Муниципальное автономное дошкольное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №112» г.Сыктывкар
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ
«Сказкотерапия как средство воспитания нравственных качеств у младших дошкольников»
Автор: Туркина Юлия Александровна
2020-2021 г.г.
Актуальность.
Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны сказки.
Сказкотерапия дает детям возможность поучаствовать в интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей ребенка младшего дошкольного возраста ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его маленькой, но личной жизни проблемы.
Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.
Все чаще педагоги и психологи используют термины «эмоциональная неадекватность», «эмоциональные нарушения». За этим стоят страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обидчивость, чувство подавленности и одиночества и многое другое. Не только детям, но и взрослым часто не разобраться в своих эмоциях и чувствах.
Ребенка приводят к психологу для избавления от страхов, тиков, плохой успеваемости, замкнутости, «заторможенности» и для решения других проблем. Однако это лишь поверхностные симптомы другой проблемы – недостаточно сформированной Я – концепции.
Именно в этом случае эффективным психокоррекционным методом становится метод сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребенка в окружающий мир, для целостного развития личности ребенка.
Сказкотерапия для детей – это способ, при котором без истерик, ругани и нотаций поможет ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества.
Этим определяются и основные задачи:
- снятие эмоционального напряжения и тревоги;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развития внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
- способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности;
- формировать понимание добра и зла;
- развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.
Воспитатель является непосредственным активным участником занятия – заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.
На занятиях мы с детьми, по сюжету сказки, делали небольшие физминутки (полетали как пчёлки, проскакали как зайчик). В сказках, где персонажами выступают животные, добавила немного театрализации с использованием игрушек животных и кукол – рукавичек.
Целью работы является воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством сказок.
Выполнение цели достигается путем решения следующих задач:
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования сказок в формировании нравственных качеств у младших дошкольников;
2. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых сказок.
3. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.
4. Создать поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев
5. необходимые условия для знакомства детей со сказками.
6. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других
приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью сказок.
Методы работы со сказкой
1)Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
2)Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
3)Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
4)Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
5) Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Этапы:
1. Изучение литературы, подбор сказок.
2. Диагностика нравственных качеств детей.
3. Проведение работы с детьми, родителями.
4. Повторная диагностика.
5. Вынос итогов темы самообразвания на педсовет.
Проведение диагностики детей 3-4 лет.
Характеристика уровней проявления социальных эмоций и их влияние на поведение детей младшего школьного возраста
1. Высокий
Оказание помощи: Помощь оказывают во вех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение добрым отношением к своим сверстникам, чувством товарищества.
Отношение к сверстникам: Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытаются объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращаются друг к другу; всегда готовы уступить товарищу. Мотивируют свое поведение.
Забота о животных: Проявляют заботу и чуткость во всех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение.
Реакция на успех и неудачу других: Признают удачу других, радуются за товарищей. В случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие. Могут мотивировать свое поведение.
Реакция на эмоциональное состояние других: Умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются. Мотивируют свое поведение.
2. Выше среднего
Оказание помощи: Помощь оказывают во всех случаях по собственному желанию, но не мотивируют свое поведение.
Отношение к сверстникам: Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытаются объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращаются друг к другу.
Забота о животных: Проявляют заботу и чуткость, но не всегда мотивируют свое поведение.
Реакция на успех и неудачу других: Признают удачу других, радуются за товарищей, в случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие, но не мотивируют свое поведение.
Реакция на эмоциональное состояние других: Умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются в зависимости от ситуации, но не мотивируют свое поведение.
3. Средний
Оказание помощи: Помощь оказывают во всех случаях, иногда прибегают к помощи взрослых.
Отношение к сверстникам: К сверстникам относятся неоднозначно, в зависимости от ситуации. Проявляют чувство жадности.
Забота о животных: Проявляют заботу о животных во всех случаях, но иногда стараются возложить ответственность за животных на других (родителей, друзей, ветеринаров).
Реакция на успех и неудачу других: Проявляют заботу без особой радости, потому, что «так надо».
Реакция на эмоциональное состояние других: Различают эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта. Иногда переживают за товарищей.
4. Низкий
Оказание помощи: Не осознает необходимости оказания помощи, все делает ради себя.
Отношение к сверстникам: Недоброжелательное, злое отношение к сверстникам.
Забота о животных: Отсутствует проявление заботы. Проявляют чувство жадности.
Реакция на успех и неудачу других: Не могут смириться с тем, что кто-то лучше них; ставят себя на первое место.
Реакция на эмоциональное состояние других: Не обращают внимания на эмоциональное состояние окружающих. Не способны радоваться и переживать за других.
Терапевтические сказки для детей.
«СЛОНЕНОК ТОША ИДЕТ В ДЕТСКИЙ САД»
Цель: Коррекция эмоционального напряжения у детей в период адаптации к детскому саду.
Материал: игрушечные слонята (папа слон, мама и маленький слонёнок).
Жила – была семья. Папа слон, мама слониха и маленький слоненок Тоша. Слоник подрос, и пришла пора, ему идти в детский садик. Он очень хотел туда попасть и вот этот день настал. Мама разбудила Тошу рано, умыла, одела его в новую одежку и повезла на машине в детский сад.
В детском саду его встретила тетя воспитатель. Она показала ему шкафчик, в который он будет класть свои вещи и сменные тапочки. На шкафчике была наклеена красивая картинка – шарик, чтобы Тоша не перепутал свой шкафчик с другими. Слоник переобулся в другие тапочки, и мама провела его в группу. Там уже было много других слоников, они играли с кубиками, смотрели книжки, катали кукол в колясках. Тоша тоже нашел занятие, он увидел дудку, взял ее и стал гудеть.
А потом слониха няня принесла завтрак и накрыла на стол. Слоники кушали кашу, сосиску, пили чай с хлебом и маслом…
После завтрака слоник заскучал, но потом к нему подошел другой слонёнок и они познакомились и подружились. Слоненка звали Гора. Он показал Тоше игрушки в группе, игры, и они весело играли. Тоша даже не заметил, как пришла мама.
Рассказывать можно обо всем, что происходит в детском саду в течение дня. К рассказу взрослого можно добавлять комментарии ребенка. Он будет добавлять ситуации те, которые волновали его днем. А слушая ответы ребенка на вопросы, можно диагностировать состояние ребенка, его переживания.
Вопросы к ребенку:
Как ты думаешь, весело было Тоше в детском саду?
Что его огорчало?
Что понравилось Тоше?
Как ты думаешь, что нужно Тоше, чтобы ему не было грустно?
«КАК ИЛЮША ЖИВОТИК КОРМИЛ»
Татьяна Холкина
Цель: обучать умению слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят, и на том, кто говорит.
Материал: Кукла мальчика Илюши.
Жил-был мальчик. Звали его Илюша. И было ему столько же лет, что и тебе.
Съел Илюша перед обедом конфетку, а тут его мама за стол позвала. Налила ему суп, а Илюша закапризничал:
Я не голодный, я уже конфетой пообедал!
Но ты же нагулялся, набегался, тебе хорошо покушать надо, - убеждает его мама.
Не хочу! – капризничает Илюша.
И вдруг слышит: кто-то плачет. Оглянулся - никого нет. Кто же это? Прислушался Илюша к себе. А это, оказывается, его животик плачет!
Что с тобой? – испугался Илюша. - Кто тебя обидел?
Вот сижу, жду обеда, а горлышко мне ничего не дает! А я кушать хочу!
Илья горлышко строго спрашивает:
-Ты почему животику кушать не даешь? Он там с голоду умирает!
А горлышко отвечает:
-У меня самого с утра маковой росинки не было! Я тоже голодное! Меня ротик не накормил!
Стал Илюша ротик ругать:
-Ты почему горлышко не кормишь? Из-за него и животик плачет!
А ротик отвечает:
Ты же, Илюша, суп не ел. И я, ротик, суп не ел. И горлышку ничего не досталось. Поэтому и животик голодный.
Я же тебе конфетку дал, - возмущается Илюша. - Надо было поделиться!
Этой конфетки мне одному мало. Разве это еда?! Она во рту растаяла, и нет её. До животика ничего не дошло. Что же делать? Жалко Илье свой родной животик.
Схватил он ложку и стал суп в рот складывать. Ротик сразу обрадовался, жуёт и горлышко угощает. А горлышко в животик суп отправляет. Илюша всю тарелку супа съел и спрашивает:
-Ну что, животик, наелся?
Нет ещё, - кричит животик. - Второе хочу!- Илюша и картошку съел.
-Ну, теперь наелся?
-А компот? - спрашивает животик. Илюша у мамы компот попросил.
-Ну, наелся?
А у животика даже сил ответить нет - такой полный. Только булькать может.
-Буль-буль. Спасибо тебе, Илюша, - пробулькал животик. - Вот теперь я наелся. А маме спасибо за вкусный суп!
Илюша маме и говорит:
-Мама, тебе мой животик спасибо сказал!
-Пожалуйста, мои дорогие!- довольно улыбнулась мама.
Вопросы детям:
Как вы думаете почему животик плакал у Илюше?
А вы кормите свой животик?
Можно животик одними конфетами кормить?
Кого животик поблагодарил за вкусный суп?
«СКАЗКА ПРО КОЛЮ И ЕГО ДРУЗЕЙ»
Цель: развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
Материал: (фланелеграф); фигурки из картона домашних животных, зелёная трава, солнце с липучкой на обратной стороне; кукла-рукавичка мальчик).
Один мальчик всегда дрался. Звали его Коля. Все дети во дворе его боялись. И когда наступило лето, мама отправила Колю в деревню. Утром в деревне он проснулся от громко¬го «Ку-ка-ре-ку!». В саду пели птички, на окне стояло молоко, а у окошка на ветке сидели два воробья и весело чирикали. Во дворе стояла корова и мычала, важно ходил петух, крякали утки, гоготали гуси, блеяли овечки «Беее!», козочка кричала «Ме-ме!». Красота!
Светило солнце, рядом в березовой роще стояли березки и шелестели листочками, «Тук-тук!» стучал дятел, «Ку-ку!» кричала кукушка. Коля выпил молоко и вышел во двор.
Гав-гав! - поприветствовал его пес.
Мяу, как спалось? - спросил кот.
Коля ни с кем не поздоровался, пнул собаку, схватил за хвост кота, запустил палкой в гусей и уток, кинул камень в петуха. Овечки с козочкой испугались и убежали, а корова недовольно замычала и ушла со двора. Коля остался один, ему стало скучно, и он решил пойти в рощу. Там его ра¬достно встретили берёзки шелестом своих листьев.
-Тук-тук! - поприветствовал его дятел.
Ку-ку! - сказала кукушка.
Привет! – пропищал муравей.
Коля подошел к березке и сломал ветку.
Ой-ой-ой! - закричала березка, но мальчик её не услышал. Он смастерил рогатку и стал стрелять в птиц. Разворошил муравейник.
Не рушьте наш домик! - кричали муравьи, но и их не услышал Коля.
Потом ему и в роще наскучило. Коля вышел на просёлочную дорогу и стал кидать камни в солнце. Ему не нравилось, что оно светило в глаза.
На другой день, когда Коля проснулся, он почувствовал, что все изменилось. Солнце не светило в окно. Петух не кукарекал, молока в кружке не было, птички не пели. Двор был пуст. Никто его не приветствовал. Собака забралась в будку, кот залез на крышу.
Он пошел в рощу. Солнце спряталось за тучку. Березы не шелестели листочками. Дятел, кукушка и другие птицы улетели. Никто не пел в лесу. Коля почувствовал себя таким одиноким. И он захотел, чтобы все было, как раньше. Он понял, что все на этой земле его друзья, а друзей обижать нельзя. С тех пор он никого никогда не обижал и не дрался. А когда вернулся в город, помирился с ребятами во дворе, всем привез подарки: кому ягоды, кому грибы, а кому-то и шишки. Рогатку выбросил и никогда больше не ломал деревья ни в лесу, ни в городе.
Вопросы детям:
Кого Коля в деревне обижал?
Почему солнышко спряталось?
Хорошо ли было Коле одному?
Как вы думаете можно обижать друзей?
«КАК КОСТЯ СТАЛ УМЫВАТЬСЯ»
Цель:привить детям культурно-гигиенические навыки.
Материал: ( кукла мальчик Коля, полотенце, мыло).
Проснулся Костя утром, улыбнулся, потянулся, в окошко выглянул, с солнышком поздоровался.
-Мама, - кричит Костя, -давай скорее собираться, гулять пойдем! Мы сегодня будем в песочнице огромный дом строить! Костя быстро позавтракал, оделся, схватил ведерко с совочком:
-Я готов!
-Костенька , ты же не умылся - вон у тебя в глазках сон остался! - сказала мама.
Посмотрел Костя в зеркало - глаза как глаза, только сонные немножко. Да ладно, подумал он!
Не буду я умываться, я и так красивый, - заявил Костя маме.
-Как же ты на улицу выйдешь, тебя же все испугаются? - удивилась мама.
-Мама, мне некогда, меня во дворе ребята ждут!!!
Вышел Костя во двор солнышко ярко светит, ребятки играют - красота! Только вдруг солнышко нахмурилось, подул ветерок, налетела тучка и спрятала солнышко. Вот-вот дождик хлынет. Ребята похватали игрушки и по домам. Костя тоже домой пошёл, расстроенный совсем не погулял.
