Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Окружающий мир


По тропинкам природы

СКАЧАТЬ (529.3 Kb) 29.02.2024, 14:03
Анфалова Елена Валентиновна
воспитатель
Название материала: Воспитание экологической культуры старших дошкольников.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольное учреждение, проект, старший возраст, природа, здоровье, лекарства, растения

Аннотация: В этой статье рассматривается опыт работы воспитателей детского сада в воспитании экологической культуры старших дошкольников. Поднимаются такие проблемы, как снижение интереса детей к природе, несоблюдение правил безопасного поведения в природе, бережного отношения к ней, а также отсутствие знаний о своём здоровье и его сохранении. Приводятся примерный план работы с детьми и родителями по экологическому воспитанию детей с использованием различных дидактических игр и мероприятий.

Ознакомление с окружающим миром – одна из основных частей воспитательного процесса в детском саду. Этому уделяется большое внимание, в сетку занятий включено ознакомление с предметным и природным окружающим миром. В процессе знакомства с окружающими явлениями у детей складываются свои представления о природе и обществе, поэтому так важно способствовать накоплению у детей этих знаний и опыта. Федеральная образовательная программа дошкольного образования определяет следующие задачи экологического воспитания: формировать представления об окружающем мире, явлениях и законах природы, элементарную экологическую культуру поведения, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

В начале учебного года в ходе предварительной диагностики мы выявили недостаточный уровень знаний у детей в области познавательного развития, в частности, формирование экологической культуры поведения. Под экологической культурой мы понимаем способность осознавать себя частью природного мира, неразрывной связи с ним, способность нести ответственность за действия по отношению к окружающей среде и понимать последствия этих действий.  Нами было принято решение разработать долгосрочный проект для старшей группы «Экомиссия».

Целью нашего проекта стало формирование начала экологической культуры, осознанно правильного отношения к явлениям и объектам, которые составляют непосредственное окружение.
Актуальные проблемы, которые мы выявили:
  • Снижение интереса к природе в целом
  • Недостаточная культура поведения в природе
Задачи проекта:
  • Обогащать представления детей о растениях, встречающихся в ближайшем окружении.
  • Формировать экологически ценный опыт общения с окружающим миром, ответственное отношение к природе.
  • Воспитание у детей элементов экологического сознания, обеспечивающих ответственное отношение к собственному здоровью, следование экологическим правилам, доступным для ребенка
Мы построили свою работу в несколько этапов:
1 этап: «Давайте знакомиться - зеленая аптека»
2 этап: «Чудо – растения»
3 этап: «Чем можем – поможем»

Далее мы подробно описываем каждый этап.
1 «Давайте знакомиться - зеленая аптека»
Цель этапа: ввести детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию, используя совместную деятельность педагога и детей.
  • Наблюдения: в уголке природы, цветнике, на целевых прогулках.
  • Рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.
  • Ведение дневников наблюдений.
  • Труд в уголке природы.
  • Оформление папок-передвижек: «Зеленая аптека», «Одно лечим – другое калечим».
2 «Чудо – растения»
Цель этапа: формировать устойчивый интерес к теме проекта.
Используем специально организованную деятельность.
  • Сбор коллекций (гербарии, коллекции семян, ракушек, камней и др.)
  • Поисковая деятельность (ищем, собираем семена растений в цветнике)
  • Просмотр видеофильмов («Домашние растения. Уход», «Времена года», «Перелетные и зимующие птицы», «Круговорот воды в природе», «Берегите воду», «Берегите лес от пожара», «Правила поведения в лесу», «Белый медведь – символ Арктики», «День Белька», «Клюква – северная ягода», «Животные и растения Архангельской области»)
  • Игры дидактические:
«Найди такое же»
«Разведчики»
«Узнай растение по описанию»
«Цветочный магазин»
«Назови ласково»
«Считай и называй»
«Расскажи по схеме» и др.

3 «Чем можем – поможем»
Цель этапа: формировать знания, умения, навыки в частности с помощью взрослого.
  • «Зеленые помощники»:
- помощь детей в оформлении и поливе клумбы на своём участке ДОО,
- уборка мусора на территории сада,
- создание вместе с родителями кормушек для птиц
  • «Аптека на окне»
- посадка вместе с детьми лекарственных растений на окне
- наблюдение за ними с занесением информации в дневник наблюдений
Воспитание детей начинается с воспитания родителей. Чтобы помочь родителям в воспитания у детей экологической культуры нами были разработаны следующие мероприятия:
  • Консультации: «Лекарственные растения нашего края», «Мудрость зеленой аптеки», «Советы бабушки Арины», «Экологическое воспитание в семье»
  • Буклеты «Фенологические наблюдения в природе»
  • Папки – передвижки: «Зеленая аптека», «Чудо - дерево», «Фито чай - выручай», «Морсы и кисели из лесных ягод».
  • Книги рецептов из семейного опыта: «Лучшие семейные рецепты лечения травами, ягодами»
  • Библиотека для родителей по теме: «Лекарственные растения и ягоды – как правильно собирать и хранить»
Совместно со специалистами ДОО были выполнены следующие мероприятия:
  • Консультация врача: «Основные принципы лечения лекарственными травами»
  • Консультация шеф-повара: «Как правильно готовить и настаивать морсы, кисели»
  • Проведение совместно с музыкальным работником праздника: «В гостях у  Айболита»
В рамках проекта дети посетили медицинский кабинет, кухню дошкольного учреждения, а также сходили на экскурсию в ближайшую аптеку.
В ходе проекта мы добились следующих результатов:
  • Повышение устойчивого интереса к растениям ближайшего окружения
  • Повышение культуры поведения в природе
  • Снижение заболеваемости детей, повышение иммунитета
  • Увеличение непосредственного участия родителей в экологических мероприятиях сада
  • Разработка плана работы на будущее
  • Пополнение природного уголка
По итогам работы было проведено мероприятие «В гостях у Айболита», во время которого дети закрепили свои знания и получили положительный настрой на дальнейшую работу в этом направлении.

Список литературы:
  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] (дата обращения 27.10.2023г)
  2. Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // «Дошкольное воспитание», 1995.
  3. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. — 2004.
  4. Пискунова, Е. Н. Воспитание экологической культуры в ДОУ / Е. Н. Пискунова, И. В. Самсоненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 536-539. 
     


Категория: Окружающий мир
Просмотров: 234 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: