Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Консультация для педагогов "Виды аутистических расстройств"

СКАЧАТЬ (25.2 Kb) 14.10.2024, 10:56
Казанцева Ольга Васильевна
учитель -дефектолог
Определение аутизма — это сложная задача. Связано это с тем, что исследователи, ученые и медики не имеют достоверных фактов о причинах возникновения этого заболевания и не могут отследить процессы, которые приводят к развитию данного состояния. Но основной причиной является огромное многообразие проявлений, симптомов и форм аутизма. Именно в следствии этой особенности аутизм принято называть спектральным расстройством – Расстройством аутистического спектра (РАС), которое характеризуется нарушениями коммуникации, вербальных способностей, трудностями взаимодействия с окружающим миром, ограниченными интересами. Деление этого расстройства на детский аутизм и взрослый возможно весьма условно, поскольку аутичные черты сохраняются в человеке всю его жизнь, даже при условии полной абилитации.

Каждый случай аутизма уникален, и как говорят – «Если вы знаете одного аутиста – то вы знаете только одного аутиста». Несмотря на это, ученые, врачи, исследователи стараются выделить из колоссального разнообразия случаев схожие по степени выраженности проявлений и симптомам и объединить группы детей и взрослых в типы аутизма, для того чтобы поставить корректный диагноз и правильно расставить приоритеты для коррекционной работы.

Виды аутизма у детей и взрослых
Аутизм вынесен в отдельную группу общих расстройств психологического развития по Международной Классификации Болезней (МКБ) и имеет код F84. При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код. Именно клиническое описание аутизма и дало основания разделить его по видам, полагаясь на общие симптомы и проявления, степени аутизма у детей и взрослых:
  • Синдром Аспергера отличается достаточно высоким интеллектом при наличии развитой спонтанной речи. Большинство таких пациентов способны к активной коммуникации и социальной жизни, в том числе с использованием речи. Многие врачи испытывают затруднения с диагностикой, потому что высокая функциональность заслоняет проблему, а проявления болезни могут восприниматься как крайний вариант нормы или акцентуация личности.
  • Классический аутизм (синдром Каннера) отличается полнотой клинической картины, когда присутствуют отчётливые признаки аномалий в трёх сферах высшей нервной деятельности (социальное взаимодействие, коммуникация, поведение). По степени тяжести данный вид значительно колеблется – от лёгкой до максимально тяжёлой.
  • Неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм):нарушение выявляет себя далеко не всеми типичными аутистическими чертами, аномальные проявления могут охватывать только 2 из 3-х основных уязвимых сфер. Имея подобный диагноз аутизма, дети имеют высокие шансы на успешное развитие и приближение к нормотипичной модели
  • Синдром Ретта: обычно болеют девочки, синдром протекает нелегко, часто появляется в младшем детском возрасте, может приводить к низкой функциональности к периоду окончательного взросления (даже при полной коррекционной помощи).
  • Детское дезинтегративное расстройство: первые признаки появляются к 1,5-2 годам и вплоть до школы. Клинически часто выглядит как регресс уже освоенных навыков (разделённое внимание, речь, моторика).
Данные типы аутизма имеют ценность для клинической диагностики. Однако для терапевтических целей, коррекционных задач и для специалистов, которые работают над улучшением качества жизни и приобретении навыков как социального характера, так и бытового плана, зачастую, не важен уточненный диагноз по МКБ, так он не является достаточно информативным о текущих проблемах пациента, стадии развития заболевания и его влияние на конкретного человека. Для упрощения работы в данной сфере принято разделять пациентов на следующие формы аутизма у детей и взрослых: высокофункциональный и низкофункциональный. Это определенная шкала, на одном конце которой дети с очень большим нарушениями, ярко выраженными симптомами, требующие помощи на протяжении всей жизни, а на противоположном — высокофункциональные, имеющие все шансы на самостоятельность и скомпенсированность в зрелом возрасте. Место ребенка или взрослого на этой прямой указывает терапевт, врач, аналитик, тем самым обозначая уровень и направление его развития.

Однако деление на данные типы аутизма вызвали резонанс в самом аутистическом обществе: невербальные люди по этой шкале относятся к низкофункциональным, однако с их мышлением, способностью коммуницировать с внешним миром все в полном порядке. Происходит это потому, что сам критерий функциональности глубоко ошибочен, поскольку основывается на ложной посылке, что видимое внешнее поведение равносильно интеллекту. Как бы банально это не звучало, нужно отходить от того, чтобы относиться к людям по их внешнему виду. Специалистам по аутизму следует предполагать разум в каждом без исключения.

Исходя из логических рассуждений, этическим соображением и все-таки необходимости классификации степени аутизма у детей и взрослых, в современном и прогрессивном обществе принято делить не на клинические формы, а на степени необходимости сопровождения – от полного и постоянного сопровождения человека, частичного опекунства, до полной самостоятельности.

Столкнувшись с диагнозом РАС, важно помнить, что уровни функциональности и сопутствующие симптомы могут меняться в процессе адекватной терапии. И не просто меняться – постепенно и выверено, но и переходить от тяжёлого к лёгкому.

Большинство исследований сходятся в том, что раннее вмешательство (до 3 лет) с поведенческой терапией, медикаментозной коррекцией (при необходимости), систематическими занятиями с коррекционными педагогами и комплексном подходе существенно повышают шансы ребенка на обычную жизнь наряду со сверстниками. Детский аутизм – это не приговор, а призыв к действию, а дети с аутизмом — просто дети, которым нужно больше заботы, внимания и любви.

Помните главное: диагноз и классификация по клинической форме, по степени аутизма у детей и взрослых, по функциональности или по необходимости сопровождения — это лишь только констатация состояния на данный момент, не определяющая дальнейшую судьбу.

Виды аутистических расстройств
Первая группа
Таких детей называют «отрешенный». Отсутствие речи, невозможно поймать взгляд, добиться улыбки. Максимально глубокая стадия аутизма. Такие дети особенно ловки, грациозны в движениях, ничего не просят сами и не откликаются на просьбы. Ничего не боятся. Поведение полевое. В раннем возрасте такие дети могли развиваться нормально ( со слов родителей),но уже к 2-2,5 годам они становились агрессивными, неуправляемыми, не шли на контакт , и тогда родители впервые начинали замечать, что с ребенком не все благополучно. Дети этой группы очень любят телесный контакт, когда их кружат, щекочут ,подбрасывают, тормошат. Но такой контакт всегда строго дозирован, ребенок в любое время может его прервать, если устал.

Вторая группа
Таких детей называют «отвергающими». Дети более активны и менее ранимы. Главная жалоба родителей на отсутствие речи.
Уже с раннего детства такие малыши приучают родителей к определенному образу жизни, который складывается постепенно. Если он нарушается, то ребенок об этом даст знать ( громким криком, сопротивлением, аутоагрессией) Рано прослеживается избирательность в еде, одежде, ритуалы, многочисленные «требования», неисполнение которых влечет за собой срывы в поведении ребенка.
Внешне- это наиболее страдающие дети. Лицо их напряжено, искажено гримасой страха, они скованны в движениях. В речи присутствуют штампы, эхолалии, она скандирована.
Социально – бытовые навыки усваиваются как жестко привязанные к одной ситуации, в которой они впервые сложились и к человеку, который помог их выработать.
Моторное развитие выглядит нарушенным. Нет пластичности. Движения напряжены и скованны, все действия плохо скоординированы. Не могут подражать действиям других людей.
Речь: речевые навыки усваиваются и фиксируются в готовой неизменяемой форме и используются только в той ситуации, в которой и для которой они были выработаны. Ребенок накапливает набор штампов и команд, которые жестко связаны с ситуацией. Склонность к эхолалии. Телеграфный стиль. Глаголы использует в инфинитиве. Часто повторяет цитаты из мультфильмов. В общении не используют интонацию, жесты и мимику.
Умственное развитие: ограничено коридорами стереотипов ,не направлено на понимание причинно- следственных связей, процессов, преобразований мира. Буквальность мышления, узость понимания, нет символизации.
Основная проблема таких детей, что у них много страхов, они надолго фиксируют испуг. Их жизнь становиться наполненной страхами. Они отказываются умываться, садиться на горшок, боятся входить в ванную, потому что там шумит вода. Боятся птиц, насекомых, животных, вентиляторов и электроприборов. На все новое негативны из-за страха неудач.Из-за повышенного уровня страхов ребенок может перейти в агрессию (царапается, кусается, отбивается). Склонные к аутоагрессии.
Близкого человека воспринимают как обязательное условие своей жизни. Контролируют поведение родителей, развивается симбиотическая связь.
Очень тяжело переносят разлуку, если такое случится, то может быть катастрофический регресс поведения.

Третья группа
Их называют «сверх захваченные» своими собственными стойкими интересами, проявляющиеся в стереотипной форме.
Родители обращаются за помощью не из-за отставания в развитии, а в связи с трудностями общения. Они экстремально конфликтны, не могут уступить, учесть интересы другого, поглощены одними и теми же занятиями, интересами. Такой ребенок годами может говорить на одну и ту же тему, рисовать на один и тот же сюжет. Ему нравится, когда его ругают, он старается все делать назло. Содержание его фантазий часто связано со страшным, асоциальным, неприятным.
Внешне: блестящие глаза, застывшая улыбка. Он смотрит на вас, но «мимо». Говорит быстро и не беспокоится быть понятым. Утрированное оживление носит механистический характер. Могут произвести впечатление подчеркнуто взрослой речью, большим запасом слов, высокоинтеллектуальными интересами.
Моторно не ловкие. Мышечный тонус нарушен. Слабая координация движения туловищем, тяжелая походка, могут налетать на предметы, нарушение мелкой и крупной моторики. Они боятся трудностей. Не желают чувствовать себя не состоятельными. Ответная реакция на неудачу – негативизм, который по мере взросления рационально обосновывается.
Чаще они не хотят брать ответственность за действия и перекладывают ее на близких.
Особенность – это очень « речевые» дети. Большой словарный запас, но он усваивается из книг. Детская речь производит не естественное взрослое впечатление. Ребенок говорит неразборчиво, нарушен темп, высота звучания, монотонность, захлебывается, глотает звуки и слова к концу предложения.
Развитие мышления нарушено и искажено. Не развивается живое активное мышление, направленное на познание нового. Не чувствуют подтекста ситуации, социально наивны, не уверенны.
Склонны проявлять агрессию,но чаще вербальную (проговаривают, что плохого сделают со своими близкими).

Но в тоже время очень привязаны к близким. Для них это гарантия стабильности
Четвертая группа (наиболее легкая)
На первый план выступает ранимость, тормозимость в контактах (контакт прекращается при наличии малейшего препятствия и противодействия), неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и организации.
Основная проблема: недостаточно возможностей в организации взаимодействия с другими людьми.
Поэтому родители жалуются на задержку психического развития в целом.
Внешне такие дети хрупкие, легко утомляются. Впечатление угловатой неловкости. Характерна вялость, которая может сменится перевозбуждением. На лицах эмоция тревоги, но не страха.
Мимика, интонация обеднены. Интонация затухающая к концу фразы.
Дети способны смотреть в глаза , но контакт носит прерывистый характер, взгляд часто уплывает. Они держатся рядом, но создают впечатление робкого и застенчивого человека.
Трудности усвоения моторных навыков, долго не схватывает движения, не могут повторить.
Речь не выразительная, аграмматичная, ребенок плохо улавливает инструкции ,малая понятливость в простейших социальных ситуациях.
Такие дети испытывают трудности при попытке установить контакт с миром и организовать с ним сложные взаимоотношения.
Способности таких детей лежат в невербальной сфере: музыка, конструирование. Если такие дети живут в нормальных условиях, где их любят и поддерживают, то они не развивают специфической аутистической защиты.
Не гибкость, сложно меняют обстановку может расцениваться окружающими как педантизм, любовь к порядку.

Все свои отношения с миром такой ребенок стремиться строить через взрослого. На его лице всегда читается вопрос «А что вы считаете правильным?», «Какого ответа вы ждете от меня, чтобы быть хорошим?» Моторные стереотипии есть только в напряженных ситуациях, но они не изощренные. Напряжение проявляется в беспокойстве и суетливости движений, в уменьшении способности концентрировать внимание. Успокоение достигается обращением за поддержкой к близкому человеку. Такие дети постоянно зависят от поддержки и внимания, что все в порядке. При разлуки с близкими ,может наблюдаться регресс в развитии. Эти дети чаще оцениваются как обычные дети с ЗПРР.
Однако работа, направленная на коррекцию их интеллектуальных функций не приносит результата, а даже больше фиксирует их трудности. Здесь важны специальные коррекционные усилия, которые должны концентрироваться на общем узле аффективных и когнитивных проблем.


Категория: Разное
Просмотров: 6 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: