личность», «поведение» и «мышление». Межличностное общение играет большую роль развития взаимоотношений.

Взаимосвязи, которые в момент межличностных отношений переживаются и осознаются индивидами в зависимости от степени заинтересованности, основаны на различных эмоциональных состояниях. Важное значение для общения также имеют психологические особенности собеседников, их уровень интеллекта.
Межличностным общением называют особый вид человеческой деятельности, в ходе которого осуществляется обмен идеями, чувствами и эмоциями, начинает развиваться система отношений.
Анализируя межличностные отношения и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное отношение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностных отношений зависит от общения, от уровня достигнутого понимания.

Выбор темы обусловлен следующими моментами:
Педагогическое общение является основой образовательного процесса,  которое профессор А.А. Леонтьев определяет следующим образом: «Педагогическое общение - это профессиональное общение педагога с детьми в процессе обучения и воспитания, которые имеет определенные педагогические функции и направления на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию образовательной деятельности и отношением между педагогом и детьми.»

Таким образом, педагогический процесс не может быть осуществлен без педагогического общения.
Целью данной работы является осмысление роли педагогического общения в межличностном отношении, а также  в структурировании межличностных отношений по уровню общения.

В соответствии с этой целью, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия межличностные отношения, вербальное общение, невербальное общения.
2. Познакомиться с компонентами вербального и невербального общения.
3. Определить роль средств педагогического общения в профессиональной коммуникации.
4. Исследовать уровень коммуникативной культуры педагога.
5. Проанализировать использование вербальных и невербальных в практике педагогического общения.
Объектом исследования в данной работе является - межличностное общение. Вербальная и невербальная межличностная коммуникация.

2. Основная часть.
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая черта– эмоциональная основа.
Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу, что очень важно в педагогике.

Выделяют следующие компоненты межличностных отношений:
1.Конгитивный компонент- включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми (например, педагог-воспитанник, педагог-родитель).

2.Эмоциональный компонент - включает положительные или отрицательные переживания, возникшие у человека при межличностном общении с другими людьми.(Например, если в сад пришел новый воспитанник педагогу необходимо расположить его к себе, чтобы у ребенка и родителей остались положительные эмоции от общения с педагогом )

3.Поведенческий компонент- включает мимику, пантомимику, жестикуляцию,  речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности или неудовлетворенности группы и ее членов. (Например, при общении с ребенком , чтобы расположить его к себе стоит улыбнуться, погладить по голове или взять за руку).

Межличностный тип общения разделяют на следующие виды:

 
  1. Формальный. Происходит без учета психологических и других особенностей собеседников. Маски участливости, вежливости, строгости или безразличия позволяют завуалировать истинные эмоции и отношения. При частых контактах с помощью стандартного набора жестов и фраз можно уберечься от  эмоциональных перегрузок. Такой вид общения в педагогической деятельности в моей практике встречается на семинарах или собраниях.
  2. Примитивный. При этом способе общения происходит оценка собеседника. Его признают нужным или мешающим субъектом. Если считают, что он будет необходим, то с ним активно контактируют, в противном случае общение грубо прерывают. При получении желаемого интерес к такому человеку полностью исчезает и его отсутствие не скрывается. эмоциональных перегрузок. Такой вид общения встречается в моей практике, если педагог хочет уволиться или собирается на пенсию.
  3. Функционально-ролевой. Для данного вида общения характерен регламент содержания. Личность собеседника имеет меньшее значение, чем его социальная роль. В моей практике примером межличностного общения этого вида могут служить следующие партнеры —начальник и сотрудник, водитель общественного транспорта и пассажир.
  4. Деловой. При этом виде общения собеседники принимают во внимание характер, возраст, настроение друг друга. Причем интересы дела всегда превалируют, личностные расхождения отступают на второй план. Обычная цель деловых переговоров или общения является достижение какой-либо договоренности. В моей практике –это начальник и сотрудник .
  5. Манипулятивный. Общение с целью получения выгоды. При этом используются такие приемы как обман, лесть, запугивание, шантаж и другие. Например, используется в работе с родителями или подчиненными.
  6. Светское общение. Полностью соответствует принятым в светском обществе нормам. Собеседники ведут себя крайне дипломатично. Но при этом, за маской вежливости скрывают свои мысли. Например, семинары.
  7. Духовный. Допускает возможность разговора на любую тему. Это вид общения близких людей, понимающих чувства и мысли собеседника по интонации голоса или выражению лица. В моей практике встречается у педагога и ребенка.

Формами межличностного общения считают:
  1. Диалог. Форму общения в виде диалога считают наиболее позитивной. Отношения выстраиваются с учетом открытости и равенства партнеров. Чаще всего используется в педагогике.
  2. Манипуляцию. Манипуляцией называют форму общения, предполагающую воздействие на партнера с целью реализации желаний и намерений, которые скрываются от него или подменяются другими.
  3. Императив. К императивному общению относят авторитарную форму воздействия на собеседника, стремление которой — прямое склонение его к некоторым действиям. Их можно трактовать как приказ, требования или предписания.

На общение влияет пространство и время ,выступают особой знаковой системой и несут смысловую нагрузку (размещение партнеров в разговоре, «кабинет директора» и т.д.).
Важно при педагогическом общении находится на одном уровне с собеседником (контакт глаз).

Обратная связь

Межличностная коммуникация предполагает обратную связь. Обратная связь — это информация, которую мы можем поставлять другим, и которая содержит нашу реакцию на их поведение.
Целью обратной связи является помощь окружающим в лучшем осознании того, как мы воспринимаем их поступки, и какие чувства они вызывают в нас. Обратная реакция связана с поведением человека, его реальными поступками.
Специалистами по межличностной коммуникации предлагаются следующие правила обратной связи:
  1. Говорите только о своих чувствах
  2. Говорите о том, что человек может реально изменить.
  3. Если вы хотите, чтобы человек что -либо изменил в своем поведении, выразите это просьбой.
  4. Ваше сообщение не должно содержать оценки.
По своему содержанию обратная связь может быть позитивной и негативной, адекватной и неадекватной. Исходя из этого, педагогу нужно оценивать ситуацию и правильно подбирать правила обратной связи. Не забывая про важность индивидуального подхода.
Межличностное общение можно разделить на:
  • вербальные (словесные);
  • невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д.
Вербальные коммуникации- это наиболее универсальный способ передачи мысли.  Вербальная коммуникация –процесс информационного взаимодействия индивидов посредством речи. Для человека такой способ общения является универсальным.
Простейшая схема вербальной коммуникации состоит из следующих элементов:
  • Источник информации — как правило, в его роли выступает создатель сообщения, например, педагог, который говорит или пишет.
  • Канал — средство передачи сообщения, это может быть голос, текст, а также те средства распространения информации, которые используются людьми (интернет, телевидение, радио).
  • Код — в случае речевого общения кодом является сама речь.
  • Получатель информации — тот, кто слушает или читает сообщение например, воспитанник, родитель,коллега.
Я уже упоминала, что для того чтобы нас поняли мы должны ясно осознавать, что собираемся сказать. Кроме того, мы должны выбрать такие слова, чтобы наша мысль была правильно понята. Если педагогу предстоит выступить перед большой аудиторией, например, родительское собрание, методобъединение, он формулирует для себя тезисы, создает план или как-то иначе готовится. Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Педагогическая практика показывает, что неправильно построенное вербальное сообщение может стать причиной непонимания между собеседниками или даже привести к возникновению открытого конфликта.

Невербальная коммуникация.
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Например, палец, приложенный к губам, мы понимаем ,как «прошу тишины» и т.п.
 Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
  Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу (особенно маленькие дети);
 • невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.
  • невербальные сигналы спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.
  •  
Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.
Важное значение имеет взаиморасположение собеседников. Например,  позиция, когда собеседники сидят бок о бок, говорит о сотрудничестве и дружеском отношении.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:
1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).
2. Взгляд.
3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: - внешний вид собеседника, - мимика (выражение лица), - пантомимика (позы и жесты).
4. Паралингвистическая подсистема, включающая: - вокальные качества голоса, - его диапазон, - тональность, - тембр.
5. Экстралингвистическая подсистема, к которой относятся: - темп речи, - паузы, - смех

К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.
Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояние между людьми при различных видах общения, прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.

Внешний вид педагога играет важную роль в создании общего впечатления. Зрительная привлекательность, обаяние делают легче установление эмоциональных контактов , а негативное восприятие, наоборот, затрудняет общение. Элементом невербального общения являются и запахи, как естественные, так и искусственные, поскольку они являются дополнительным показателем общей культуры педагога.
У ребенка невербальные средства общения более ярко проявляются, чем у взрослого человека и пантомимика отличается наибольшей экспрессивностью. Но на протяжении взросления человека и его воспитания, мимический диапазон значительно расширяется и увеличивается количество сознательного контролирования мимических реакций.

Ученые выделяют следующие виды невербальных проявлений:
1. Подтверждение и повторение. Невербальное поведение может подтверждать и повторять то, что было сказано словами. Например, если в ответ на выражение воспитанника радостных чувств, связанных с воспоминанием ситуации из прошлого, педагог улыбается, кивает головой, с радостным выражением лица говорит: “Я видела, как здорово ты съехала с горки!”, то он невербально подтверждает свою радость за воспитанника.
2.Отрицание или запутывание. Невербальное поведение может отрицать или запутывать вербальное сообщение. Если в ответ на обращённый к собеседнику вопрос "Кажется, ты чем то расстроен ?" человек дрожащим голосом отвечает «Нет», то его невербальное послание отрицает сказанное им. Примером запутывания можно считать ситуацию, когда ребенок отказывается участвовать в игре с другими детьми, говорит, что не хочет, но при этом, сидя в сторонке, с интересом наблюдает за ними. В  таком случае реакция запутывает другого. Наблюдение за детьми  в данной ситуации может означать: "Я очень хочу играть, но стесняюсь".
3.Усиление и акцентирование. Невербальное поведение может усиливать и акцентировать сказанное, то есть увеличивать интенсивность сказанного и придавать ему ту или иную эмоциональную окраску. Например, рассказывая, родителям интересный момент из жизни детского сада ребенка, педагог при этом показывает ,как вел себя ребенок.
4.Контроль и регуляция. Невербальные послания часто используются для регуляции и контроля над тем, что происходит в процессе взаимодействия, для контроля над поведением другого. Например, надутые губки ребенка могут служить для воспитателя сообщением о том, что что-то не нравится, и он хотел бы исправить ситуацию. И, наоборот, улыбка свидетельствуют о положительных эмоциях. Таким образом, осуществляется регуляция темпа рассказа. А посредством отклонения тела ребенок может сообщить педагогу о нежелании углубляться в какую-то тему, например в связи с тем, что он не знает, как реагировать и уровень тревоги становится слишком высоким.

Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, в свою очередь обязательно дополняемое употреблением других, неречевых знаковых систем. Поэтому коммуникативный процесс оказывается неполным, если отсутствуют его невербальные средства. Невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению к слову информационный канал в системе общения.

Из двух видов межличностной коммуникации - вербальной (речь) и невербальной - невербальная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация - наиболее универсальной.

Как вербальные, так и невербальные средства по своей природе являются знаками, они выполняют базовые функции коммуникации - информационную, прагматическую и экспрессивную. Фонационные средства наиболее тесно связаны с вербальными средствами - фактически они «озвучивают» слова в речевом контексте, придают высказываниям коммуникативную завершенность и выразительность, и в этом сложность выявления их собственных функций. К ним относятся: социально-информационная - при помощи акцентных и других особенностей произношения актуализируются признаки социального статуса коммуникантов, демографических характеристик и оценочной ориентации; оценочная - выражается при помощи логического ударения и тона (при этом вербальное выражение оценки может не соответствовать тону намеренно или ненамеренно); эмотивная - выражается при помощи громкости, высоты голоса, паузы, вздоха, темпа, а также при помощи невербализованных звуков типа «мм-мм», «э-э», «гм»; регулирующая - выражается при помощи пауз, сигнализирующих о начале, продолжении или завершении высказывания, об ожидании ответной реплики.

Основными различиями между вербальной и невербальной коммуникацией являются следующие:
  • Вербальная коммуникация осознается индивидом и контролируется им, в отличие от невербальной, знаки которой проявляются автоматически и почти не поддаются контролю.
  • Невербальная коммуникация может иметь большое количество вариантов интерпретации, она не всегда ясна и однозначна, а также реже регулируется правилами общения.
  • Через вербальную коммуникацию передается смысл, суть информации, через невербальную — отношение к предмету общения, собеседнику.
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности. 
С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познания мира, речи, коммуникаций, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной  среде называется процессом овладения культурными практиками.

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.

Для личностно-развивающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а приспосабливается к индивидуальным особенностям малыша, учитывает его характер, привычки, интересы, предпочтения. Это означает, что ребёнку предоставляется возможность делать что-то «по-своему», не так, как может быть, представлял себе взрослый, планируя ход образовательного процесса.

Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний, ограничения и порицания используют в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

Личностно-развивающее взаимодействие способствует формированию у малыша различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, т.к. отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер  отношения к нему окружающих взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок.

Когда взрослые предоставляют малышу самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.
Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые поддерживают индивидуальность малыша, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений  и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки.

Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм.

Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый везде, где это возможно, предоставляет малышу право выбора того или действия.
Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и как следствие – формированию чувства ответственности за свой выбор.

Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а помогают сделать это самому.
Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые способствуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.
Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.

3. Заключение.
Таким образом, педагогическое общение будет успешным в том случае, если педагог использует сочетание вербальной и невербальной коммуникации, так как они дополняют друг друга.

Изучение взаимодействия вербальных и невербальных средств коммуникации ведется довольно давно, но, к сожалению, в большинстве случаев малоэффективно. Исследование данной области перспективно и представляет большой интерес. Можно привести простой пример того, как невербальная передача информации, которая происходит одновременно с вербальной, может усиливать и изменять смысл слов: угроза, произнесенная с веселой улыбкой, воспринимается совершенно иначе, а именно - как шутка.
Таким образом, можно сделать вывод, что как вербальная так и невербальная коммуникация играет очень важную и неоспоримую роль в коммуникативном процессе.

Список использованной литературы:
1. Андреева Г.М. «Социальная психология», Москва, 2001
2. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как
предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. - 2005. - №4. с.9-16.
3. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для
учителя. М., 2002. – 249 с.
4. Петрова Е. А. Психологические основы тренинговой работы : учеб.-метод. пособие.- Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2014. - 591с.
5. Рыданова И.И. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей.-М: ЭКСМО-Пресс, 2001.-576с.


Категория: Развитие речи
Просмотров: 732 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: