Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


"Особенности реализации проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста"

СКАЧАТЬ (38.1 Kb) 30.10.2022, 14:11
Заровняева Надежда Федоровна
воспитатель
В развитии ребёнка каждый период очень важен и своеобразен. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А.Коменский, Д.Ж Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно врожденному стремлению человека к знаниям, труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж.Руссо, а затем Л.Н.Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них  в процессе воспитания.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.

Ребёнок 3-4 лет неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и теперь».  Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений. У детей четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач, совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.

Образовательная технология проектного обучения не является новой в педагогике, метод проектов получил широкое распространение в США в 1919 году, в России он стал известен в 1925 году. В основе этой образовательной технологии лежат идеи американских философов Дьюи, Лая, Торндайка о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. По мнению Д. Дьюи опыт и знания ребёнок должен приобретать в ходе  исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, проведения экспериментов и опытов.

В практике очень редко воспитатели используют проектную деятельность в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста, недооценивая её возможности.  Анализ педагогической литературы показал, что вопрос привлечения к проектной деятельности тщательно рассмотрен для детей старшего дошкольного и школьного возраста.

Возникает противоречие: между необходимостью включения метода проекта в деятельность детей младшего дошкольного возраста и отсутствием на практике методик, методических рекомендаций, описанного опыта работы с детьми младшего возраста.

Проблема: как организовать, спланировать и реализовать проектную деятельность  для детей младшего дошкольного возраста так, чтобы она была интересна, доступна и мотивированна для них, а продукт проекта востребован ими.

Для решения данной проблемы в рамках инновационной деятельности нашего ДОУ,  мы включили в образовательную деятельность  детского сада,начиная с младшего дошкольного возраста проектный метод.
Именно проекты способны обогатить образовательную деятельность детского сада с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша, детей с разным развитием. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Внедряя метод проекта в образовательную деятельность для детей младшего дошкольного возраста, мы определили цель и задачи:
Цель:
Организация проектной деятельности в младшей группе с учетом возрастных и психологических особенностей.
Задачи:
1.      Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
2.      Активизация познавательной деятельности детей;
3.      Формирование  специфических умений и навыков коммуникативного характера;
4.      Развитие творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности;
5.      Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Моя педагогическая практика показала, что  использование проектной деятельности в работе педагогов с детьми младшего дошкольного возраста имеет место быть, активно использоваться с учётом возрастных особенностей,  а так же степени участия воспитателя и родителей.

Нами, воспитателями младшей группы были разработаны и реализованы такие проекты, как: «Такие разные мячи», «Веревочка», «Чудо яйцо»целью которых является развитие познавательных и творческих интересов, двигательной активности и мелкой моторики рук  детей.

В своей работе с детьми я столкнулась с одной важной для меня проблемой: ни я, ни мои коллеги, ни родители моих детей не готовы к проектно-исследовательской деятельности. Мы сами привыкли получать готовые знания. А для исследования нужны не только знания, но и умение задавать правильно вопросы.
Самоценность детского возраста заключается в том, что дети любят задавать вопросы. Одной из уникальных особенностей детства является способность удивляться всему, что они видят и воспринимают. Взрослые уже, к сожалению, теряют эту особенность, в результате возникает трудность общения ребенкас взрослым. И для того, чтобы преодолеть эту проблему, необходимо встать на некоторое время на уровень ребенка, посмотреть на мир его глазами, и с этой позиции попытаться помочь ему понять, узнать, изучить.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Это самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) начинается привитие детям способностей к добыванию, а не к получению готовых знаний. Причем необходимо, чтобы на начальном этапе внедрения метода проектирования дети добывали знания частично самостоятельно, частично при помощи взрослых. Другими словами, на данном этапе требуются промежуточные «целевые ориентиры», отражающие уровень развития 3-4 летнего ребёнка.
         
Ведущей познавательной функцией, в этом возрасте, является восприятие. Оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем дошкольном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию.