Дома Костя выглянул в окошко - что такое? Солнышко светит, ребята во дворе играют! Схватил он опять свое ведерко и побежал во двор. Вышел - что за шутки! Солнышко тут же спряталось, холодно стало, дети сразу разбежались. Пришлось и Косте опять домой идти.
Пришёл, сел на подоконник и смотрит в окно на двор. А там - прекрасная погода! Костя чуть не заплакал от обиды!
-Мама, ну почему от меня солнышко прячется? - спросил он.
-А ты сам-то как думаешь? Что ему не понравилось? - спросила мама.
(А вы, дети, как думаете, почему солнышко от него пряталось?)
-Наверное, солнышко не любит неумытых мальчиков! - догадался Костя.
Побежал он в ванную – и зубки почистил, и глазки вымыл, и щеки и даже уши – вдруг солнышко в ушки заглянет?! И песенку при этом напевал:
Водичка-водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб кусался зубок,
Чтоб смеялся роток!
Вот теперь вышел умытый- приумытый Костя во двор -солнышко его в чистую-пречистую щечку поцеловало, ветерок по головке погладил. И построил Костя с друзьями огромный-преогромный дом в песочнице!
Вопросы детям:
Почему солнышко пряталось от Кости?
А вы всегда умываетесь, когда утром просыпаетесь?
Что Костя построил с друзьями в песочнице?
«СКАЗКА ПРО МЫШКУ МАШКУ»
Цель: снятие эмоционального напряжения и тревоги.
Материал: театральная ширма, куклы-рукавички участников сказки.
Жили-были папа - мышка, мама-мышка и маленькая мышка Машка. Собрались папа и мама в город на базар, а Машку дома оставили и строго-настрого запретили из дома выходить и чужих впускать. «Сиди тихо, дверь никому не открывай, в окно не выглядывай, а то рядом Рыжий Кот ходит, поймает тебя и съест!»
Ушли папа и мама, а Машка поиграла, поела и так скучно ей стало. Решила она окно открыть и посмотреть, что же во дворе происходит. Открыла она окно, уселась на подоконник и греется на солнышке, песенку тихонько напевает.
Вдруг откуда ни возьмись – Рыжий Кот. «Здравствуй, Машка! Как хорошо и тепло у тебя на подоконнике! Пусти меня тоже погреться!» А Машка то на солнышке пригрелась и совсем забыла, что ей папа и мама наказывали. Пустила она Рыжего Кота на подоконник. Сидят они вдвоём, греются и песенки напевают. А Рыжий Кот к Машке всё ближе и ближе двигается, вот уже и лапкой её обнял, и мордочку к её ушку поднёс. Вот-вот пасть откроет и съест глупую мышку. Но на счастье в это время папа и мама из города вернулись. Увидели они, что Рыжий Кот Машку съесть хочет и стал папа его ругать: «Ах, ты, Рыжий Разбойник! Обманул маленькую мышку! Съесть её хочешь? Как же тебе не стыдно?!»
Стыдно стало Рыжему Коту. Пообещал он больше никого никогда не обманывать. Поверили ему папа и мама и сметаной угостили. А Машка на всю жизнь запомнила, что папу и маму слушаться надо и не забывать никогда чему они учили.
Вопросы детям:
Как вы думаете послушалась мышка Машка маму с папой?
Что хотел кот сделать с Машкой?
Кто спас мышку?
Так скажите надо маму с папой слушать?
«СКАЗКА ПРО НЕПОСЛУШНЫХ ЦЫПЛЯТ».
Материал: иллюстрированная картина петушок и его семья.
Жила-была куриная семья. Папа – Петух, мама – курица, и маленькие цыплята – брат с сестрой. Жили они, не тужили, не сорились, и всегда приходили друг другу на помощь.
Вот как-то раз решил Петух свозить свою семью на птичий базар, и заодно прикупить зернышек.
Приехали, а цыплята так и ахнули от такого количества всякой всячины. Бегают, радуются.
- Давайте, держаться все вместе, — прокудахтала Курочка.
- хорошо, хорошо, — хором ответили цыплята, и тут же забыли мамины слова, т.к. рядом с ними проехали заморские птицы невиданной красы.
-это попугай, — пояснил папа Петух.
Цыплята клювики открыли, и бежать за попугаями, уж больно хотелось повнимательнее рассмотреть этих необычных птиц.
-Ой, смотри, сколько зернышек, — вдруг воскликнула сестричка.
- а там еще больше, — вторил ей братишка.
Так цыплята бегали, бегали, все быстрее удаляясь от своих родителей.
-Что-то я проголодался, — пропищал цыпленок.
- не беда, пойдем зернышек поклюем, — ответила ему сестренка, — вон их тут сколько.
И только цыплята собрались вкусно перекусить, тут же появилась чужая курица, и закудахтала:
- эти зернышки мои! А где же ваши родители? Без них я вам ничего не дам.
Испугались цыплята, поняли, что потерялись, и заплакали.
- Потерялись? – смягчилась чужая курица, — Давайте-ка я вам помогу отыскать ваших родителей.
Стала курица бегать у всех спрашивать, а никто ей помочь не может, никто не видел маму Курочку и папу Петуха.
- что же мы теперь делать будем, — еще сильнее заплакали цыплята, так им стало страшно.
Тут прилетел чужой Петушок.
- Сейчас, — говорит, — я заберусь повыше, и прокукарекаю, может, ваши родители и услышат.
- КУКАРЕКУ!!!!!!!!! – раздался громкий клич о помощи.
И папа Петух и мама Курочка сразу прибежали, обняли своих испуганных цыплят.
- Вот спасибо вам Петушок! – стали благодарить родители.
- мама, папа! С вами совсем не страшно! Теперь мы точно не забудем вашу просьбу! И будем всегда-всегда держаться вместе в таком многолюдном месте! – закричали наперебой цыплята.
Вопросы детям:
Послушались цыплята маму курицу ,чтоб далеко не отходить от папы и мамы?
Кто помогал цыплятам найти папу и маму?
Как вы думаете, ребята, можно далеко уходить от мамы и папы?
«КАК АНДРЮША ГОСТЕЙ ВСТРЕЧАЛ».
Цель: способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности.
Материал: две мышки мягкие игрушки.
Андрюша очень смелый мальчик. Он не боялся ни тигра, ни грома, ни даже пылесоса. (Чего он ещё не боится?) Он боялся только гостей вернее, он их стеснялся! И когда гости приходили к ним домой, он с ними не здоровался, не разговаривал, а прятался под кровать (как ещё он стеснялся?) или закрывал глаза и притворялся чем-нибудь незаметным - шваброй, тумбочкой, велосипедом. Гости очень удивлялись и начинали громко искать его: «Где же Андрюша? Мы его не видим! Где мальчик? И откуда тут взялась тумбочка?»
А один раз, когда пришли гости, Андрюша вдруг превратился в мышку! Увидел норку и кинулся к ней со всех ног прятаться. Но не тут-то было к этой же норке в припрыжку бежал другой мышонок. Андрюша с мышонком столкнулись лбами у самого входа в норку. Сначала оба испугались, а потом обрадовались и подружились.
Я удрал от кошки! - пропищал мышонок. - Она хотела поймать меня и съесть! А ты от кого прячешься?
Я от гостей, они сейчас сюда придут, - прошептал Андрюша. - Я их боюсь!
А кто такие гости? Они очень страшные? Они тоже тебя съесть хотят? - испуганно спросил мышонок.
Нет, что ты, - ответил Андрюша. - Они мальчиков не едят. Они со мной хотят поздороваться!
Как это? - затрясся от ужаса мышонок. - Как это поздороваться?!
И закричал в норку: «Мыши, спасайтесь, гости идут! Сейчас здороваться будут!!!»
Мыши в норке заметались, в ужасе запищали:
-Ой, мы пропали! Ужасные гости сейчас с нами поздороваются! Горе нам, горе!
Они прятались друг за дружку, закрывали глаза, лезли под кровать (повторить, как ребёнок стесняется).
Андрюше сначала стало смешно, как мышки гостей боятся, глупые трусишки, мелочь с хвостиком! А потом ему стало стыдно он же и сам от гостей прячется, как будто они его съесть могут.
Нет, они не страшные, попытался он успокоить мышей. - Они даже очень-очень хорошие, не бойтесь, но мыши не верили. Ну, хотите, я сейчас к ним выйду, поздороваюсь, и ничего со мной не случится! Честно-честно! А потом мы с ними чай пить будем. С тортиком!
А ты меня угостишь крошками от торта? - заинтересовался мышонок.
Обязательно! – пообещал Андрюша своему новому Другу.
Андрей снова превратился в мальчика и отважно поздоровался с гостями:
-Здравствуйте!
А из норки на него смотрели все мыши и удивлялись, какой это смелый мальчик.
Гости тоже удивились, что Андрюша их больше не стесняется. И обрадовались. И все вместе пошли пить чай с крошками от торта. Ой, нет, не с крошками, а с тортом !Крошки Андрюша мышкам в норку отнес !А маленький мышонок всем хвастался:
- Это Андрюша, мой друг. Он очень смелый! Он не боится ни кошки, ни грома, ни пылесоса. Он даже с гостями не боится здороваться!
Вопросы детям:
Кого боялись мышки?
Чем Андрюша угощал мышек?
А к вам домой гости приходят?
Ребята, вы не боитесь гостей, здороваетесь с ними?
«КАК ОЛЯ ПОЛЮБИЛА САДИК».
Цель: приучить ребёнка к детскому садику.
Материал: кукла Оля.
Не пойду в детсад, - сказала Оля.
Оленька, деточка, мне нужно идти на работу, - просила её мама. - Если я не буду работать, у нас не будет денег, а если не будет денег, нам нечего будет есть.
Но Оля вертела головой и продолжала капризничать. С кухни прибежал котМурзик, прыгнул к Оле на колени и сказал: «Мяу, хочу вкусного молока и рыбку».
Гав-гав, - раздался звонкий лай пуделя Артемона. -Вечно этот кот выпрашивает еду, я, может, тоже хочу вкусную косточку, но жду, когда меня покормят.
Ну, вот и животным нужна еда, - сказала мама. - И черепашка ждёт сочную капусту.
Оля посмотрела на животных и задумалась.
-Не так уж и плохо в детском саду: на Новый год подарки дарили, и дед мороз приходил, построили большую горку с ребятами и катались. Скоро 8 марта, и Анна Вячеславовна говорила, что будет утренник. Придут мамы и бабушки, а мы будем с ребятами петь, и танцевать, и читать стихи, будем дарить открытки, которые сами смастерили, и мама купит мне платье и красивый бант.
Мама вышла в прихожую. Оля ,одетая в шубку и сапожки, ждала маму.- Идём в детский сад, - сказала она маме. - Я пошутила.
С тех пор Оля всегда ходила в детсад и не капризничала. Там было всегда весело и много друзей, а когда возвращалась домой, её радостно встречали кот, пес и черепашка. У них всегда была еда. А Оле мама к утреннику купила очень красивое платье и бант.
Вопросы детям:
У кого дома живёт кот, собака или черепаха?
Вы помогаете маме их кормить?
Скажите, капризничать хорошо, как Оля?
«КАК ЕГОРКА ОДЕВАЛСЯ».
Цель: учить детей навыкам самообслуживания.
Материал: кукла Егорка и элементы одежды( носки, штаны, свитер, перчатки и ботинки).
Егорка ,пойдем гулять, - позвала как-то утром мама Егора.
Егорка очень любил гулять, но не любил одеваться.
Мама, одень меня, у меня ручки не умеют, они маленькие, - просит он.
Ты сам большой, а ручки маленькие? - удивилась мама. - Вот тебе штанишки, вот носочки, вот свитер, перчатки и ботинки - одевайся сам! А мне некогда!
А Егор как ходил в трусиках по комнате, так и ходит.
Егорка, одевайся, гулять пора, - говорит мама.
У меня не получается, - жалуется Егор.
Тут ручки Егоркины обиделись на него и давай сами одеваться, быстро-быстро! И так спешили, что все перепутали: штаны на голову надели, вместо штанов - свитер, носочки и ботинки - на руки, перчатки на ноги натянули. Вместо пояса - шарф. А шапку вообще в рукаве забыли.
Мама засмеялась над ним. Глянул Егорка на себя в зеркало, и ему стыдно стало - как он в таком виде на улицу пойдет? Скорее снял он с Себя все это безобразие и правильно надел, сам, да так быстро и аккуратно, что сам удивился - оказывается, умею!
Вопросы детям:
Ребята, а кто из вас не любит одеваться, как Егорка?
Кто одевал Егорку, что всё перепутал?
Почему мама засмеялась, когда увидела Егорку?
«СКАЗКАПРО ЛИСЁНКА, КОТОРЫЙ БРАЛ ЧУЖИЕ ВЕЩИ».
Цель: формировать понимание того, что чужие вещи брать нельзя.
Материал: фланелеграф, картинки с персонажами сказки(лисёнок, мама лиса, белка, сорока, мышка, дерево с дуплом, пчёлы, зелёная трава).
Жил да был хитрый лисёнок Сёма. Маленький, рыженький и очень-очень непослушный. Мама-лиса всегда говорила:
-Сёма! Никогда ничего не бери без спроса, а то звери подумают, что ты вор.
-Ладно, - отвечал Сёма и тут же забывал про своё обещание.
Целыми днями бегал по лесу непослушный лисёнок. Где мелькнёт его рыжий пушистый хвост, там обязательно что-то пропадёт.
Сложила белочка орешки горкой, поскакала в дупло за мешочком, вернулась - пусто! Что за чудеса? Ежик развесил на веточках грибочки сушить, новые принёс, а старых - как не бывало! Что такое? Набрала мышка лукошко черники, легла отдохнуть и задремала. Просыпается - нет лукошка! Как же так?!Лисёнок бежит по лесу: на усах ореховая скорлупка висит, на лапке ниточка с грибами, а мордочка вся в чернике. Бежит, смотрит - летит сорока, а в лапках у неё зеркальце. Пошёл он следом за ней. А зеркальце тяжёлое, сороке трудно с ним лететь: перелетает с куста на куст, с ветки на ветку, с кочки на кочку. Устала сорока и решила воды в болотце попить. Положила зеркальце, подошла к лужице, а лисёнок тут как тут: схватил зеркальце и бежать!
-Ах ты, безобразник! - застрекотала сорока. - Ещё звери говорят, что сорока - воровка! Да вот кто самый настоящий вор! Ну, погоди, поймают тебя когда-нибудь!
Вечером, когда Сёма ложился спать, он подумал:
-Интересно, почему мама говорит, что нельзя брать без разрешения чужие вещи? Почему это плохо? Наоборот, это очень даже здорово! Вот сегодня я орешков поел, грибочков, черники. Зеркальце у меня теперь красивое есть. Чем же это плохо? Мне очень даже хорошо!
А на следующее утро случилось вот что. Забрёл лисёнок на далекую поляну. На самом краю этой поляны рос огромный раскидистый дуб, а на дубе чернело большое-пребольшое дупло.
-Ух, ты! – подумал лисёнок. - Наверняка там есть что-то интересное и нужное! Залезу ка я туда!
И начал он по стволу карабкаться. Вдруг слышит тоненький голосок:
-Ты куда это?
Смотрит, а внизу, у самых корней сидит маленькая мышка.
-Я в дупло, - ответил лисёнок.
-Это ведь не просто дупло, это чей-то дом! Как тебе не стыдно туда без спроса лезть? - возмутилась мышка.
-Много ты понимаешь, - махнул лапой лисёнок.
-Ты смотри, хозяевам это может не понравиться! - предостерегла его мышка.
Отстань, - дёрнул хвостом лисёнок, - не то спрыгну и съем тебя! Мышка осуждающе покачала маленькой головкой, сморщила носик и ничего не ответила.
Добрался лисёнок до дупла, сунул туда свой любопытный нос, а в дупле-то мёд!
-Вот это да! – обрадовался лисёнок. - Вот повезло! Сейчас наемся до отвала!
-Ж-ж-ж, - раздалось где-то рядом. - Разве мама тебе не говорила, что чужое брать нехорошо?
-Кто тут ещё? – недовольно просил лисёнок.
-Это я, пчела, это мой мёд! И я тебе не разрешаю его брать.
Ха-ха-ха, - развеселился лисёнок. - Кыш отсюда, муха надоедливая! Я сильнее тебя, захочу и возьму!
-Ну, держ-ж-ж-ж-жись! - разозлилась пчёлка. А лисёнок её не слышит, только рыжий хвостик из дупла торчит. Вернулись с луга остальные пчёлы, кружатся у дупла с полными ведёрками мёда, а подружка им про лисёнка рассказывает.
-Ладно, давайте его проучим! - прогудела самая старая пчела.
Только лисёнок из дупла вылез, а пчелиный рой на него как накинется:
Ах ты, рыжий наглый вор!
Ты беги во весь опор!
Не гляди, что мы малютки!
Рой пчелиный —плохи шутки!
А ну, жаль его за уши!
Зря ты мышку не послушал!
А ну, жаль его за нос!
Ты зачем наш мёд унёс!?
Бежит лисёнок по лесу, мёд бросил, ушки прижал, глаза от страха закрыл. А рой пчелиный не отстаёт, тёмной тучей за ним летит и жалит, жалит!
Прибежал лисёнок домой, под кровать забился, нос высунуть боится. Только к вечеру вышел и сказал маме-лисе:
-Правильно ты, мамочка ,говорила, нельзя брать без спроса. Я никогда больше ничего чужого не возьму!
Вопросы детям:
Что Сёма забрал у белочки?
Кого лисёнок ещё обидел в лесу?
Кто проучил лисёнка Сёму?
За что пчёлки жалили его?
Можно брать без проса чужие вещи?
«КАК ВАНЯ НАУЧИЛСЯ ДРУЖИТЬ И НЕ ОТБИРАТЬ ИГРУШКИ».
Людмила Цвирко.
Цель: развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
Материал: иллюстрированные картины с детьми, играющими в песочнице, катающими на велосипеде.
Жил-был мальчик Ваня. Он отбирал у всех игрушки, а свои прятал за спину и никому их не давал.
Однажды дети играли в песочнице. Туда же пришла играть девочка Маша. У неё было красивое новое ведерко и совочек. Ване очень захотелось такое же ведерко. Он подошел к Маше и забрал его. Маша долго плакала, но Ваня так и не вернул ей ведерко. Все дети утешали Машу. На другой день, когда Ваня пришёл играть, дети ушли из песочницы. Ему пришлось играть одному и только своими игрушками. Это повторилось и на второй день, и на третий.
На четвёртый день Маша пришла с новым синеньким велосипедом. Все дети на нём катались по очереди и смеялись. Им было хорошо и весело, а Ваня сидел один в большой песочнице и скучал. Ведь никто не хотел с ним играть!
Но вдруг Машенька увидела Ваню, подбежала, взяла его за руку, подвела к велосипеду и сказала:
- Катайся, сколько хочешь, мне не жалко.
Стыдно стало Ване за свои поступки. Он понял, что быть жадным и обижать ребят очень плохо. Он побежал домой, принес Машино ведерко и отдал его хозяйке. А потом вынес свои игрушки и дал детям поиграть.
Ваня понял, как здорово иметь много друзей и делиться с ними.
Скажите кто обидел Машу и она плакала?
Красиво Ваня сделал, что забрал ведёрко у Маши?
Почему Ване стало стыдно?
А быть жадным и обижать ребят это хорошо или плохо?
«СКАЗКА ПРО МИШКУ И ПОРЯДОК».
Цель: вызвать у детей интерес к порядку.
Материал: плюшевый мишка.
Жил-был мальчик Петенька и его друг белый Мишка. Днем Петя играл с Мишкой, кормил его, спал с ним. Мишка был самым лучшим другом. Если у Пети болел носик, то капали в носик и Мише, и Пете. А если приносили конфеты - кушали и Мишка, и Петя. У мальчика Пети было много-много других игрушек. Их он тоже любил. И с ними он тоже делился. Но самым лучшим другом был все-таки мишка. Петя так и говорил:
-Миша-друг.
И вот однажды, как всегда вечером родители помогли Петеньке сложить игрушки в коробки и прочитали ему сказку на ночь. Петя слушал ее, обнявшись с любимым Мишкой, и заснул, а Мишка и не думал спать. Он подождал, пока лягут спать Петины папа и мама, и тихо разбудил Петю. Он сразу открыл глазки и увидел рядом Мишку.
-Петя, не надо звать маму и папу, - сказал Мишка, - я хочу рассказать тебе историю.
-А какую историю?
-Я расскажу тебе сказку про себя. Я тоже был маленьким, и у меня были папа Сережа, мама Таня, бабушка Тома и дедушка Вова. Они меня очень любили. Я их тоже, как ты, не всегда слушался, убегал играть с друзьями, катался с, горок, разбивал коленки.
-А кто лечил твои коленки? - спросил маленький Петенька.
-Мама мазала коленки зеленкой и дула на них, чтобы было не так больно.
-Ой, а мне тоже мама коленки мажет зелёнкой и дует на них. Но я все равно плачу.
-А ещё моя мама, - продолжал рассказывать мишка, -однажды сказала мне: «Миша, у тебя скоро появится новый друг. Это будет маленький мальчик. И ты, Миша, будешь его самым лучшим другом. Ты будешь помогать его воспитывать. Будешь присматривать за ним на улице и дома...»
Вот так Мягкая игрушка белого медведя.Мишка стал защищать Петю и жить вместе с ним. Но Петя рос и начал учиться баловаться. Он стал раскидывать игрушки, бросать своих зайчиков, собачек, кубики, машинки... И игрушки сказали Мишке:
-Попроси Петю так не делать. Нам очень больно и страшно.
Петя очень удивился:
-Как это страшно? Я же с ними играю, они мои игрушки.
И Мишка рассказал Пете, что игрушки по ночам не спят, а плачут. Они разговаривают друг с другом, жалуются на Петю.
-А давай отправимся к ним, и ты сам посмотришь, - предложил Мишка.
-А разве это можно? - удивился Петя. - Они же спят сейчас.
Но Миша приложил к ротику Пети пальчик и сказал:
-Давай попробуем, и ты сам все увидишь. Мишенька взял Петю за руку и повёл за собой. Они спустились из кроватки на пол и пошли к окошку. Миша сказал Пете, что он знает, как пробраться в мир игрушек и услышать всё, что они говорят. Только Петя не должен ничего говорить, а то игрушки испугаются.
-Держись за мою руку крепко и не говори ни слова.
-Хорошо! - согласился мальчик.
Мишка провел Петю по потайной лестнице, и они вошли в потайную дверь.
Когда Петя открыл глазки, то увидел, что он в своей комнате. Но она не такая. Все игрушки не лежали в ящике они стояли у кроватки и разговаривали.
-Петя меня сегодня сильно бросил в стенку, и теперь у меня сломано колесо, - сказала машинка.
«А мне сломал гараж»- сказала другая машинка, - и теперь мне негде спать ночью. Новый гараж мне не построили.
А меня он носил за ушко,- пожаловался зайчик, - и теперь мне надо просить у мамы пришить ушко, чтобы оно совсем не оторвалось. А меня он раскрасил карандашом, - заплакал стульчик, - и я теперь не такой красивый. И Петин папа не будет меня красить красивой краской. Я боюсь, что меня выбросят.
Пете стало очень жалко свои игрушки. Он хотел попросить прощения. НоМиша не разрешил ему с ними сейчас разговаривать и играть. Миша сказал:
-Лучше ты, Петенька, завтра все исправь. Не надо бросать свои игрушки, не надо их ломать. А гараж для машинок мы вместе с тобой и с мамой построим. И для всех игрушек сделать дом, где они будут спать ночью.
А утром мама зашла в комнату разбудить Петю и увидела: Петя спал рядом со своей кроваткой, обняв Мишу. А на кроватке спали игрушки... С тех пор Петя стал укладывать свои игрушки аккуратно в их домики-ящики, а машинки спали в гараже из кубиков. И никто больше не плакал по ночам и не будил Петю и Мишку.
Вопросы детям:
Почему игрушки по ночам плакали?
Как вы думаете, Пети стало жалко свои игрушки?
А вы свои игрушки убираете по местам?
«О ИРИШКЕ И ЕЕ СОННЫХ ГЛАЗКАХ».
Цель: развитие культурно-гигиенических навыков.
Материал:
-Ну что? Завтра идем в кино? – спросила мама свою дочку Иришку.
- Конечно!!! – захлопала в ладоши девочка.
- Тогда иди спать, а завтра проснешься и пойдем. Папа уже купил нам с тобой билеты, – ласково сказала мама.
Ира ушла спать.Утром, проснувшись, девочка быстренько вскочила с постели, надела свое любимое платье, расчесала волосы и побежала искать маму.
- Мама, мама! Я уже готова! Пойдем скорее в кино, – прыгала от нетерпения Ира.
- А умываться кто будет? Смотри какие глазки сонные, – сказала мама.
- Мамочка, я потом как-нибудь, – и побежала надевать сандалии.
Пришли они в кинотеатр, сели смотреть мультфильм, а на самом интересном месте у Ирочки глазки раз и закрылись.
- Что такое? – подумала Ира. Вроде я выспалась, а глаза сами собой закрываются.
Еле-еле открыла девочка глазки и стала смотреть мультик дальше. Сидит, переживает за героя и, тут глаза снова закрылись.
Девочка стала активно тереть глазки руками. И снова их еле-еле открыла.
- Вот, чудеса! – прошептала себе под нос Ира. – Я же так весь мультфильм просмотрю!
А шаловливый сон скачет по Ириным глазкам и тихонечко смеется.
Так и боролось девочка весь мультфильм со сном. А под конец совсем уснула.
Вдруг Ира почувствовала как мама трясет ее за плечо.
- Просыпайся, дочка! Что же ты? Пришла мультик смотреть, а сама спишь? Уже и мультфильм закончился, – сказала мама.
- Мамочка, я не виновата. Я смотрела, а мои глазки сами собой закрывались.
- А ты как думаешь? Почему? – спросила Иру мама.
- Наверно, это потому, что я сегодня не умывалась, – ответила девочка. – Мама, пойдем скорее домой! Я очень хочу умыться! А то мы с девочками сегодня будем на самокатах кататься. Не хочу, чтобы мои глазки снова стали средь бела дня засыпать.
Пришли они домой, а Ира скорее в ванную побежала. Умывается, да приговаривает:
“Ты, водичка, не жалея,
Умывай меня скорее!
Сон из глазок уходи!
Столько игр впереди!
Ты, зубная щетка, ловко
Чисти зубки со сноровкой!
Кариес тебя боится,
С зубов сразу испарится!”
Умылась, покушала и пошла с подружками на самокате кататься. И столько она всего интересного на прогулке увидела: как собачка Тузик в мячик играла, как Петя большой замок из песка построил, как пчелка нектар с цветов собирала и многое-многое другое.
Теперь Ира, после сна, сразу бежала в ванну умываться, ведь она больше не хотела пропустить все самое интересное.
Куда Ира с мамой ходили?
Почему у Иры глазки закрывались?
Что увидела Ира на прогулке?
Почему надо обязательно мыть глазки?
«ПРО КУЗНЕЧИКА КУЗЮ, КОТОРЫЙ НЕ ЛЮБИЛ РАНО ВСТАВАТЬ».
Цель: развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.
Материал: настольный театр.
На одной зелёной полянке в лесу жил-был кузнечик Кузя. Как-то раз мама сказалаКузе:
Каждый кузнечик на земле может стать волшебником, если будет делать волшебные дела. Но, чтобы успеть сделать много дел, нужно рано вставать - вместе с солнышком!
А как я узнаю, что стал волшебником, что совершил волшебный поступок? - удивлённо спросил кузнечик.
-Узнаешь! - улыбнулась мама.
Кузя не любил рано вставать, но на другой день вскочил рано на ножки чуть свет и куда-то поскакал.
Прыг, прыг! Вот я уже у муравейника! - веселился Кузя.
Привет, муравей! Ты куда идешь? - спросил он у запыхавшегося муравья.
Мне сегодня нужно принести веточку, я хочу укрепить свой домик, - ответил тот.
Можно и мне с тобой? Яхочу помочь! - обрадовался кузнечик и поскакал вслед за муравьем.
Они пришли на полянку, где лежали сухие веточки. Муравей быстро полз, но всё же, в сравнении с Кузей, - очень медленно. Ведь кузнечик быстро скачет: прыг-скок - и уже там, где нужно.
Муравей с трудом поднял маленькую веточку и потащил её к домику. Он так устал, что еле её донес. А Кузя взял сразу 10 веточек: прыг, прыг и обогнал муравья.
- Ну вот, теперь я смогу укрепить свой домик, - сказал муравей.
- А вот тебе ещё 10веточек! - сказал кузнечик.
-Вот это да! Ты принес так много! Мне бы пришлось за этими веточками 10 дней ходить на полянку, а ты за один раз их принёс. Да ты просто волшебник! – удивился муравей.
А Кузя тем временем поскакал дальше.
- Неужели я, и вправду, волшебник? - думал он, пока не очутился на другой полянке.
-Как здесь красиво! - застрекотал кузнечик. - Раз я волшебник, значит, всё кругом волшебное: и цветы, и бабочки, и пчелки!
Тут Кузя услышал чей-то плач. Под травинкой сидела маленькая Божья коровка и плакала.
-Ты чего плачешь, -спросил её Кузя.
Я заблудилась и потеряла маму, - сказала Божья коровка и заплакала пуще прежнего.
Не плачь! Я ведь волшебник, я помогу тебе найти маму! – сказал кузнечик. - Садись ко мне на плечи!
Обскакал он с Божьей коровкой всю полянку, но так и не нашёл маму малышки.
- Ну вот, похвастался, что я волшебник. А, оказывается, никакой я не волшебник, - расстроился Кузя. Решил он ещё раз всё осмотреть.
Рядом с полянкой стояли берёзки, и на листочке одной из них он заметил красное пятнышко. Кузя прыгнул к веточке, которая склонилась к самой земле, и увидел Божью коровку.
- Здравствуй, Божья коровка, что ты тут делаешь?
Хочу забраться повыше на берёзку, чтоб увидеть мою маленькую дочку. Она потерялась, и я никак не могу её найти.
-Так вот она! - весело сказал кузнечик, показывая свою спину.
Ой! – обрадовалась мама-Божья коровка и обняла свою малышку.
Мама, - сказала маленькая Божья коровка, - это волшебник Кузя! Познакомься!
Спасибо тебе, волшебник Кузя, огромное! - поблагодарила кузнечика мама-Божья коровка.
А кузнечик поскакал дальше. В этот день он ещё поиграл с бабочкой, помог пчёлке донести мёд, а осе - выбраться из лужи.
Вечером прискакал он домой и сказал маме:
-Я сделал так много дел! И все, кому я помогал, меня называли волшебником!
-Это потому, - ответила ему мама, гладя по голове, -что ты сегодня рано встал.
Завтра я встану ещё раньше и сделаю ещё больше волшебных дел! - сказал Кузя и усну сладким сном.
С тех пор он всегда вставал рано, вместе с солнышком. Ведь волшебники потому и творят много волшебных дел, что встают вместе с солнцем.
Вопросы детям:
Кому помог в лесу Кузя?
Как вы думаете, хорошие дела совершал Кузя?
Почему Кузя хочет пораньше вставать?
Как Кузю называли те кому он помогал?
«КАК АЛЛА ПОЛЮБИЛА В САДИК ХОДИТЬ» .
Цель: прививать у детей любовь к детскому саду.
Материал: набор деревянных кубиков, две куклы Алла и Инна.
- Мама, ну мама!!!! Я больше не хочу ходить в детский садик, – упрашивала маму Алла. – Давай останемся дома! Ну давай!
- Хорошо, – ответила мама.
И с этого момента Алла перестала ходить в детский сад. Так прошло две недели. Однажды Аллочка с мамой пошли вместе в магазин за продуктами.
- Алла, Алла, привет! – донеслось где-то сбоку.
Девочка огляделась и увидела Инну.
- А ты почему в детский сад теперь не ходишь? – спросила Аллу Инна. – Мы, все ребята, так тебя ждем! А еще у нас беда случилась! Помнишь кубики, в которые ты любила играть? Они вчера пропали. Мы уже все обыскали, нигде их нет!
- Как пропали? – всполошилась Алла. – Где же они могут быть?
- Не знаю, – грустно ответила Инна. – Ну так что? Ты завтра придешь?
- Приду, обязательно приду, – задумчиво сказала девочка.
На следующее утро Алла сама проснулась очень рано и попросила маму отвести ее в садик. Пришла, поздоровалась с воспитательницей и ребятами и сразу пошла любимые кубики искать. В шкафу их нет, под шкафом тоже…
- Кубики, ну где же вы? – грустно спросила Алла.
Но они так и не появились. Вечером мама пришла забирать дочку домой. Аллочкаоделась и они пошли. Идут через парк, дождик моросит. Вдруг Алла видит, что ее любимые кубики на мокрой и холодной лавке лежат.
- Мама, смотри! – воскликнула девочка. – Там кубики из нашего детского садика лежат! У тебя нет пакета? Я хочу их забрать и завтра обратно в садик отнести.
Мама дала дочке большой пакет и, девочка сразу же бросилась собирать с лавочки разноцветные кубики.
- Эх, кубики! Как же вы здесь оказались? Кто вас сюда принес?
- Привет, Алла! Обрадовались игрушки! Мы так рады тебя видеть! Нас сюда никто не приносил! Мы тебя ждали-ждали, а ты все к нам в гости в садик так и не приходила. Мы очень расстроились и пошли тебя искать, но потерялись.
- Вот оно что! – засмеялась девочка! – А я вас сегодня весь день в группе искала! Вы больше не убегайте! Я теперь обязательно в садик буду ходить!
А ночью Алле приснился сон, как она вместе с воспитательницей и другими ребятами разучивала песню для мамы на праздник 8 марта, как на Новый Год им дарили подарки, как весело она играла с ребятами, как построила большую крепость из кубиков и многое-многое другое.
Утром, проснувшись и ,собираясь в садик, девочка подумала:
- А не так уж там и плохо!
И, взяв пакет с кубиками, радостно побежала догонять маму.
Что случилось в детском саду, пока Алла не ходила?
Кого пошли искать кубики ?
«СКАЗКА О ГРАСТНОЙ ТАРЕЛОЧКЕ».
Цель: Коррекция эмоционального напряжения у детей в период адаптации к детскому саду.
Материал: театральная ширма , куклы рукавички мамы и Кати, розовая тарелочка.
Мария Шкурина
Жила-была девочка Катя. Хорошая девочка была Катя: добрая, вежливая, заботливая. Только вот не любила Катя кушать. И чего ей только мама не готовила: и супчики, и кашку, и котлетки с макаронами – а у Кати на всё один ответ: «не хочу, не буду».
Как-то бабушка подарила девочке новую тарелочку. Красивую, розовенькую. Говорит: «Вот, Катенька, новая тарелочка для тебя, не обычная она. Любит, когда детки хорошо кушают». Катя бабушку поблагодарила за подарок, но вот лучше кушать так и не стала.
Один раз положила мама Кате на новую тарелочку картофельное пюре с куриной котлеткой, и сама вышла из кухни по делам. Катя сидит перед тарелочкой, не ест, а только развозит по ней вилкой картофельное пюре. Вдруг слышит девочка, кто-то плачет. Огляделась Катя по сторонам, а понять ничего не может. Даже испугалась немного, а потом осмелела и спрашивает: - Кто это плачет?
- Это, я тарелочка. Я плачу.
- А почему ты плачешь? – спрашивает девочка.
- Я расстраиваюсь, что ты плохо кушаешь, и никогда моей улыбки не видишь, — отвечает тарелочка.
- А ты умеешь улыбаться? – удивилась Катя.
- Конечно, умею. Вот съешь всю еду до самого дня и сама увидишь, — ответила тарелочка.
Девочка сейчас же взялась за вилку и съела всю котлетку и картофельное пюре. И как только дно тарелочки стало пустым, Катя увидела, что та действительно улыбается, и больше не плачет.
С тех пор Катя всегда съедала то, что готовила её мама, а тарелочка ей за это всегда благодарно улыбалась.
«О НЕВОСПИТАННОМ МЕДВЕЖОНКЕ»
Цель: развитие навыков культурного общения детей друг с другом.
Материал: игрушечный медвежонок и Росомаха.
В одном лесу жил-был медвежонок. Звали его Гоша. И был Гоша ужасно невежливым и невоспитанным медвежонком. Обижал других медвежат, отбирал у них игрушки, грубил взрослым, никогда не говорил вежливых слов.
Как-то раз тётушка Росомаха задумала испечь печенье и угостить им всех лесных ребят. Сходила она в магазин и купила всё, что ей было нужно: муку, сахар, яйца, масло и молоко. Сложила тётушка Росомаха все покупки в сумку и пошла домой по лесной тропинке. Идёт она между сосен и берёз, думает о своём, да и не заметила, как ей навстречу из-за густых кустов выбежал медвежонок Гоша. Он толкнул тётушку Росомаху так сильно, что у неё даже сумка из рук выпала. Даже не извинившись, медвежонок побежал дальше. Тётушка Росомаха покачала головой и стала собирать свои вещи. Тут и пришла ей в голову мысль, как проучить и научить Гошу.
Пришла тётушка Росомаха домой, испекла целую гору вкусных рассыпчатых печений и написала вот такое объявление: «Приглашаю всех воспитанных и вежливых зверят на большую поляну, где сегодня вечером я буду угощать их вкусными печеньями. Тётушка Росомаха».
Повесила она объявление на большой дуб, чтобы все смогли его прочитать. Вечером все ребята-зверята собрались на большой поляне. Кого там только не было! И зайчики, и белочки, и лисята, и волчата. Пришёл и медвежонок Гоша. Тётушка Росомаха угостила всех зверят своим вкусным рассыпчатым печеньем, а Гоше не дала.
- Почему это мне печенье не дали! Где моё печенье! Хочу печенье! – стал требовать медвежонок.
- А ты разве не читал, что в объявление написано? – спросила тётушка Росомаха. – Я приглашала прийти на поляну всех воспитанных и вежливых зверят. А ты невежливый и невоспитанный. Потому-то тебе печенье и не досталось. Может, ты читать не умеешь, вот и не понял?
Обидно стало медвежонку Гоше. Спрашивает он у тётушки Росомахи:
- А что нужно сделать, чтобы быть вежливым, воспитанным и уметь читать?
- Нужно ходить в школу, — отвечает она, — там тебя всему научат.
На следующий день Гоша пошёл в школу, туда, где настоящие дети учатся. Сначала все они очень испугались, но медвежонок объяснил им, что он пришёл научиться быть вежливым и воспитанным. Тогда ребята разрешили ему остаться в классе. Стал медвежонок Гоша ходить в школу каждый день. Скоро он узнал, что значит быть воспитанным, выучил вежливые слова и научился читать.
Как-то раз захотела тётушка Росомаха снова угостить зверят печеньем. Снова, как и в прошлый раз, шла она по лесной тропинке из магазина. Тут навстречу ей выбежал медвежонок Гоша.
- Здравствуйте, тётушка Росомаха! Может вам тяжело? Давайте, я помогу вам донести сумку!- сказал Гоша.
Улыбнулась тётушка Росомаха и позволила медвежонку помочь ей, а затем пригласила его прийти вечером на большую поляну.
Вкусное печенье испекла тётушка Росомаха. Его запах разнёсся по всему лесу. Всех зверят угостила тётушка Росомаха печеньем. И Гошу тоже. Медвежонок взял печенье и сказал тётушке:
- Спасибо.
- Какой вежливый медвежонок! – произнесла в ответ тётушка Росомаха.
Вопросы детям:
Что испекла тётушка Росомаха?
Почему она не угостила печеньем медвежонка?
Куда пошёл учиться вежливости медвежонок?
Стал ли Гоша вежливым?
Что сказала тётушка Росомаха когда угощала Гошу печеньем?
Заключение
Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:
• образное мышление;
• активную речь;
• внимание;
• умение связно выразить мысль;
• творческие способности и фантазию;
• все виды памяти;
• умение правильно использовать мимику.
Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов.
Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.
Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.
Дети дошкольного возраста воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.
Сказкотерапия, позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок представляет себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам.
|