Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Познавательное развитие


Конспект интегрированного занятия на тему "Волшебное слово "вода" в подготовительной группе"

СКАЧАТЬ (18.4 Kb) 08.01.2022, 21:20
Кравченко Лариса Владимировна
воспитатель
Программное содержание:
1. Развивать логическое мышление, познавательные способности детей, умение высказывать аргументированные суждения.
2. Учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи.
3. В процессе экспериментов выяснить, почему так говорят "Как с гуся вода".
4. Расширять представления детей о взаимосвязи природы и человека. Знакомить детей с полезными ископаемыми Архангельской области - минеральной водой урочища Куртяево.

Материалы и оборудование.
Предметные картинки: стакан, огонь, вода, хлеб, решето, глаз, рыба, трава. Перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, стакан, пипетка, растительное масло, салфетки. Фотографии урочища Куртяево, минеральная вода "Куртяевская".

Ход занятия.
Некоторые слова люди употребляют особенно часто. Это названия предметов и явлений, с которыми они сталкиваются ежедневно. Послушайте аудиозапись и скажите, о каком слове пойдёт речь на сегодняшнем занятии.
( Слушаем аудиозапись "Вода").
- Сегодня мы поговорим о слове "вода". Послушайте стихотворение "Синяя вода".
У воды своя работа, всё живое воду пьёт.
Знает каждый, что в природе есть воды круговорот.
Есть вода в реке и в море, в океане, ручейке.
В каждой льдинке, даже в супе, и в тумане, и в росе!
До чего ж она живая, эта синяя вода!
Даже если замерзает, не исчезнет никогда!
- Какой бывает вода? Назовите её свойства. ( Ответы детей).
- Может ли человек жить без воды?
- Как люди используют воду?
Иногда словом "вода" оценивают поступки и поведение людей.

Послушайте стихотворение В. Суслова:
Бывает частенько, что слово - одно, но служит по - разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда. Возьмём хоть короткое слово "вода".
Вот был я мальчишкой, да детство ушло. С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал. Молчал я, как будто воды в рот набрал.
Зато болтуну мы ответить не прочь: - Не хватит ли воду как в ступе толочь!
Мы можем лентяю сказать невзначай: - Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперёд: - Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!
А гуси и утки - сухие всегда. Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идёт, Под камень лежачий вода не течёт.
Лгунишка нам врёт, не поймёшь для чего, - На чистую воду выводят его.
Работать впустую? Что скажут потом? Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: " В стихах-то вода!"

- Какие необычные выражения со словом "вода" автор использовал в стихотворении?
( ответы детей).
- Как вы думаете, почему люди говорят "как с гуся вода"? (предположения детей)
- Попробуем убедиться в правильности этого выражения, докажем, что гусь всегда выходит сухим из воды.
Проводится опыт. Дети рассматривают перья, смачивают их водой и наблюдают, что гусиные перья в отличие от куриных не намокают. Затем пипеткой наносят на салфетку растительное масло, опускают в воду сухую и промасленную салфетки и видят, что с салфетки, покрытой маслом, вода стекает.
Делаем вывод: гусиные перья не намокают потому, что они покрыты жиром.
Ребёнок: "У водоплавающих птиц рядом с хвостом есть специальная железа, из которой выделяется жир. Гуси клювом втирают его в перья. Пропитанные жиром перья не намокают, и благодаря этому птицы не тонут.
- Как вы думаете, можно опустить стакан с лежащей в нём салфеткой в воду так, чтобы салфетка осталась сухой?
Проводится опыт. Воспитатель переворачивает стакан с салфеткой вверх дном, осторожно, не наклоняя, погружает его в воду до самого дна ёмкости, затем вынимает из воды. Дети убеждаются в том, что салфетка осталась сухой.
- Почему салфетка не намокла? ( В стакане был воздух)
- Что произойдёт, если наклонить стакан? ( Вода нальётся в стакан, вытеснит воздух, и салфетка намокнет)

Воспитатель: "Какие ещё необычные выражения со словом "вода" вы знаете? Объясните их смысл. (Выставляем на доску картинки с изображением: стакана, огня, хлеба, воды, травы, рыбы, глаза, решета). Дети, рассматривая их, вспоминают фразеологические обороты и пытаются объяснить их смысл.
" Буря в стакане воды" - спор, волнение из-за пустяков.
" Идти в огонь и в воду" - не раздумывая идти на самоотверженный поступок.
" Сидеть на хлебе и воде " - ограничивать себя в самом необходимом.
" Как в воду глядел " - как будто знал заранее.
" Тише воды, ниже травы " - робкий, скромный, незаметный.
" Как рыба в воде " - чувствовать себя уверенно в любой обстановке.
" Водой не разольёшь " - очень дружны, неразлучны всегда.
" Носить воду решетом " - делать что-либо впустую, без результата.
" Как воды в рот набрал " - хранить молчание, ничего не говорить.

Физминутка:
"Дождик"
Капля первая упала - кап!
И вторая прибежала - кап! (сверху пальцем показывают траекторию движения ).
- Мы на небо посмотрели (смотрят вверх).
- Капельки "кап-кап" запели, намочились лица,
мы их вытирали. ( вытирают лицо руками ).
- Туфли, посмотрите, мокрыми стали (показ руками вниз).
- Плечами дружно поведём
и все капельки стряхнём (движения плечами).
- От дождя убежим (бег на месте).
- Под кусточком посидим (присесть).

Воспитатель: "Придумайте, пожалуйста, предложения со словом "вода"(Ответы детей )
- Молодцы! А теперь вспомним пословицы и поговорки, в которых употребляется слово "вода". Я буду говорить начало пословицы, а вы - её конец.
"Не зная броду, ... не суйся в воду"
" Правда в огне не горит и ... в воде не тонет ".
" Чистая вода - ... для хвори беда ".
" Разлитую воду ... не соберёшь ".
" Мы с тобой ...как рыба с водой ".

Воспитатель: "Дети, вы уже знаете, что существуют родственные слова. Они происходят от одного слова и образуют группу слов. Давайте соберём семью слова "вода" ( Дети называют: водный, водяной, водоворот, водокачка, водопровод, водовоз, водолаз, водоём, водолей, водопой, водомерка, водоросли, водосток, водопад ).

Воспитатель: " В начале нашего занятия, где вы говорили, какая бывает вода, - прозвучало: минеральная, лечебная. Недалеко от нашего города (35 км.) расположено урочище Куртяево (м.б. вы о нём слышали или уже бывали там?). Оно известно своими минеральными источниками. На территории урочища открыто более 80 выходов минеральных вод на поверхность земли (родники). Эти воды считались и считаются лечебными.
Издревле верующие люди со всей Руси специально посещали Куртяево, чтобы поклониться святой иконе Алексия, испить святой воды и получить исцеление от недугов. Для приезжих "больных" была построена гостиница и вода подавалась по специально подвешенным жёлобкам. Сейчас гостиницы уже нет, а желобки ещё можно обнаружить. Но и по сей день многие приезжают в Куртяево, а местные жители рассказывают о чудесных исцелениях.

Минеральная вода "Куртяевская" - это природная лечебно-столовая вода и её используют не только в лечебных целях (лечат желудок, сердце, нервную систему и пр.), но и как вкусную питьевую воду, дающую ощущение свежести и физического комфорта.
В стаканчики наливаем для пробы минеральную воду (впечатления детей).
Урочище Куртяево ещё известно целебной голубой глиной - об этом мы поговорим на следующем занятии.

Наше занятие подошло к концу. Можно ли сказать, что мы "лили воду " или " толкли воду в ступе"? Почему?
- Что вам понравилось на занятии? Что запомнилось? Что узнали нового?


Категория: Познавательное развитие
Просмотров: 42 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: