Таких малышей обычно называют слабовидящими. Пока ребенок мал, не только Вам, но и специалисту трудно определить, может он видеть или нет.
Когда врач говорит Вам ,что затрудняется определить степень сохранности зрения у малыша, он вовсе не пытается от Вас отделаться. Ведь установить это действительно очень трудно, поскольку зрение осуществляется не только глазками, но и мозгом.
Когда дети еще очень малы и их зрительный опыт невелик, они не могут определить, является ли то, что перед ними находится, предметом или это просто цветовое пятно. Только много раз видя предметы, малыш начинает их выделять в том, что он видит, поскольку предметы остаются одними и теми же. Если у Вашего малыша нарушено зрение и он отстает в психическом развитии, то определить возможности его зрения очень трудно .В той или иной мере видят почти все. Но одни различают только свет и тьму, другие еще и различают степень освещенности. В последнем случае люди могут видеть движение объектов, нечто вроде двигающихся теней.
Даже если у Вашего малыша нарушено зрение, показывайте ему предметы и называйте их. Покупайте ему игрушки, которые не просто ярки и красивы, но которые начинают двигаться или издавать звук при прикосновении к ним. Более подробные советы Вы найдете в книге С.М. Хорош "Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника",Москва:ВОС,1983.
Обратитесь в ближайшее к Вашему местожительству отделение Всероссийского (или соответствующего республиканского)общества слепых (ВОС),чтобы Вас проконсультировали, как надо учить Вашего малыша передвигаться по дому, двору, где он гуляет, и т.д.
Создайте для малыша безопасные зоны, которые он мог бы исследовать самостоятельно. Обычно дети со слабым зрением предпочитают проводить время рядом со стенкой или какой-либо перегородкой, поскольку здесь они чувствуют себя в большей безопасности.
Чтобы лучше приготовить малыша к обучению чтению крупного печатного шрифта или к чтению по системе Брайля, ему стоит чаще рассказывать сказки, учить его играм с пальцами, детским стишкам, рассказывать ему о том, что происходит вокруг.
Когда окружающие люди будут улыбаться малышу и говорить с ним, а он не будет им отвечать, Вы можете сказать ему, назвав его по имени: "Посмотри, какая красивая тетя - и поднести его поближе, чтобы ребенок мог лучше рассмотреть эту тетю. Кому-то Вам придется объяснить что малыш плохо видит, однако большинство поймет это без слов.
Временами Вас будет охватывать острая жалость к малышу, который не видит, как красив закат, как интересно марширует духовой оркестр, какого удивительного оттенка роза распустилась на кусте. Однако ни в коем случае не стоит показывать этих чувств малышу.
Расскажите ему о закате, дайте прислушаться к звукам оркестра, а розу предложите понюхать. И вполне возможно, что, приобщившись к миру, каким воспринимает его малыш, Вы неожиданно обнаружите, что Ваше собственное восприятие мира обострилось, а Ваши оценки происходящего в нем стали более тонкими.
|