Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Окружающий мир


Исследовательская познавательная деятельность в группах раннего возраста.

СКАЧАТЬ (67.0 Kb) 25.11.2022, 09:45
Зорина Алевтина Петровна
воспитатель
Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т.е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире.

Увеличение и усложнение осваиваемой детьми информации требуют от современной педагогики поиска эффективных форм и методов активизации их познавательной деятельности, позволяющих им овладевать знаниями и умениями, действовать в окружающем мире, проявлять свою индивидуальность.

Наиболее эффективными средствами познания закономерностей и явлений окружающего мира являются методы экспериментирования и моделирования.

Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности.

Классики педагогики (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский) выступали за использование этого метода обучения.

Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д.Б.Годовикова, М.И.Лисина, С.Л.Новоселова, А.Н.Поддьяков, А.П. Усова.) Ими доказано, что дети особенно хорошо усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

С процессом моделирования и различными моделями ребенок начинает сталкиваться с самого раннего детства. Малыш играет с кубиками, сооружая из них различные конструкции (точнее, модели). Его окружают разнообразные игрушки, при этом большинство из них в большей или меньшей степени воспроизводят (моделируют) отдельные свойства и форму реально существующих предметов и объектов. В этом смысле такие игрушки также можно рассматривать в качестве моделей соответствующих объектов.

Моделирование в раннем возрасте осуществляется, в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, продуктивной. Благодаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач.

Наблюдая за детьми раннего возраста, мы убедились, что знания, полученные словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны и не отчетливы для них. Без обогащения чувственного опыта у детей возникают неверные представления об окружающей действительности.

Нами была поставлена задача -«Развитие познавательных способностей детей раннего возраста через организацию экспериментально-поисковой деятельности»

Решение этой задачи невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Дидактический материал должен обеспечить развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым.

В нашей группе для этих целей оборудован уголок экспериментальной деятельности. Его задачи направлены на развитие, наблюдательности, любознательности, активности, умения комплексно обследовать предмет.

Материалы и оборудование для познавательно - исследовательской деятельности включают материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии: коллекции: шишки, камешки,, пуговицы, ткани, «Подарки (зимы, весны, осени)», песок, глина, снег, лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами, «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки; образно-символический материал: тематические альбомы, книги; нормативно-знаковый материал: модели работы с материалами, доступные детям.

Нами систематизирована картотека дидактических игр, в основе которых есть исследование, подводящее ребёнка к процессу познания окружающего мира, накоплению определённого практического опыта.

Работа по развитию познавательной активности детей строиться с учетом следующих принципов:
1. учет интересов и потребностей детей, пожеланий родителей;
2. интеграции образовательных областей;
3. комплексно-тематического построения образовательного процесса.

Развитие познавательной деятельности детей осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей в режимных моментах, а также в разных видах самостоятельной детской деятельности.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей.
В начале учебного года была предложена перфокарта, где они в порядке приоритета располагали личностные качества, которые им хотелось бы видеть в своем ребенке. Анализ показал, что основная масса родителей хотела бы видеть своего ребенка активным, любознательным, творческим, что и требуют от нас Федеральные Государственные Требования. На первом родительском собрании мы сообщили родителям, о содержании образовательной работы с детьми раннего возраста, в том числе, и по образовательной области «Познание» и формах работы по данному направлению (дидактическая игра, экспериментирование, проект). Была представлена презентация итогов работы моего кружка, по развитию познавательных способностей детей раннего возраста - «Маленькими шагами в большой мир», что вызвало интерес к данной теме. Родители принимали активное участие в подготовке развивающей среды, помогали в оборудовании и пополнении предметно-развивающей среды необходимым дидактическим материалом. Занимались сбором бросового и природного материала (совместно с детьми), предоставляли материалы для фотоальбома.

Для повышения педагогической культуры родителей мы использовали как традиционные, так и не традиционные формы работы с родителями. Например, семейный клуб «Лаборатория малыша дома». Цель его работы состоит в том, чтобы родители предоставили ребёнку возможность действовать с разными предметами, поощряли экспериментирование с ними в домашних условиях. Родителям предлагались варианты совместной исследовательской деятельности с детьми в ходе использования естественных ситуаций дома. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

(В ванной комнате во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. А на кухне провести много интересных экспериментов как с продуктами питания, так и предметами обихода).

В родительском уголке были размещены материалы консультаций на темы: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности», «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста» из которых родители узнали о формах организации исследовательской работы, познакомились с разновидностью экспериментов.

Для родителей был организован показ совместной деятельности с детьми «Разноцветные новогодние шары». Была поставлена проблемная ситуация: ребенок рисует, у него кончилась зелёная краска. Можно предложить ему попробовать сделать эту краску самому путем смешивания двух разных цветов. Методом проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Была создана фотовыставка детской экспериментальной деятельности « Я познаю мир». Родителям был предложен фотоотчёт о проделанной работе, успехах детей. Опыт работы по данному направлению был обобщен в газете «Маленькие исследователи».

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по развитию познавательных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Положительный результат проводимой работы показала диагностика нервно- психического развития по методическому пособию авторов К.Л.Печора, В.Г.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Детей с уровнем развития, превышающим возрастную норму, увеличилось на 4 человека (было 4 человека, стало 8).

Дальнейшей перспективой своей работы мы видим разработку видов проектов для детей раннего возраста в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Список используемой литературы:
1. Т.Н.Доронова Воспитание образование и развитие детей 2-3 лет в детском
саду – Москва: Просвещение 2005г.
2. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995 г.
3.Т.Н.Бабунова Дошкольная педагогика. Учебное пособие. Москва: Т.Ц.Сфера 2007г.
4.К.И.Печора Развитие и воспитание детей раннего возраста и дошкольного возраста. Москва 2006 г.
5.Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Москва АРКТИ, 2003г
6. Дыбина О. В «Ребенок в мире поиска». Москва Творческий Центр, 2005г
7. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой». Москва Педагогическое общество России, 2005г
8.Выготский Л.С.Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
9.Элъконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах.- М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995 г.
10. Куликовская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование.- М.: Педагогическое общество России, 2003 г.
11. Костюченко М. Экспериментируем // Дошкольное воспитание № 8, 2006г.
15. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание № 8, 2004 г.
16. Любина Г. А. Рука развивает мозг// Ребенок в детском саду № 1, 2004г.
17.Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. //Дошкольное воспитание. № 1, 2005г.
18.Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. №1, 1997 г.
19. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду№ 1, 2002 г. № 3, 4, 5 2003 г.
20.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6.


Категория: Окружающий мир
Просмотров: 232 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: