Игры с пуговицами.
Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста”.
Мишель Монтень.
По мнению В.А. Сухомлинского: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Учёными установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Тема эта очень актуальна. Одним из главных средств развития моторики рук служат игры с предметами.
Особую роль я отвожу нестандартным дидактическим средствам, например, пуговицам. Считаю, что дидактические игры и упражнения с пуговицами эффективно влияют на педагогический процесс. Пуговицы просты, но при этом имеют развивающий и обучающий эффект.
О пуговицах иногда говорят пренебрежительно: “простой, как пуговица”. Но оказывается, обычные пуговицы могут выполнять важную функцию – быть средством развития мелкой моторики у детей, а вслед за этим и вспомогательным материалом для развития речи. Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом. С пуговицами на самом деле существует огромное множество игр. И все они разнообразны.
Эти игры помогают развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, зрительно – моторную координацию, точность движений и внимание. Также игры с пуговицами развивают у детей усидчивость, воображение, творческие способности, мышление, происходит развитие всех психических функций, снимается тревожность и решаются многие другие педагогические задачи.
Так же пуговицы можно использовать на занятиях по формированию математических представлений и в индивидуальной работе, для развития математического мышления (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать), для счёта на ощупь, решения задач и примеров. Игры можно проводить в виде соревнований: “Кто быстрее разложит”, “Кто быстрее сосчитает”, “Красивые бусы” и т.д.
Ещё можно использовать для профилактики плоскостопия: ходить босыми ногами по пуговицам и собирать пальчиками обеих ног, поочерёдно.
Я хочу представить комплекс игр и упражнений с использованием обыкновенной пуговицы.
Примеры игр:
«Пуговичный массаж»
Оборудование: просторная коробка, большое количество пуговиц разного размера и фактуры.
Ход игры: Благодаря массажу мы активизируем так называемый “мануальный интеллект”, находящийся на кончиках пальцев рук и ног. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие.
– Опустите руку в коробку;
– поводите ладонями по поверхности пуговиц;
– захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
– погрузите руки глубоко в “пуговичное море” и “поплавайте” в нем;
– перетирайте пуговицы между ладонями;
– пересыпайте их из ладошки в ладошку;
– разными руками захватывать щепотки пуговиц
– берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;
– те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.
А теперь делаем массаж ножек. Высыпьте содержимое коробки на пол:
- погрузите в коробку голые ступни;
- производите круговые движения;
- поглубже погрузите ноги в пуговицы, пошевелите пальцами ног;
- перебирайте пальцами ног пуговицы;
- перетирайте пуговицы между ступнями;
- захватывайте пуговицы пальцами ног, приподнимайте и разжимайте пальцы.
«Рыбалка»
Оборудование: просторная коробка, большое количество пуговиц разного размера и фактуры
Ход игры: “Мы рыбаки. Отправляемся на рыбалку в пуговичное море. Наши руки помогут нам ловить рыбку-пуговку. Опусти руки в пуговичное море и вылови рыбку”. Ребенок берет любую пуговицу. Какую “рыбку” ты выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную. Какого цвета рыбка? Она легкая или тяжелая? Теплая или холодная? Теперь мы положим улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку. Спросите у него: “Какую рыбку ты выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную?” Задавайте еще вопросы:
- Какого цвета твоя рыбка?
- Сколько дырочек на пуговице?
- Она легкая или тяжелая?
- Она теплая или холодная?
А теперь вы выловите свою рыбку. Какая она? Внимательно рассмотрите другую пуговицу, сравните их.
Теперь положите ваш улов в ведерко. Предложите ребенку закрыть глаза. Опустите руку в ведерко и на ощупь найдите свою рыбку. “Почему ты считаешь, что эта твоя рыбка? Она маленькая и круглая?”
С помощью такой игры ребенок знакомится с различными свойствами предметов, изучает величину, размер, цвет. Постепенно можно усложнять игру, добавляя все больше рыбок в море.
«Логические задачи»
Оборудование: много одинаковых пуговиц (скажем, три-четыре вида, каждого штук по десять), схемы логических цепочек.
Ход игры: предложить ребенку выкладывать пуговицы в определенной последовательности. Например, большая – маленькая, большая – маленькая и т.д., либо красная – синяя, красная – синяя и т.д., либо красная – синяя – зеленая, красная – синяя – зеленая, либо одна красная – две желтые, одна красная – две желтые и т.п., в зависимости от того, какие пуговицы вы подготовили для игры. Можно предложить выкладывать по схеме.
Полная информация во вложении.
|