С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Бесспорно, что речевое развитие ребенка, его языковая способность, т.е. отражение языковой системы в сознании индивида, является важнейших из направлений работы педагога. Учитывая, что развитие речи ребенка зависит от его индивидуальных особенностей, задача любого воспитателя и педагога состоит в разработке и использовании таких методик и средств по развитию речи ребенка, которые бы способствовали богатому языковому окружению ребенка, расширению словарного запаса, формированию культуры общения.
Мышление и речь находятся в закономерных и сложных отношениях друг с другом. «Речь не создает разума, но без нее разум не может развиваться» – это положение В.Прейера, высказанное им еще 60 лет назад, подтверждается действительно каждым новым исследованием в современной психологии и педагогики (Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (Экспериментально-теоретическое исследование) // Культурно-историческая психология №1-3, 2006.Л.И.Божович).
Развитие речи связано не только с количественным обогащением словарного запаса, но и с его качественное совершенствование. Речь - является средством для передачи своих мыслительных образов. Красота же этих образов зависит от той картины мира, которая сформирована у каждого конкретного индивида. Поэтому разработка методик по формированию речи невозможна без приобщения ребенка к художественным произведениям, художественным репродукциям, исторического наследия, географического положения. Педагог должен понимать, что ребенок выступает в качестве «зеркала», которое отражает все, что получает из вне.
Следует не забывать, что методика развития речи, совершенствование языковой способности детей, должна осуществляется в рамках трех направлений речевого развития:
1. структурного (овладение детьми всеми уровнями языковой системы - фонетическим, морфемным, лексико-семантическим, синтаксическим);
2. функционального, или коммуникативного (овладение языком в его различных функциях; при этом на первый план выступает освоение навыков построения связной речи);
3. познавательного, иначе говоря, когнитивного, что предполагает формирование элементарного осознания явлений языка и речи.
Познавательный компонент выражается в способности отражать и объективную реальность. Действительность представляется человеку через систему предметных значений и личностно-смысловых образований: мир, опосредствованный социально выработанными значениями, инвариантен и содержит общие черты; мир, опосредствованный личностно-смысловыми образованиями, индивидуально-личностен. (Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников.Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.)
Диапазон языковых средств используемых в жизни, выбор стиля речи, интонации, темпа и т.д зависят от того опыта, который получил человек в своем развитии. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что способность передавать мысли и строить грамотную речь, является отражением того, как он осмысляет мир. Поэтому следующая задача педагога должна состоять в том, чтобы создать условия для познания окружающего мира, выбора определенного типа поведения способствующему безопасного оперирования с ним. Причем познание мира должно быть максимально практическим. Обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим миром и во всех видах детской деятельности. При этом необходимо понимать, что развитие речи более продуктивно в условиях решения мыслительных задач. Для этой цели в своей работе воспитатель должен использовать материал, который бы стимулировал мыслительную деятельность у ребенка. Поскольку вся реальность есть совокупность предметов и явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом, исследование их адекватного отражения, организации мира и образующих его систем, является способом развития мышления и речи. Для этой цели, преподаватель ведет диалог с ребенком, в котором взрослый берет на себя руководящую роль, направляя ход мысли и способы ее выражения, к развернутой монологической речи самого ребенка. Систему занятий с детьми, формируем по принципу обоснования причинно-следственных связей, при чем, формировать цепочку мыслительных операций можно как от частного к общему, так и от общего к частному. Данный метод позволяет достигнуть нескольких целей: развитие мыслительной деятельности; логики; воображения; речевой активности; расширение словарного состава; коммуникативных навыков; построения монологической и диалогический речи; активизация внутренней речи. Педагогу необходимо освоить правильную постановку вопросов, логическое ударение и т.д. В арсенале преподавателя должны быть открытые вопросы, как уточняющие, так и восполняющие информацию по теме. Актуальность приобретают как корректные, так и некорректные вопросы, которые способствуют развитию мышления, воображения, креативности ребенка.
Структурный компонент методики должен формироваться благодаря интеграции нескольких направлений деятельности с детьми. С этой целью музыкальные занятия в детском саду должны преследовать более широкие цели, т.е. способствовать формированию «звучания речи». Одним из важных моментов является знакомство ребенка с классическими произведениями, оперными постановками. Формирование «музыкального вкуса», осуществляется благодаря анализу произведений, где дети могли использовать свои суждения по поводу данного материала.
Так же необходимо использовать логопедическую зарядку, которая представляет собой систематические, последовательные занятия по отработке артикуляции всех звуков, а также по дифференциации звуков, что одновременно подготовит детей к обучению грамоте.
Следует помнить об эмоциональной окраске речи ребенка. Эмоциональное состояние является платформой для развития ребенка. Преподаватель работающий с дошкольником должен отдавать себе отчет в том, с какими эмоциями знакомит он детей, какой опыт эмоционального воздействия передает. В данном контексте критерием воздействия может являться оценка «эмоционального резервуара» ребенка. Термин используемый Р. Кэмпбеллом – это фигуральное выражение, тем не менее, автор дает совершенно реальные характеристики (Р. Кэмпбелл Как на самом деле любить детей. М. Максимов. Не только любовь. -М.: Знание, 1992, с.35). Состояния данного резервуара зависит от того, как удовлетворены эмоциональные потребности ребенка, о чем говорит поведение ребенка в каждый момент времени. Поэтому резервуар всегда должен быть полон положительными эмоциями. В этом случае ребенок готов к развитию и восприятию информации.
Следующей задачей педагога при развитии речи детей является формирование связной речи, которая представляет собой единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Дляформирование данного умения актуально использование следующих методов: метод «незаконченных предложений», сказкотерапия, создание проблемных ситуаций, при которых ребенок мог бы самостоятельно принимать решения, а также убеждать в них других. При формировании тематики занятий следует предусмотреть тот механизм воздействия на детей, при котором дети могли бы использовать как диалог, так и монолог. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Всякий раз, при достижении определенной цели, педагог должен создавать более усложненную ситуация и возможность большого выбора языковых средств.
Таким образом, цель работы педагога при работе над построением речи состоит в том, чтобы личность обладала достаточно высоким уровнем речевой культуры, то есть, владела умениями правильно выражать свои мысли, пользоваться достаточно обширными и постоянно расширяющимся словарным запасом, умела правильно строить предложения, взаимодействовать в разговоре с другим человеком, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух.
1. КэмпбеллР. Как на самом деле любить детей. Максимов. М. Не только любовь. -М.: Знание, 1992.
2. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка Экспериментально-теоретическое исследование // Культурно-историческая психология №1-3, 2006. Л.И.Божович
3. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
4. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. М., ТЦ Сфера-2008.
|