Управление развитием методической компетентности воспитателя как средство повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса
в дошкольном учреждении.
В условиях роста научного знания, ускорения социальной динамики проблема профессиональной компетентности приобретает особую значимость.
Необходимость непрерывного совершенствования профессионального уровня воспитателей в условиях быстрого устаревания имеющегося педагогического опыта, появления новых педагогических технологий актуализировала проблему совершенствования методической компетентности как ведущего структурного компонента профессиональной компетентности.
Актуальность проблемы развития методической компетентности воспитателя образовательного учреждения продиктована следующими обстоятельствами:
- в условиях современного детского сада особенно важно, чтобы воспитатель уверенно ориентировался в многообразии современных научно-педагогических подходов и методических решений, чтобы он мог не только использовать и адаптировать готовые методические решения, но и самостоятельно выполнять научно-методическую работу;
- только во взаимосвязи с развитием методической компетентности можно сформировать устойчивый интерес воспитателя к методической и научно-методической работе;
- именно методическая компетентность воспитателя обеспечивает результативность процесса воспитания и образования детей, поскольку позволяет с научной точки зрения определять и реализовывать принципы, содержание, формы, методы и средства учебно-педагогической деятельности.
Методическая компетентность является значимым компонентом профессиональной деятельности воспитателя.
В настоящее время возникают противоречия в процессе развития профессионально-методической компетентности воспитателя, а именно:
- между социальным заказом на высоко образованного и компетентного специалиста и инертностью многих педагогов в отношении приведения своих знаний и умений в соответствие с современными требованиями к образовательному процессу;
- между уникальными возможностями каждой личности и недостаточным их учетом в моделировании и осуществлении форм и методов совершенствования профессиональной, в том числе методической компетентности.
Все это требует от воспитателя выбора и переосмысления способов своего профессионального труда. Сказанное подтверждается и наблюдениями за состоянием образовательной практики:
- во-первых, молодые педагоги не обладают методическими знаниями, умениями и навыками;
- во-вторых, сегодня все педагоги образовательных учебных заведений независимо от стажа работы испытывают объективную потребность в существенном обновлении своих знаний (независимо от специализации и преподаваемого предмета). При этом каждый второй педагог испытывает затруднения методического характера.
Таким образом, и образовательная практика подтверждает разрыв между существующим уровнем методической компетенции педагога детского сада и запросами общества, социальных групп в ее совершенствовании.
В связи с этим в нашем учебном заведении назрела необходимость в поиске наиболее эффективных маршрутов развития методической компетентности воспитателя детского сада.
Считая методическую деятельность наиболее полноценной формой совершенствования методической компетентности педагогов, в своей работе я решаю следующие задачи:
- формирование у педагога устойчивого интереса к методической работе и желание ею заниматься;
- создание объективных условий для раскрытия творческой индивидуальности педагогов.
Остановимся на характеристике некоторых видов занятий, имеющих особо важное значение в развитии у педагогов готовности заниматься методической работой.
Авторская творческая мастерская. Проводится на основе уже созданной и утвержденной в коллективе авторской программы и технологии. Поэтому участие педагогов заключалось в том, чтобы принять участие в обсуждении ключевых авторских методических идей.
Авторское открытое занятие. Суть его сводится к ознакомлению педагогов с авторской педагогической концепцией, наработанными инновационными методами и приемами работы. Возможность на профессиональном уровне организовать дискуссию вокруг интересующего поля проблем, реализуемых в рамках отрабатываемой программы, технологии и др.
Мастер-класс. Самая сложная и ответственная форма общественного представления профессионального опыта. Необходима разносторонняя его осмысленность, системный анализ, методическая оснащенность процедуры презентации. Доступна особо высококомпетентным педагогам, имеющим опыт практической и теоретической работы. Процесс подготовки мастер-класса занимает довольно продолжительное время, требует участия команды специалистов.
Подготовка научно-методической продукции. Форма повышения компетентности, которая формирует навык письменного оформления текста, способности обобщать опыт до уровня детальной содержательной и структурной проработки. Развивает умение отбора имеющейся информации под целевую задачу.
Семинар-практикум. Осуществляется отработка базовых
организационно-методических умений, формируются навыки оформления теоретического и практического материала, отрабатываются методы и технологии научно-методического поиска.
Тренинг. Дает возможность формировать комплекс практических умений на целевой основе и в пределах четко обозначенной темы исследования.
Таким образом, мы имеем дело с целостной, педагогически управляемой, дидактически организованной и личностно-ориентированной системой, включающей теоретический, практический и рефлексивный компоненты, совокупное действие которых обеспечивает включение преподавателя в научно-методическую деятельность. Однако, чтобы эта система работала, необходимо наличие определенной среды, называемой нами инновационной.
Под такой средой мы понимаем коллективную творческую деятельность, выступающую средством образования взрослых.
Коллективная творческая деятельность как инновационное средство образования взрослых (педагогов) основана на том, что педагоги в ходе участия в методической работе постигают феномен «творчества». В течение относительно короткого промежутка времени у них происходят заметные качественные и количественные изменения потребностей и способностей к различным видам педагогической деятельности.
Технология коллективной творческой деятельности — это непрерывный процесс управления развитием потребностей, способностей, усвоением педагогом опыта человеческих отношений и практического творчества, в ходе которого развиваются направленность на самоисследование, формируются умения самодиагностики психического состояния и умения прогнозировать возможные варианты своего профессионального поведения и общения с другими людьми.
В условиях коллективной творческой деятельности, где все функционально связаны друг с другом общим познавательным интересом, коллектив становится механизмом развития личности. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого.
|