Проект по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе.
Тема: «1 октября – день бабушек и дедушек»
1. Тема: «1 октября - день бабушек и дедушек »
2. Проект подготовлен : Шашковой З.Л.
3. Вид проекта: познавательный, практико – ориентированный
4.Продолжительность краткосрочный
5. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
6. Срок реализации проекта: краткосрочный – с 25.09. по 29.09.г.
Актуальность проекта:
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно - нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения развития духовных традиций нашего Отечества.
1 октября отмечается Международный день пожилых людей.
В настоящее время молодые семьи и предыдущее поколение зачастую проживают территориально отдалено друг от друга. В следствие этого дети испытывают дефицит общения с бабушками и дедушками. А старшее поколение все меньше и меньше принимает участие в воспитании молодого, передает свой опыт, делится сведениями о своей биографии, истории семьи, рода. Поэтому отмечать День пожилого человека в детском саду очень важно. Ведь этот праздник – дополнительная возможность воспитать у детей любовь, уважение к старшему поколению, укрепить внутрисемейные традиции, приобщить детей к культуре бабушек и дедушек, поделиться интересными историями из их жизни.
Цель: Формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению, как к уважаемым членам общества, носителям традиций, концентрировать особое внимание на укреплении связей между родителями, детьми, бабушками, дедушками.
Задачи реализации проекта :
Образовательные:
- формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина своей великой страны;
- формирование уважения к другому человеку;
- знакомство ребенка и корнями собственного рода. ;
- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
- формирование у детей любви и сострадания к другому человеку;
- формирование навыков помогать, видеть, когда человеку что-то требуется, не отворачиваться от трудностей и сходить на пол пути;
- активизировать общение с родителями, близкими родственниками;
- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориенти-ров дошкольного образования.
Развивающие:
- расширить словарный запас вежливых слов;
- сформировать стойкий познавательный интерес;
- развить творческие способности ребенка через разнообразные виды дея-тельности;
Воспитательные :
- воспитать вежливое и уважительное отношение к пожилым людям;
- воспитать умение слушать и слышать.
Ожидаемые результаты:
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре пожилого поколения, их традициям, быту, семейному укладу;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций в коллективе и в общении друг с другом;
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
-создание системы социального партнёрства дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Этапы и направления реализации проекта :
1. Подготовительный
• постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
• подбор методической литературы для реализации проекта;
• подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, ре-продукций картин;
• подготовка музыкальных прозвидений;
• создание мультимедийной презентации о пожилых людях;
• оформление выставки творческих работ пожилых людей (вязание, вышивки, и пр.) на тему «Золотые бабушкины руки»
Оформление фотовыставки: «Бабушка, дедушка и я – настоящие друзья»
- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, ре-продукции картин, организация развивающей среды в группах.
2. Основной этап (практическая реализация проекта)
Введение в проект :
Ознакомление и обсуждение идеи проекта (обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности)
- выявление интересующих детей вопросов по теме проекта;
- составление тематического плана совместных действий с детьми;
- поиск и сбор информации по данной теме;
Мероприятия по реализации проекта
25.09.23г Ознакомление с окружающим
Беседа с использованием презентации ко Дню пожилого человека - «Старость надо уважать»
Формировать представление дошкольников о «Дне пожилого человека»
Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям ; прививать желание заботиться о них,оказывать помощь в делах,уметь своими поступками приносить радость.
Музыка Слушание «Расскажи мне сказку» сл. Я. Гальперина, муз. Ю. Моисеева. пение «Бабушка» сл. М. Ивенсен, муз. Н. Демина
Ситуативная беседа «Мы помогаем». Познакомить детей с различными ситуациями, происходящими в ходе повседневного общения взрослых и детей, обогащать опыт проявления любви и заботы о пожилых людях. Стимулировать желание делать что-то хорошее, полезное, доброе для близких людей.
26.09.23 Чтение художественного произведения С. Капутикян
«Моя бабушка» Малоподвижная игра
«Глухой телефон»
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Рисование карандашами «Портрет моей бабушки»
27.09.23г Развитие речи
Составление рассказов на тему «А моя бабушка (дедушка…»
Развивать связную речь, умение грамматически правильно строить предложения. Воспитывать гордость за своих близких.
Рисование «Цветы для любимой бабушки»
Воспитывать бережное и чуткое отношение к близким, потребность радовать их добрыми делами и подарками. Подвести детей к пониманию, что подарок, изготовленный своими руками дорог и важен для близких.
Физическое развитие
«Игры, в которые играли наши прадедушки»
Познакомить детей с «дворовыми» подвижными
играми «Горелки», «Казаки-разбойники», «Лапта» и др. Д / игра «Назови ласково»
Предложить детям придумать ласковые обращения к своим
бабушкам и дедушкам.
Чтение художественного произведения Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша»
Заучивание стихотворения по мнемотаблице«Мой дедушка»
Учить детей слышать и понимать мелодику и ритм стихотворения, выразительно декламировать его, передавать свои чувства к бабушке. Подводить к пониманию, что выразительно
Исполненное стихотворение доставит радость и удовольствие бабушке. Рассматривание фотографий «Мои любимые»
Игра со строительным материалом «Дом для дедушки и бабушки»
Настольная игра «Что было раньше?»
Сюжетно ролевая игра «Дом»
28.09.22г Проблемная ситуация
«Бабушка заболела…»
Воспитывать бережное и чуткое отношение к близким людям. Закрепить правила поведения в экстремальных ситуациях.
Рассматривание репродукций картин на тему: «Пожилой человек». Чтение книги
Н. Носова "Шурик в гостях у дедушки
Отгадай сказку- Викторина
Просмотр мультфильмов и сказок по теме «Гномик Вася»
Настольно- печатная игра «Собери букет для бабушки», «Построй дом для се-мьи»
29.09.22г Создание видео поздравления «Поздравляем бабушку и дедушку» . Заучивание пословиц и поговорок о семье. Настольная игра: Домино
Театрализованная деятельность, инсценирование сказки «Курочка ряба» - воспитание сопереживания, сочувствия, понимания.
Взаимодействие с родителями
1. Консультация для родителей «Воспитание уважения к старшим»
2. Анкетирование родителей
3. Привлечение родителей к участию в акции «Добрая открытка».
4. Домашнее задание: Провести с детьми беседу дома «Наши родные дедушка и бабушка», «Наша семья»; просмотр семейных фотоальбомов, Сбор семейных фотографий с родными пожилыми людьми;
3. Заключительный этап:
• Создание фото – коллажа «Поздравляем любимых»
• Подведение итогов реализации проекта
• Обсуждение итогов с родителями
|