     
Выбор темы проекта требует особого внимания, так как она должна быть  интересной, увлекающей детей. Конечно же, темы проектной деятельности должны быть достаточно простыми, способными заинтересовать каждого ребенка. Приведу пример: когда все дети спали, я закрутила носочки в клубок, и положила на стулья. И каково было первое восприятие… это радость от начала неизвестной им игры, удивленных вопросов: где мои носки? кто это так сделал? ой, мой носочек в мячик превратился…

Таким образом, у нас появилась тема нашего первого проекта - «Такие разные мячи».
        
Эту форму привлечения к новой теме использовали и в других проектах.   Натянули  шерстяную нить по всему периметру группы, как будто паутину. Дети, увидев большую паутинусразу задались вопросами, а кто это сделал? Кто пришел в гости к нам? А в углу сидел сам паук, призывая детей к совместной деятельности, игре.Так интересно начался  наш второй проект «Веревочка».


Предпосылкой нового проекта стала  исследовательская деятельность «Что в песке?, в ходе игры дети находили яйца «Киндер- сюрприза».

Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными. В ходе проекта, играя, дети получали необходимую информацию. В процессе совместной, творческой деятельности дети очень активно, и с удовольствием выполняли и запоминали  образовательную задачу.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с  взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте)
Для изучения цвета, формы и величины мы с детьми сделали из папье –маше разноцветные мячики, приготовили для мам вкусные пряники-«мячики».А в проекте «Веревочка» сделали маленьких друзей для нашего паука из одноразовых стаканчиков, научились завязывать шнурки, нанизывать на веревку бусинки, плести косу из ниток, родители вместе с ребенком сделали книжки-малышки  по рисункам детей с помощью ниток, веревочек.В процессе проекта «яйцо», дети сравнивали яйца разных птиц, животных, игра «Кто живет в яйце?»,исследовали свойства яйца.


В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
В младшем дошкольном возрасте двигательная активность является важным условием познавательного и личностного развития, для полноценного функционирования психических процессов. Ребеноктрех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения.
С этой целью мы уделяем большое внимание  подвижным играм, например: «Прокати мяч», «Электромонтеры», «Волшебная веревка», «Наседка и цыплята»,  и т.д.
 Дети  активно стремятся к самостоятельности, уверенно осваивают приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяют освоенные действия, гордятся своими успехами.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе с взрослыми и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеетсоставлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц, играет на самодельных музыкальных инструментах, делают из веревочки «ситии» различные фигуры: елочка, зайчик, якутские узоры, пароходы, машинки ит.д.Вместе с родителями создали место для уединения в форме яйца, где дети, приняв позу «зародыша» успокаивались, получали удовольствие.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. В процессе проектной деятельности с детьми мы разучивали  стишки, потешки, песенки, рассказывали сказки по темам проекта.Например:
Сказка «Курочка ряба»,стихотворения «Эриэн-дьураамэчик», «Синий клубочек», «Мин таптыыроонньуурум», песенки «Мээчик», «Ыа5ыйалар», танец «Цыплята», «Маленькие утята» и т.д.
Дети восприняли материал с удовольствием, потому что сами стали участниками и создателями проекта.
 Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем мире непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков. 
Заканчивается проектная деятельность  для детей младшего дошкольного возраста организацией совместной игры или праздника по пройденной теме. В ходе данного мероприятия все дети и родители играют, поют, читают стишки.

Таким образом, у детей 3,5 -5 лет на первом этапе проектной деятельности идет  «подражание и исполнение». На этом этапе организация проектной деятельности в ДОУ предполагает участие детей “на вторых ролях”, когда они делают что-то или по прямому предложению взрослого педагога, или же попросту подражают ему. Важно, что такой подход не противоречит самой природе ребенка. Дело в том, что в этом возрасте у детей существует стремление привлечь внимание взрослого, наладить с ним хорошие отношения.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.

Использованная литература
  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  2. Немов Р.С. Психология: учеб.длястуд.пед вузов: 3 кн.-3 –е изд. – М.: гуманит. Изд центр ВЛАДОС, 1999.
  3. Попова Д.А. лучшие игры для развития ребенка и подготовки к школе. От 3 до 6 лет.- СПб.: Питер, 2010.- 240 с.: ил.- (серия «Школа молодых родителей».
  4. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008. — №3. С. 6.
  5. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В. П. Бедерханова //Развитие личности. — 2000. - №1. — С. 24–36.
  6. Боровлева А. В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ.2006. — №7.С 76–83.
  7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
  8. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

Приложения
План работы по проекту «Такие разные мячи»
Дата Этапы проекта Форма работы Ответственные
  Игровая ситуация Игровая ситуация «Мячики-носочки» Воспитатели
  Сбор информации спортивных мячей. Беседа о спортивных мячах.
Показ слайдов просмотр книг.
Воспитатели, родители
  «Мой веселый, звонкий мяч» Творческая мастерская красного мячика.
- Изготовление в технике папье-маше красного мячика;
- Разучивание стихотворения «Мээчик»
Воспитатели
Детские игры с мячом.
Подвижные игры:
«Прокати мяч» «Передача мячиков»
«Найди свой мяч»
Воспитатели, физрук
Вкусные мячики для мамочки.
Приготовление из сладкой тесты разноцветных круглых мячиков.
Воспитатели
  Итоговое мероприятие «Мой мяч» Развлечение.
Выставка мячей сделанные своими руками.
Исполнение песен и стишков про мячик, игры
Воспитатели, музыкальный руководитель, родители
План работы по проекту «Веревочка»
 
Дата Этапы проекта Форма работы Ответственные
  Игровая ситуация «Где же живет паук»
Знакомство с паутиной паука.
Воспитатели
  Из чего же делают веревки? Беседа, показ слайдов
Сбор информации (книги,энциклопедии,интернет ресурсы)
Воспитатели
Родители
  Веревочка-игралочка Подвижные игры:
- «Кто быстрее поймает рыбку»;
- «Электромонтеры»;
- «Осторожно! Сработает сигнализация»;
Якутские нац игры:
- «Эьэсторбос»;
- « Кердеехситии».
Воспитатели
Физк.рук.
Творческая мастерская «Наши руки не для скуки»
- изготовление паучков из одноразовых стаканчиков и развешивание на паутину;
 - разукрашивание тарелочек;
 - нанизывание разноцветных бусинок в веревочки.

 
Воспитатели
Музыкальная веревка
- Прослушивание
- Музыкальная игра «Угадай мелодию»;
- Разучивание танца «Ыа5ыйалар».
Воспитатели
Муз.рук.
  Итоговое мероприятие «Праздник веревочки» Песни, стишки, танцы
Подвижные игры с родителями
Воспитатели
Родители
Муз.рук.

План работы по проекту «Чудо яйцо»
Дата Этапы проекта Форма работы Ответственные
  Игровая ситуация - Игра в песочнице «Найди киндер сюрприз»
- Сбор материалов
Воспитатели
Родители
  «Чудо яйцо» Игра «Кто же спрятался в яйце» (дети узнают по силуэту, какое животное или птица спрятались в яйце)
- Рассказ и беседа о животных, насекомых которые несут яйца и вылупляются из яйца (птицы, ящерицы, крокодилы и.т. д.)
Воспитатели
«В гостях у сказки» Театрализованное представление  «Курочка- ряба» Воспитатели, родители
«Откуда появилось яичко?» экскурсия во дворе Воспитатели, родители
«Лаборатория почемучек» Опыты экспериментирования с яйцом Воспитатели
Мастерская «Чудо-яйцо»
- Оформление вместе с детьми уединения в форме яйца;
- Изготовление геометрических фигур для игры в танграм;
- Рисуем животных которые вылупляются из яйца;
- поделки из скорлупы;
- Приготовление салата  «Цыплята».
Воспитатели, родители
  Итоговое мероприятие Квест- игра с родителями «По следам Курочки-Рябы» Воспитатели
Родители
Педагоги
Муз.рук.


Категория: Разное
Просмотров: 206 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: