Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Современные педагогические технологии и их развивающий потенциал в ранней профориентации детей

СКАЧАТЬ (20.2 Kb) 15.09.2022, 19:26
Енина Галина Михайловна
Воспитатель
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Система образования является целостностью процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение ранней профориентационной работы с дошкольниками.

В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.

На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом современных образовательных технологий.

Наиболее эффективными именно в реализации профориентационного направления являются:

1. Технология проектной деятельности. Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Используя  метод проектов в организации ранней профориентации, необходимо помнить, что проект – это совместный продукт сотрудничества  и  сотворчества  всех  участников  образовательного  процесса от замысла до воплощения.

2. Технология исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
• опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений, в процессе представления технологии изготовления продуктов производства, технологии выполнения профессиональных обязанностей представителями различных профессий;
• коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений, которые могут способствовать пониманию сущности каждой отдельно взятой профессии.

3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игры «в профессии» позволяют детям закрепить полученные знания на практике, формируют у детей образное мышление, пространственное воображение, способствуют социализации и формируют коммуникативные навыки у дошкольников. Игровые технологии предоставляют возможность переноса осваиваемых ребенком способов познания мира профессий в другие условия, способствует проявлению самостоятельности и  творческой  инициативы. 

4. Технология интегрированного обучения. является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность воспитательно-образовательного процесса. Данная технология позволяет вовлечь в процесс обучения всех без исключения ребят, причём вклад в общее дело каждого ребёнка происходит с учётом его возможностей.

5. Цифровые технологии. С их помощью дети закрепляют умение подбирать и активно использовать в речи названия профессий, определения к предметам, обозначающим их действия и действия с ними; развивают внимание, логическое мышление / умение обобщать, зрительную и слуховую память, воспитывают у детей активное отношение, действенный интерес к профессиям/. Несомненным  достоинством применения цифровых технологий в процессе ознакомления детей с профессиями взрослых является: полисенсорное восприятие материала; демонстрация объектов с помощью проекционного экрана и мультимедийного проектора в многократно увеличенном виде; применение анимации, аудио- и видеоэффектов в общей PowerPoint-презентации, которая компенсирует объем информации; активизация зрительных функций, а также глазомерных возможностей  ребенка;  слайд-фильмы  для  вывода  информации  в  виде распечаток  крупным  шрифтом  на  принтере  в  качестве  раздаточного материала.

6. Технология макетирования. Макетирование в современном дошкольном образовании признается одним из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника. Процесс макетирования способствует развитию игровой и познавательной активности дошкольников, воспитанию эмоционально-положительного отношения и интереса к созданию условий для игр на макетной основе. Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого, познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества, как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста.

Использование метода макетирования помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ГОС ДО.

Занятие с макетами позволяет не только обучить детей умению конструировать, мастерить, но и помогает решать основные задачи дошкольной образовательной программы, в том числе и профориентационные. В процессе игры с макетом дети создают что-то новое, раскрывают в себе первоначальный интерес к профессиям, новые способности и навыки. Таким образом, реализуется такая образовательная область как познание.

7. Технология музея. Основной целью технологии музейной педагогики является приобщение подрастающего поколения к музеям, творческое развитие личности, а основой реализации данной технологии является создание мини-музеев в любой возрастной группе. Одна из особенностей мини-музея в детском саду – организация его совместными силами детей, родителей и педагогов. Мини-музей позволяет решать задачи по ранней профориентации дошкольников, способствует успешному освоению дошкольниками представлений о сложном, огромном и меняющемся мире профессий.

Таким образом, можно сделать вывод, что ранняя профориентация в дошкольном образовании возможна, необходима и заключается она, прежде всего в ознакомлении с профессиями, формировании ценностного отношения к миру труда и профессий, приобщении к трудовой деятельности, а не в раннем выборе профессии ребенком дошкольного возраста.

Стандарт дошкольного образования предусматривает решение задач объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей развития их социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Ранняя профориентация заключается в создании развивающей предметно-пространственной среды и психолого-педагогических условий, направленных на личностное развитие ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей с целью зарождения профессиональных интересов и склонностей.


Категория: Разное
Просмотров: 188 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: