|
Рекомендации учителя-дефектолога Томиловой Ольги Николаевны по изготовлению дидактической игры «Четвертый лишний»
(73.6 Kb)
| 19.01.2021, 09:27 |
Томилова Ольга Николаевна учитель-дефектолог |
Дидактическая игра «Четвертый лишний» она направлена на изучение особенностей мышления ребенка, помогает установить уровень развития логики, умение анализировать и обобщать, классифицировать предметы по общим признакам.
Игра "4 лишний" включает несколько этапов. Первый имеет наглядную форму и представляет собой ряд картинок с изображением четырех предметов. Три из них связаны между собой, например, относятся к одному виду или имеют общие признаки. Ребенок должен выявить один лишний предмет, который не вписывается в группу. Следующий этап исследования проходит в виде словесной игры. В этом варианте только называются предметы, без наглядности. Однако кроме того, что ребенку необходимо правильно определить лишний предмет, он еще должен объяснить, почему он так думает.
В каждом вопросе будет 4 картинки. Одна из них лишняя. Попросите ребенка объяснить свои действия. Почему он считает ту или иную карточку лишней. Например: «Шапка, варежки и пальто – одежда для холодной погоды, для зимы. А туфли можно носить только, когда тепло»
Форма организации игры может быть: индивидуальная и групповая.
Игра – как игра! Но в каждой игре можно найди своеобразные нюансы…
Почему именно эта игра – и почему я захотела вам рассказать эти нюансы…
Я использую её как методику в проведении диагностики интеллектуального развития - ответы тоже слышу всегда разнообразные. Дети сами смогут натолкнуть на разнообразие игры.
Модифицированная психодиагностическая методика(Белопольская Н. Л.) Исключение предметов (Четвертый лишний):
Предлагаемый набор состоит из 28 карточек–заданий. На каждой карточке изображены 4 предмета, три из которых имеют общий признак и, следовательно, могут быть обобщены, ну одного предмета, подлежащего исключению, этот признак отсутствует. Задания имеют разную степень трудности.
Все задания разбиты на 7 групп.
Главным достоинством методики является то, что она позволяет выявить качественные характеристики процесса обобщения у детей и взрослых.
Группа I. «Простые обобщения»
1–1 – три цветка и кошка
1–2 – три дерева и цветок
1–3 – три игрушки и яблоко
1–4 – три ребенка и кукла
Группа П. «Стандартные обобщения»
II–1 – посуда и стол
II–2 – фрукты и сыр
II–3 – животные и птица
II–4 – транспорт и лошадь
Группа III. «Дифференцированные обобщения»
III–1 – одежда зимняя и купальник
Ш–2 – одежда верхняя и майка
Ш–3 – предметы мебели, на которых можно спать, и стол
Ш–4 – женская обувь и мужской ботинок
Группа IV. «Обобщения более сложные по существу и по названию»
IV–1 – кондитерские изделия и яблоко
IV–2 – молочные продукты и хлеб
IV–3 – напитки и мороженое
IV–4 – струнные музыкальные инструменты и звонок–колокольчик
Группа V. «Обобщения, требующие развернутого объяснения»
V–1 – принадлежности для шитья и очки
V–2 – вещи, внутрь которых можно что–то положить, и зонт
V–3 – предметы, имеющие отношение к электричеству, и пила
V–4 – принадлежности для младенца и молоток
Группа VI. «Задачи, имеющие два решения»
VI–1 – курица, утка, цыпленок и яйцо (первое решение – домашние птицы и яйцо, второе решение – лишняя утка, так как из яйца вылупляется цыпленок и превращается в курицу
VI–2 – корабль, самолет, вертолет, ракета (первое решение – транспорт и лишняя ракета, второе решение – корабль плывет, а остальное летает)
VI–3 – лезвие бритвы, нож, ножницы, молоток (первое решение – все режущее и молоток, второе решение – инструменты для работы и лезвие)
VI–4 – лыжи, коньки, самокат, санки (первое решение – все, на чем катаются зимой, и самокат, второе решение – все, на чем катаются стоя, и санки)
Группа VII. «Задачи с провокацией»
VII–1 – желтые лимон, груша и перец и синий виноград (фрукты и перец, провокация по цвету)
VTI–2 – висящие на ветках один персик, одна груша, одна шишка и две сливы (фрукты и шишка, провокация по количеству)
VII–3 – арбуз, чашка, нож и тарелка (посуда и арбуз, провокация ситуативного решения)
VII–4 – конечности: лапа животного, лапа птицы, нога человека и ухо (конечности и ухо, провоцирует страхи, препятствующие обобщению частей тела человека и животного)
Дело в том, что одно и то же задание может оказаться и легким, и трудным, в зависимости от таких факторов, как знакомость стимульного материала, особенности жизненного опыта испытуемых либо патологические особенности их мыслительных процессов.
Внимание:
Ребенок может сгруппировать предметы по признаку, не учтенному составителями вопросов. В этом случае, если ребенок сможет четко объяснить свой выбор и этот выбор действительно может иметь место, обязательно похвалите малыша. Известен такой случай. Ребенку пяти лет предложили убрать лишнюю карточку из набора: заяц, белка, медведь, трамвай. (Понятно, что лишний – трамвай. Остальное – животные.) Ребенок сказал, что лишний – заяц. Он без билета и его не пустили в трамвай. Подобные нестандартные решения развивают мышление и фантазию ребенка.
Проверьте себя и детей!

Ответ - круг. Остальные фигуры с углами.

Ответ - холодильник. Остальное (арбуз, апельсин, часы) имеют круглую форму.
Лишняя картинка – это яркий и привлекательный способ научить ребенка проводить аналогии, находить различия и суть предметов, научить мыслить рационально и категорично. Предлагаемые нами картинки имеют разные степени сложности и подходят для всех возрастных групп. Игра найди лишнее мгновенно завлечет ребенка и поможет развить усидчивость и внимание к очевидным и не очень деталям.
Вариантов игры существует много:
• По лексической теме
• По форме
• По цвету
• По величине (размеру, длине, весу) - дом, кит, мышь, башня (мышь лишняя, она маленькая, а остальные большие).
• Для детей от 5 лет: с буквами, звуками (ребёнку надо не только услышать нужный звук в слове, но и понять его местоположение в слове. Здесь работает синтез и анализ, мышление. Старшие дошкольники достаточно хорошо справляются с такими заданиями. Звук Р: - забор, шар, робот, комар).
Кто лишний? Робот. Догадались почему?
В заключение хотелось сказать, что быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянно находится в творческом поиске, вносить в работу что – то новое... Новое - хорошо забытое старое. Но, учитывая современные тенденции, совсем несложно обновить и активизировать предметно – развивающую среду ДОУ таким образом, что бы детям в детскому саду было и полезно и интересно.
|
Категория: Окружающий мир
|
Просмотров: 433 | Загрузок: 12
| Рейтинг: 0.0/0 |
|