Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Кинезиологические упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста

СКАЧАТЬ (45.0 Kb) 17.12.2024, 09:39
Харламова В.В, Шрубченко Е.А.
воспитатель, учитель-логопед
1. Харламова Валентина Владимировна, МБДОУ Ютановский детский сад «Ромашка» Волоконовского района Белгородской области, воспитатель.
2. Шрубченко Елена Александровна МБДОУ Ютановский детский сад «Ромашка» Волоконовского района Белгородской области, учитель-логопед.

Кинезиологические упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения. Одной из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи дошкольников. Хорошо развитая речь  – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
        
Всем известно высказывание «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» - В. А. Сухомлинский

        
В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.

        
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

        
Для развития мелкой моторики можно использовать пальчиковые игры, манипуляции с бытовыми предметами, игры с мелкими предметами, творчество,  конструирование и т.д.

        
Но, по  мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую  роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения  функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.

        
Именно кинезиологические упражнения позволяют  создать новые нейронные связи и улучшить работу  головного мозга, отвечающего за развитие психических  процессов, в том числе речи и интеллекта.

        
Так что же такое кинезиология?

Кинезиология – наука о  развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
        
Существует уже 2000 лет, используется во всем мире.


Цель образовательной кинезиологии ;
развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации          мыслительной деятельности ребёнка.

Задачи:
- оптимизировать деятельность головного мозга;
- развивать интеллектуальные и творческие способности;
- развивать способность к обучению и усвоению информации;
- восстанавливать работоспособность и продуктивность деятельности;
- снимать стресс, нервное напряжение, усталость.

        
В логопедической практике используются следующие кинезиологические приемы:
  • Артикуляционные упражнения
  • Упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики
  • Упражнения на развитие общей двигательной активности
  • Звукоразличение (восприятие и дифференциация шумов)
  • Межполушарное взаимодействие: упражнения для развития скоординированных движений правой и левой рук, языка, глаз
  • Дыхательные упражнения.
        
Для результативности коррекционно – развивающей  работы необходимо учитывать  определенные условия:
  1. Эти упражнения необходимо проводить ежедневно ребенок выполняет вместе со  взрослым, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.
  2. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
  3. Продолжительность комплекса упражнений может составлять от 5-10 минут и  25-  30 минут в день, в зависимости от возраста.
        
Еще одной формой кенизиологических упражнений является  зеркальное рисование. Это рисование двумя  руками одновременно.

        
Положите на стол  чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по  карандашу. Начните рисовать одновременно  обеими руками зеркально  – симметричные  рисунки, буквы. При выполнении  этого упражнения вы почувствуете, как  расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий  синхронизируется, заметно увеличится  эффективность работы всего мозга.

          
Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта, улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.

        
Для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развитие моторных координаций и оптико-пространственных представлений можно использовать различные формы спортивных занятий.

        
Использование  на занятиях и в свободной деятельности                      разнообразный спортивный инвентарь: скакалки, гимнастический палки, кольца, палочки, флажки и др.,  обеспечит ребенку в дальнейшем  успешное освоение  более сложных двигательных навыков.

        
Хорошие результаты по развитию моторики показывают упражнения с малыми мячами и утяжеляющими мешочками.

        
Для примера приведем некоторые упражнения различной  направленности:

- упражнения в перекладывании мяча;
- упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловле;
-упражнения в бросках т ловле предметов в паре;
-групповые упражнения в передаче, подбрасывании, перебрасывании и ловле предметов.
                  
У
детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки, поэтому учить ребенка необходимо начинать уже в подготовительный к школе период.


Список литературы.
1. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М. 2002
2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта школьников. М. 2002
3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.1996


Категория: Разное
Просмотров: 45 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: