Цель: способствовать нравственному развитию личности учащихся.
Задачи:
- продолжить знакомить детей с понятием "вежливость", "доброта", показать необходимость употребления в речи "вежливых" слов;
- развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся;
- воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям
Ход мероприятия:
- Здравствуйте, ребята!- Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
- Добрый день! - Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости.
Добрый день и добрый час,
Я приветствую всех вас!
Гутентаг! Салам алейкум!
Бона сэра! Вас из дас!
Я приветствую всех вас!
Здороваться можно жестами и другими способами. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, простое «добрый день» и «здравствуй».Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. Русские и англичане в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щечку.
Игра «Приветствие».Когда я скажу: «Здравствуйте, мальчики!» - все мальчики ответят: «Салют!» и помашут мне рукой. Давайте попробуем.
Уважаемые девочки, вас я попрошу поздороваться по-восточному. На мои слова: «Приветствую вас, девочки!», вам необходимо сложить ладони перед грудью, сделать маленький поклон и сказать: «Салам алейкум!»
Взрослым я предлагаю на моё приветствие «Здравствуйте, взрослые!» ответить по-французки: «Бонжур» .
Запомнили свои ответы на мои приветствия? Будьте внимательны, игра начинается.
- «Здравствуйте, мальчики!»
- «Приветствую вас, девочки!»,
- «Здравствуйте, взрослые!»
Итак, люди начинают знакомиться со слова "здравствуйте". Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.
- А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?
- У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.
УЧЕНИК 1( история происхождения слова «здравствуйте»)
- В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни "здравствуйте", ни "до свидания". Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:
- Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово "Здравствуйте" - это значит будьте здоровы.
"Здравствуйте"- сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.
С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово "здравствуйте" - это волшебное
слово, которое может помочь человеку в исцелении.
УЧЕНИК 2
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов
Потому, что «здравствуй»
Значит, будь здоров.
Правило запомни.
Знаешь, повтори.
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Говорить пора.
Ведущий: Ребята, если вы простые слова «здравствуйте», «добрый день» будете произносить с уважением и с улыбкой, тогда у вас будет много добрых друзей.
Песня: «Подари улыбку миру»(девочки поют песню)
Ведущий: А теперь, когда мы с вами поздоровались, спели песенку, расскажите о себе, какие вы хорошие. Я буду задавать вопросы, а вы, если со мной согласны, то отвечаете да, а если не согласны , то отвечаете нет. Будьте внимательны!
- Вы смелые?
- Умелые?
- Ленивые?
- Красивые?
- Крикливые?
- Весёлые?
- Милые?
- Послушные?
- Драчливые?
- Счастливые?
Ведущий: А сейчас, ребята, посмотрим, знаете ли вы волшебные слова. Я буду читать четверостишия, а вы заканчиваете их волшебными словами, которые подходят по смыслу.
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»(ПРИВЕТ)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»(Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»(До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»(Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»(Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»(Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»(Будь здорова!)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»(Пожалуйста!)
Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»(после вас!)
Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»(Доброго пути!)
Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…»(Благодарю!)
Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»(Поздравляем!)
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»(Прошу прощенья!)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»(Добрый день!)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»(Добрый вечер!)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»(Спокойной ночи!)
Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…»(Угощайтесь!)
Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши …(представиться!)
Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно …»(познакомиться!)
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»(аппетита!)
Ведущий:
Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете! Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими "волшебными словами". В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
Ведущий:
Скажите, ребята, а где всегда добро побеждает зло? (Ответы ребят)Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру.
- Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой - закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Мальвина)
Ведущий: Хорошо, ребята, что читаете сказки. И в продолжение сказочной темы предлагаю посмотреть небольшую инсценировку сказки «Под грибом» о дружбе, доброте и отзывчивости.
Сценарий сказки "Под грибом"
Действующие лица:
Рассказчик, Гриб, Муравей, Бабочка, Мышонок, Воробей, Заяц, Лиса, Лягушонок.
Рассказчик: Вот так чудо—чудеса:
Пожелтели все леса!
Снова осень настает.
Часто дождик слезы льет.
(звучит запись шума дождя, выходит Гриб, радуется дождику)
Рассказчик: На полянке у берез
Маленький грибочек рос.
Шляпка, словно зонтик.
И любил он дождик.
Вот бедняжка Муравей
От дождя бежит скорей
(выбегает Муравей):
Муравей: Я собрал травинок кучу,
Но накрыла меня туча!
Чтоб не подхватить мне грипп,
Спрячь меня, голубчик Гриб.
Гриб: Ладно, ладно, Муравей,
Забирайся поскорей!
Так и быть, уж я тебя
Спрячу, скрою от дождя.
(Муравей садится под грибок)
Рассказчик: Не успел залезть под гриб,
Смотрит—бабочка бежит.
(Шум дождя.Согнувшись бредет Бабочка)
Бабочка: На лужайке я под солнышком летала,
Но гроза меня нечаянно застала.
Муравей, ты под грибок меня пусти,
Чтоб от дождика мне крылышки спасти!
Муравей: Прячься, Бабочка, скорей!
Вместе будет веселей!
(Бабочка прячется под гриб и вместе говорят):
Весело, весело под грибком стоять.
Весело, весело дождь пережидать.
Рассказчик: Только встали под грибком—
Вдруг Мышонок к ним бегом.
(Вбегает Мышонок)
Мышонок: Ой, возьмите меня, звери, под грибок!
Я под дождиком до ниточки промок!
Простудился и охрип. Может, пустите под гриб?
Гриб: Что же делать? Как же быть?
Где же место раздобыть?
Что-то стало тесновато.
Что-то места маловато.
Муравей: Надо будет потесниться,
Чтобы всем нам поместиться.
(Мышонок прячется под гриб.Все вместе):
Весело, весело под грибком стоять.
Весело, весело дождь пережидать.
Рассказчик: Только дождик льет и льет…
Кто под дождиком бредет?
Мимо маленьких друзей
Скачет, плачет воробей.
(Ссутулившись идет воробей ):
Воробей: Весь, от клюва и до лап,
Я промок и так ослаб…
Потеснитесь, вас прошу!
Я лишь крылья обсушу.
Гриб: Что же делать? Какже быть?
Где же место раздобыть?
Что-то стало тесновато,
Что-то места маловато…
Бабочка: Надо будет потесниться,
Чтобы всем нам поместиться.
(Воробей прячется под гриб, все вместе):
Весело, весело под грибком стоять,
Весело, весело дождь пережидать.
Рассказчик: В тесноте да не в обиде!
Вдруг опять зверята видят:
Зайчик мокрый к ним бежит,
Хвостик маленький дрожит.
(Шум дождя, бежит Зайчик.На заднем плане мелькает Лиса).
Зайчик: От лисы я убегаю!
Спрятаться куда—не знаю!
Пропадет мой серый хвостик!
Может, пустите к вам в гости?
Гриб: Что же делать? Как же быть?
Где же место раздобыть?
Что-то стало тесновато,
Что-то места маловато…
Мышонок: Надо будет потесниться,
Чтобы всем нам поместиться.
(Зайчик прячется под гриб).
Рассказчик: Поместился весь народ.
Вдруг Лисица к ним идет.
(Лиса ходит по поляне, принюхивается, подходит к грибу).
Лиса: Ах, кого я вижу!
Подойду-ка я поближе! (заходит с другой стороны)
Очень интересно!
А вам тут не тесно?
Звери вместе: Нет!
Лиса: Заяц должен быть у вас!
Выдать зайца сей же час!
Здесь он! Это точно знаю!
Всех сейчас перекусаю!
(Звери плотнее смыкаются вокруг Зайца)
Воробей: Зайчик с нами, он наш друг!
Не возьмешь нас на испуг!
(Лиса меняет интонацию):
Лиса: Ладно, ладно! Ну, простите,
Под грибок меня пустите!
(пытается пробраться под гриб)
Мышонок: Ну-ка, хитрая лиса,
Уходи к себе в леса!
Не пускают под грибок
Тех, кто жаден и жесток!
Звери вместе: Уходи прочь!
(Лиса убегает).
Рассказчик: Тут и дождь грибной прошел,
Солнце в небе засияло.
И тепло, и хорошо
На лесной полянке стало.
Осень- непогодушка, кружит листопад.
Вот и лето кончилось, не вернуть назад.
Снова вышло солнышко, кончились дожди.
Все у нас хорошее будет впереди.
Бабочка: Посмотрите, нет дождя!
Выходите все, друзья!
(Звери выходят из—под гриба)
Муравей: Как же места всем хватило?
Одному ведь тесно было!
Рассказчик: Лягушонок прискакал,
Очень важно квакать стал:
Лягушонок: Квак вы не сообразите:
Гриб-то вырос, посмотрите!
И, ква-нечно, не забыть бы
Вам Грибку сказать «спасибо»!
Звери вместе: Спасибо!
Лягушонок: Будем мы теперь дружить!
Вместе дружно станем жить!
Кто друг другу помогает,
Тому тесно не бывает!
Рассказчик:
Ведущий: Спасибо нашим артистам. Ребята, понравилась сказка?
А кто чаще всего совершает добрые дела в сказках? (волшебники)
- Скажите, только волшебники могут делать добрые дела?
- Послушаем, какие добрые дела можете сделать и вы.
Игра «Наши поступки».
А сейчас мы проверим, как вы поступите в различных ситуациях. Я предлагаю ситуацию, а вы отвечаете, как вы поступите.
1. Твой друг заболел, не ходит в школу, как ты поступишь ?
( буду навещать его, расскажу о жизни в школе, принесу задание , объясню, помогу выполнить его ,выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение )
2.Расскажи, как в вашем классе мальчики относятся к девочкам ? Есть ли у нас рыцари в классе ?
( Иногда мальчики обижают девочек. Мне кажется у нас есть в классе « рыцарь » он всегда вежливый внимательный с девочками , поможет открыть дверь , пропускает девочек вперед , помогает во всем )
3.Мальчики играют в футбол. К ним подошел Андрей и спросил: « Можно мне с вами поиграть? » Антон ответил: «Ты будешь должен за это свою булочку». Прав ли Антон ?
( Конечно, Антон неправ. В такой же ситуации может оказаться он сам.Думаю , что ему не понравилось бы такое условие и тогда он задумается о своем плохом поступке )
Послушайте, какие еще советы дают нам о добрых и вежливых словах.
( Ученик читает стихотворение «Добрые слова»)
Ученик :
Слова "До свиданья!",
"Спасибо!", "Простите!",
"Пожалуйста!", "Здравствуйте!"
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
Игра "Будь внимателен"
Ведущий:
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".
- Встаньте, пожалуйста!
- Поднимите руки!
- Будьте добры, похлопайте в ладоши!
- Потопайте.
- Попрыгайте, пожалуйста.
- Будьте любезны, руки вперед.
- Опустите руки, пожалуйста.
- Будьте добры, наклоните голову вперед.
- Наклоните, назад, пожалуйста.
- Влево.
- Вправо.
- Будьте любезны, садитесь на свои места.
Ведущий: Молодцы, ребята, не получилось у меня вас запутать.А сейчас послушайте частушки, а вот о ком они. Подумайте. Не про вас ли?
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
«Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак!»
Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Говорит лентяйке мать:
Убери свою кровать!
Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала!
Толя ловко ловит рыбу,
Может лодку смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Боря стог сложить помог,
Сам со стога слезть не смог.
Плачет Боря, слезы льет,
Просит вызвать вертолет.
Лай задиристый, веселый
Раздается на селе:
Разгильдяй идет из школы,
Тащит ранец по земле.
Закопченную кастрюлю
Юля чистила песком.
Два часа в корыте Юлю
Мыла бабушка потом.
Ходит Митя, как кощей,
Ни супов не ест, ни щей.
Падает от слабости,
А любит только сладости.
Попросила я мальчишку
Показать свой грузовик,
А мальчишка, как мартышка,
Показал в ответ язык.
Дятел пестрый клювом острым
Долбит звонкую сосну.
Две сороки на уроке
Нарушают тишину.
Ем я кашу и сметану,
У меня силенка есть.
Все же драться я не стану,
Только ты ко мне не лезь!
Игра "Вежливо - невежливо".
- Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке - вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда я читаю о невежливом поступке, то тихонько сидите. Начнем.
- Здороваться при встрече.
- Помочь поднять упавшую вещь.
- Взять билет в автобусе.
- Не уступить место в транспорте.
- Сидеть в шапке за столом.
- По утрам убирать свою постель.
- Резать стволы деревьев.
- Увлеченно и громко спорить в автобусе
- После игры убирать в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши.
- Ломать ветки деревьев и кустов.
- Поздравить родных с праздником.
- Толкнуть и не извиниться.
Ведущий: Вот именно по этой причине - толкнуть и не извиниться - иногда происходят такие истории (два ученика рассказывают):
1-й ученик:
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый,
Я – худой.
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!..
2-й ученик:
Дело в том, что он и я
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе … Отстаём!
1-й ученик:
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
2-й ученик:
Что-то, Вова, позабыл.
1-й ученик:
И я забыл!
Ну не важно! Дрались честно,
Как положено друзьям!
Я как стукну!
2-й ученик: Я как тресну!
1-й ученик:
А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла – хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
2-й ученик:
С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеётся:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя.
Ведущий: Спасибо, ребята. Сегодня, когда мы говорим о вежливости, не можем, конечно , не вспомнить о правилах поведения в школе.
Игра «Восстанови правило» Я буду читать отрывки из стихотворения, делая паузу в конце строки, а вы заканчиваете.
Парта – это не кровать, и нельзя на ней …(лежать).
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
Учитель спросит – надо … (встать),
Когда он сесть позволит – … (сядь).
Ответить хочешь, не шуми, а только руку …(подними).
Ведущий: А сейчас послушайте басню А.Барто «Обиженная парта» (ученик читает басню)
Ученик:
Из парты капнула слеза –
Смолистая, густая …
Тут к парте глобус проявил участье:
- О чём ты плачешь, дорогая?
А ну-ка вытри поскорей глаза
Да расскажи мне про своё несчастье…
И парта скрипнула в ответ:
- Не мил мне белый свет!
Боюсь, к весне пойду на слом,
На большее не хватит сил.
Две буквы Витя изучил
И обе вырезал на мне ножом.
Ведь он меня изрежет в год,
Пока алфавит весь пройдёт…
Мораль из басни вы,
Подумав, сами выводите!
Она относится, увы,
Не к одному лишь Вите.
Ведущий: Спасибо. Я надеюсь, ребята, себя никто не узнал в этой басне. Но школа – это не только уроки, но и переменки. Послушайте, пожалуйста, какие бывают перемены в нашей школе, и возможно кто-то себя узнает.
(Два ученика читают)
Ученик 1:
Перемена, перемена! 1 А залез на стену.
Мокрые волосы, встрёпанный вид,
Капелька пота по шее бежит.
Ученик 2:
Может быть, Саша, Настя и Лена
Всю перемену ныряли в бассейне?
Ученик 1:
Или на них, несчастных пахали?
Ученик 2:
Или их в пасть крокодила пихали?
Ученик 1:
На перемене они отдыхали!!!
Ведущий: Спасибо, ребята. Я думаю, что так на перемене отдыхает не только 1 класс
Песня «Если добрый ты» (ребята поют песню)
Ведущий:
Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаемся мы сейчас,
Добрый путь вам! В добрый час!
На этом наша игровая программа окончена. Спасибо за внимание! До новых встреч!
|