В настоящее время в вузовской академической среде происходит повышение требований к уровню профессионально-личностной компетентности преподавателей, организующих образовательную деятельность. Эти процессы обусловлены, во-первых, повышением конкуренции между высшими учебными заведениями, предлагающими широкий выбор программ высшего образования, а во-вторых, требованиями молодого поколения к личности педагога высшей школы.
Студент нашего века, будь-то юноша или зрелый человек, ожидает от преподавателя умения научить профессиональному мастерству, увлечь будущей профессией, а также способности к диалогу и взаимному уважению [1, с. 4].
Одной из важнейших компетенций научно-педагогических работников является навыки речевой коммуникации. Именно от содержания, логичности, доступности, грамотности речи во-многом зависит успешность обучения студентов в освоении образовательной программы бакалавриата и магистратуры [2, с. 83–88]. Причем, речь идет не только о устной форме коммуникации, но и о письменной.
Культура речевого взаимодействия, отбор рациональных языковых средств для выражения своих мыслей, следование речевому этикету, лексическое богатство и последовательность речи – именно эти умения характеризуют преподавателя высокой квалификации.
Ораторское мастерство педагога, ярко проявляющееся в процессе чтения лекций, проведения внеучебной работы со студентами, организации научно-практических конференций, способствует формированию у обучающихся вуза активного познавательного интереса к преподаваемым дисциплинам профессионального и общегуманитарного цикла, а также к развитию их стремлений стать профессионалам в будущей трудовой деятельности, в избранной сфере.
Как отмечают исследователи, еще одной важной составляющей коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов является общение в цифровой среде [3, с. 465]. В свете бурного развития информационных технологий, молодые люди активно коммуницируют в медиапространстве. В общении в социальных сетях, мессенджерах важно иметь договоренности о режиме и времени организации переписки, о характере и этикетных формулах общения, чтобы предотвратить возможные конфликтные ситуации.
Подводя итоги вышесказанному, следует еще раз отметить важность коммуникативной компетентности педагога высшей школы, т.к. именно это умение является ключевым для успешности осуществления учебной, научно-исследовательской и воспитательной работы со студентами в вузе.
Библиографический список
- Лазарев, А. И. Самообразование как фактор профессионально-личностного развития преподавателя высшей школы: методическое пособие / А. И. Лазарев; Уральский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. – Москва: Перо, 2024. – 18 с.
- Соколова, О. И. Культура речи современного педагога: учебное пособие / О. И. Соколова; Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2022. – 164 с.
- Усачева, О. Ю. Речевая культура преподавателя высшей школы: актуальные подходы / О. Ю. Усачева // Преподаватель: ХХI век. – 2022. – № 2-2. – С. 462–474.
|