>


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


«Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

СКАЧАТЬ (33.5 Kb) 30.04.2020, 17:37
Шакирова Людмила Алексеевна
воспитатель
Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность в младшем дошкольном возрасте.       
В нашем дошкольном учреждении педагоги большое внимание уделяют развитию речи детей. Для речевого развития используются  виды игровой деятельности:
-    пальчиковые игры;
-    сюжетно-ролевые игры;
-    театрализованные игры;
-     дидактические игры;
-     подвижные игры;
-     строительно-конструктивные игры;


Пальчиковые игры
Для неговорящих детей в своей работе организуем игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. К таким пальчиковым играм относятся, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками, с мозаикой и шнуровкой. Развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр  способствует улучшению развития речи детей. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка  подготавливают почву для последующего  развития речи.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с проговариванием небольшого стихотворения, потешки или с пением. Например: «Мы делили апельсин», «Капуста», «На двери весит замок», «Этот пальчик», «Ладушки- ладушки», «Коза рогатая», такие игры  приучают детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы, заканчивать фразу.   
Примеры: 
  Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.
«Шарик»
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Этот пальчик
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Потешка «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин, (начиная с мизинца, загибать попеременно все       пальцы)
 Много нас, а он один.
 Эта долька — для ежа,
 Эта долька — для чижа,
 Эта долька — для утят,
 Эта долька — для котят,
 Эта долька — для бобра,
 А для волка – кожура. (показать пустую ладошку)
 Он сердит на нас, беда!
 Разбегайтесь кто куда. (спрятать руки за спину)
Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роли маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры, они легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие и, следовательно, способствует развития речи детей.

Дидактические игры
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.
Одним из способов активизации речи ребенка является игра “Поручения”. Например, попросить ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик. После выполненного задания спросить: “Что ты принес? Куда поставил?”.
В таких дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом» дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.
Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Чей детёныш», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы синего (красного, желтого) цвета», «Скажи, что звучит», «Как петушок кричит»,  направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражания, что в дальнейшем способствует развитию речи.
     Дидактическая игра должна  содержать образец речевого поведения, способствовать формированию внимания к речи, а также актуализировать имеющиеся у детей речевые средства. Важно  создавать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой или игрой. Вначале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания.

 Подвижные игры
Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные воспитателем, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.
Для детей младшего возраста характерно эмоциональное, образное восприятие окружающего мира. Целесообразно проводить игры со звукоподражаниями, например "Воробушки и автомобиль". Воспитателю следует вызывать звукоподражания: "пи-пи-пи" — кричат воробушки, "би-би-би" — гудит автомобиль. Также проводим игры: «Кот и мыши», «Медведь в берлоге крепко спит» и многие другие. Для подвижных игр используем атрибуты (маску мишки, кошки ), это позволяет детям лучше примерить на себя роль.
При выборе подвижной игры мы  учитываем тему, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при знакомстве с собакой проводится игра "Лохматый пес", а при знакомстве с медведем — "У медведя во бору". В таком случае дети одновременно узнают о повадках животного и подражают его движениям, звукам.

Театрализованные игры
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Малыши 3- его года жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Резко увеличивается способность подражать воспроизводить услышанное. Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание.
К концу третьего года жизни малыши не только слушают, но и понимают литературные произведения, рассказы взрослых, что, безусловно, обогащает их значения и речевой опыт.
Используем в своей работе:
Настольный театр («Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Теремок»).
Пальчиковый театр («Колобок», «Репка», «Теремок»). 
Театр на фланелеграфе («Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»).
Кукольный театр: («Репка», «Колобок»).

Сюжетно - ролевая игра
Для детей младшего дошкольного возраста характерна сюжетно - отобразительная  игра, которая оказывает положительное влияние на развитие речи. Именно в младшем дошкольном возрасте воспитатель помогает осваивать детям сюжетно-ролевую игру. Обучая детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия: "Уложим куклу спать"; "Напоим куклу чаем". Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно. Играя с игрушкой и одновременно слушая  воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: «Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку».
Следующие игры для освоения используем такие как: «Магазин», «Доктор», «Парикмахерская», «Дочки- матери», «Кухня». В сюжетно- отобразительных играх дети учатся примерять на себя роли других людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: «Доктор слушает больного», «Мама кормит ребёнка».
В процессе игры воспитатель  много разговаривает с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении.  Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (мяуканье кошки). Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку действию, например («Парикмахер причёсывает  волосы», «Продавец продаёт игрушки»). Когда ребенок наблюдает, разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.
Строительно - конструктивные игры
В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работы сознания. Для строительно-конструктивных игр создаются специальные условия. Одним из основных условий является организация предметной среды, т. е. наличие необходимого строительного материала в соответствии с задачами развития конструктивной деятельности детей младшего возраста. Такие виды строительного материала используем в своей работе:
- напольный, настольный строительный материал, («Лего»).
-  в летнее время года: песок ;
В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей: так как дети делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают друг другу то или иное решение. Таким образом, у детей расширяется словарный запас.
Подводя итог, можно сделать вывод, использование  игр в работе воспитателя, способствуют  повышению речевой активности детей.
Организуя работу по повышению речевой активности посредством игры, мы стараемся действовать в тесном контакте с родителями своих воспитанников, потому что без взаимных усилий было бы очень трудно, ведь именно родители – первые учителя и воспитатели, и сила их воздействия на детей велика.


Категория: Развитие речи
Просмотров: 35 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: