Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Окружающий мир


Сценарий познавательно-игровой программы "Народный калейдоскоп" для учащихся 3-4 классов

СКАЧАТЬ (5.07 Mb) 08.10.2022, 19:03
Мурылева Елена Алексеевна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Народная культура — традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Ее субъектом является народ — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности.
Народная культура относится, прежде всего, к общечеловеческим ценностям, отражаемым в искусстве. Она является поистине феноменом педагогического процесса, поскольку отражает весь окружающий нас мир (природу, социальные отношения, внутренний мир человека) и выражает своеобразие национального менталитета. Народная культура родного края не перестает нас удивлять и восхищать своим глубоким содержанием, к ней стали обращать взоры историки, педагоги, искусствоведы. Знакомя школьников с народными традициями и праздниками, мы формируем представления детей об особенностях устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства.
Русская культура — это культура русского народа и, одновременно, культурное достояние всего человечества. Она представляет собой совокупность духовно-нравственных ценностей, воплощенных в памятниках материальной культуры, в нематериальном культурном наследии и в современных явлениях культуры. Но Россия  — многонациональная страна, в ней  проживает около 180 народностей. Одна из первых статей Конституции России гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Таким образом, наличие в России многих национальностей закреплено не только исторически, но и законодательно, и культуру разных народов нужно изучать и передавать подрастающим поколениям как великую ценность.
В наш век информации и цифровых технологий приобщение детей к народной культуре как никогда актуально. Такие исследователи детской психологии, как Л.С. Выготский, Н.В. Дубровина,  В.С.Мухина в своих работах приходят к выводу, что младший школьный возраст – самый чувствительный период для формирования интереса к народной культуре. 2022-ой год объявлен Указом Президента Российской Федерации годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Поэтому данная методическая разработка познавательного-игрового мероприятия будет наиболее актуальной.

Цель мероприятия: познакомить учащихся с культурой народов России, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания.
Задачи
Образовательные:
  • создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры и культуры других народов, проживающих в России, через изучение фольклора и традиций;
  • познакомить учащихся с историй и культурой народов России;
Воспитательные:
  • воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам;
  • воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.
Развивающие:
  • развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности школьников;
  • создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту.
Адресат программы: учащихся 3-4 классов образовательных учреждений. Мероприятие может проходить в рамках урока “Литературное чтение”, классного часа или внеурочной деятельности.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация, интерактивная доска, колонки, мольберты для каждой рабочей группы, магнитные доски и магниты, карточки с заданиями, паззлы в конвертах, веревочка или лента с кольцом, обруч, бумажные куклы в народных костюмах, таблички с названиями команд, бланки для ответов, ручки или фломастеры, выставка книг по народным промыслам.
Ожидаемые результаты:
  • получение учащимися новых знаний о традициях, обычаях, искусстве и фольклоре в русской народной культуре;
  • формирование у младших школьников устойчивого интереса к культуре народов России;
  • расширение кругозора и обогащение словарного запаса;
  • развитие коммуникативных навыков и умения работать в группах;
  • раскрытие индивидуальных способностей и способствование дальнейшему творческому развитию личности.

Сценарий познавательно-игровой программы
“Народный калейдоскоп”
Организационный момент, деление учащихся на три команды.
Добрый день! Мы рады приветствовать вас на программе “Народный калейдоскоп”. Наше мероприятие  — познавательно-игровое. Это значит, что мы не только будем узнавать новую информацию, делиться своими знаниями, но и будем получать баллы за правильное выполнение заданий, а значит  — соревноваться. Поэтому мы разделились на три команды  — “Этнографы”, “Историки”, “Археолог”  — на столе у каждой команды стоит табличка с названием, пожалуйста, запомните своё.
 Сегодня мы поговорим о народной культуре, традициях и быте, поиграем в народные игры и узнаем особенности народного костюма. Ну вот, слово “народ” уже несколько раз прозвучало, а знаете ли вы, что это такое?
Вопрос к командам, дается минута на обсуждение. Ответы детей.
Молодцы, команды дали очень похожие версии, и многие были близки к верному ответу. Народ, или этнос  — это исторически сложившаяся устойчивая группа людей, объединенная какими-либо признаками. Многие из этих признаков вы уже назвали в определении народа, давайте попробуем перечислить их все вместе. Это:
  • территория проживания
  • язык
  • традиции и обычаи
  • вера
  • внешний вид
  • склад ума
Все эти признаки объединяют народ, и изучением их занимаются разные исследователи. Обратите внимание на этих ученых  — они дали имена вашим командам  — это историки, археологи и, конечно, этнографы. Благодаря им мы многое знаем о разных народах. Например то, что в нашей стране живут не только русские, но также татары, калмыки, башкиры, мордва и много-много представителей других народностей. А кстати  — как вы думаете, сколько народов проживает в России?
Вопрос на призовой балл, командам дается минута на обсуждение, после чего каждая предлагает свою версию. Балл получает та команда, чье число окажется ближе к верному ответу.
Итак, в России сегодня проживает 186 народностей. И действительно, Россия — многонациональная страна, это даже закреплено в Конституции Российской Федерации, главном законе государства:
Статья 3. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”.
У каждого народа культура уникальна и насыщенна обычаями и традициями. Культура человека проявляется в отношении к природе, к поэзии, в народных ремеслах, в красоте одежды, в правилах гостеприимства и приличия. А что мы делаем в первую очередь, когда встречаем гостей?
Ответы детей, балл команде, давшей правильный ответ.
Верно — здороваемся! Давай поприветствуем друг друга, но не просто так, а на языках разных народов, проживающих в нашей стране.
Каждая команда получает карточку со словом “здравствуйте” на языке народа, проживающего в России :
Исэнмесез! (татарский)
Мендевт! (калмыцкий)
Зечбуресь! (удмуртский)
Обсудите в команде, как может произноситься ваше приветствие, куда падает ударение в этом слове и какому народу оно может принадлежать. Воспользуйтесь научным методом лингвистической догадки, когда просто по звукам и буквам слова получается отнести его к какому-то языку, не стесняйтесь делать предположения.
После 3-х минут обсуждения команды по очереди хором приветствуют друг друга и отвечают на вопрос. За это задание каждая команда может получить два балла  — за правильное, громкое и четкое приветствие и за догадку, на каком языке они поздоровались.
Отлично, вот мы и поздоровались, продолжаем наше знакомство с культурой разных народов. Слышали ли вы выражение “встречают по одёжке”? Как вы думаете, почему так говорят? Ответы детей. Верно, это выражение не просто так появилось в народной речи, ведь костюм традиционно отражает характер народа, место проживания, традиции и обычаи, религию и быт.
Командам выдаются магнитные доски с магнитами и бумажными куклами, а также набор бумажных костюмов разных народов. Задача команд  —  найти подходящие элементы и нарядить мальчика и девочку в традиционный костюм одного из трёх народов: русские, армяне, украинцы. Команды получают баллы за верное выполнение, а дополнительно  — за скорость.
Материал во вложении.

       
Давайте посмотрим на модели и проверим, верно ли вы нарядили наши пары. Проверка и сравнение с изображениями на экране.
Отлично, а теперь представьте, что вас встретили и проводили в гости, и вы попадаете в традиционное народное жилище.
Каждая команда получает конверт с фрагментами пазла. Задача: собрать картинку как можно быстрее и предположить, чье традиционное жилище получилось и как оно называется. Дополнительный балл получает команда, первой сложившая пазл.
Материал во вложении.

Юрта, киргизы                     Хата, казаки                        Изба, русские
Встретив гостя, вежливый хозяин всегда предложит ему угощение, да не простое, а праздничное и традиционное. Внимание на экран.
Демонстрируется видео о праздничных традициях разных народов.
Какие-то из этих традиций вам наверняка уже были известны, о каких-то вы узнали впервые, так что, если вы внимательно посмотрели ролик, то вам не составит труда справиться со следующим заданием.
Команда получают бланки для ответов, задания и варианты ответов появляются на экране в презентации. Напротив номера вопроса командам нужно написать номер подходящего на их взгляд варианта ответа, вопросы одинаковые для всех команд, поэтому шумное обсуждение не приветствуется.

 
  1. Какой народ любит эту традиционную сладость?
А. украинцы
Б. Татары
В. Калмыки

 
  1. На какой праздник традиционно подают это блюдо?
А. День матери
Б. Масленица
В. Пасха

 
  1. Какой праздник не обходится без этого украшения стола?
А. Навруз
Б. Китайский Новый год
В. Пасха

 
  1. Когда традиционно отмечают Святки?
А. Летом
Б. Осенью
В. Зимой

 
  1. Какой праздник традиционно отмечают с таким украшением?
А. Рождество
Б. Ханука
В. Курбан-Байрам

 
  1. Как называется храм в буддизме?
А. синагога
Б. дацан
В. кирха

Важной составляющей народной культуры, с которой мы почти всегда знакомимся в первую очередь, еще в раннем детстве, а затем и в школе, является фольклор. Что это такое? Какие жанры фольклора вы знаете?
Ответы детей.

Верно, фольклор  — это не просто устное народное творчество, это народная мудрость, заключенная в слове и передающаяся из поколения в поколение. К фольклору относятся сказки, басни, песни и потешки, загадки, прибаутки, скороговорки и, конечно, пословицы и поговорки.

В следующем задании найдите и составьте пары фраз  — каждой русской пословице или поговорке подберите подходящую по смыслу пословицу из языка другого народа.

Каждой команде выдается два конверта с разрезанными карточками, в одном лежат  русские пословицы и поговорки, в другом  — пословицы и поговорки разных народов. Задача команд: за ограниченное время составить пары карточек, подходящих по смыслу. Призовой балл присуждается команде, которая справилась раньше других, а также за каждую верную пару карточек.

 
Русские пословицы
и поговорки
  Пословицы и поговорки народов России
Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь   Уха – два, а язык – один; два раза выслушай, один раз скажи (узбекская)
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.   Осталось дело до завтра – считай, что застряло (армянская)
В гостях хорошо, а дома лучше.   Свой хлеб лучше чужого плова (узбекская)
Язык мой – враг мой.   Злой язык разрушает горы (армянская)
Кто рано встает  — тому Бог подает.   Хочешь, чтоб были полны закрома, – вставай с криком петуха. (Украинская)
В гостях хорошо, а дома лучше   Свой хлеб лучше чужого плова (узбекская)

Итак, вас встретили, накормили в традиционном доме, с вами поделились народной мудростью, время и поиграть. Для первой соревновательной игры  — кавказская народная игра “Перетягивание”  — приглашаются по одному представителю от команды. Сначала соревнуется первая пара участников, потом третий участник встречается с победителем, и еще один бой проводится за третье место.
На площадке чертится большой круг. Он делится пополам чертой. По обе стороны от нее, спинами друг к другу, становятся два участника игры. На них надевается стальной обруч. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет, тот и выиграл. Начинать тянуть следует одновременно по команде: «Марш!». Тянуть надо только вперед за счет корпуса и ног.
По сигналу ведущего начинается перетягивание, команды болеют за своих представителей. Победитель приносит своей команде три балла, проигравшие  — два и один балла соответственно.
Следующая игра выполняет функцию динамической паузы, задействует уже всех участников команд, за нее не присуждаются баллы.

Татарская народная игра “Тимербай”
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись,
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали
Друг на друга поглядели,
И все так вот сделали!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Правила: Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Еще одной неотъемлемой частью народной культуры являются народное и декоративно-прикладное искусство. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие, и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
А где хранятся памятники народного искусства?
Ответы детей. Верно, в музеях.

Чтобы выполнить последнее задание и обобщить наши знания о народной культуре, предлагаю вам снова обратить внимание на экран и посмотреть видео репортаж из музея декоративно-прикладного искусства в Москве и Государственного Этнографического музея в Санкт-Петербурге.
Каждая команда случайным образом получает по одной карточке из трех “Жилище”, “Народные промыслы” или “Религия”.

Обращайте внимание на экспонаты в музейной коллекции, когда на экране будет появляться что-то, что относится к вашей карточке, ваша команда поднимает карточку вверх.
  • “Жилище”  — карточка поднимается, если на экране что-то связанное с домом, традиционным жилищем, бытовой утварью или домашними обычаями.
  • “Народные промыслы” — карточка поднимается, если на экране демонстрируются какие-либо произведения традиционного народного искусства, предметы ремесел, утварь для земледелия, охоты или рыболовства.
  • “Религия”  — карточка поднимается, если на экране представлены предметы религиозного искусства, памятники, иллюстрирующие религиозные традиции и обряды, праздники и др.
Команды получают балл за каждый верный подъем карточки и теряют его, если карточка не была поднята в нужный момент. Участники команд следят не только за своим заданием, но и за выполнением его соперниками. Ведущий фиксирует баллы, но не озвучивает их командам, так как это последнее задание. Пока подсчитываются баллы и подводятся итоги, можно предложить командам сыграть в еще одну игру всем вместе.

Русская народная игра “Колечко”. Надо взять колечко, либо шарик с дырочкой и надеть на ленту или веревку. И чем больше человек будет задействовано, тем длинней она должна быть. Затем края следует связать между собой, чтобы получился своеобразный круг, где каждый непременно должен за него держаться. В самой середине располагается водящий с закрытыми или завязанными шарфом глазами. Когда игроки начинают передавать колечко по кругу, двигая руками, водящий трижды оборачивается вокруг себя, а участники произносят специальную считалку:
Колечко-колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с него сойдет,
Тот кольцо и найдет.

После произнесения слов, водящий открывает глаза и начинает следить за колечком. По команде ведущего “стоп!”, участники в кругу замирают, держа веревку в кулачках, а водящий пытается угадать, кто спрятал колечко. Смог найти, значит, возвращается к остальным в круг, а игрок, у которого нашлось колечко, занимает его место. Не получилось, продолжает водить.
Когда баллы подсчитаны, итоги оглашаются командам.
Вот так распределились призовые места, поздравляем с успешным участием все команды  — и “Археолог”, и “Этнограф”, и “Историк  — все сегодня молодцы! Вот и закончилось наше удивительное путешествие по культуре народов России, сегодня мы узнали много нового, а сколько еще интересного нас ждет впереди.

Финальная рефлексия
Ребята, вы наверняка знаете этого героя? Откуда он?
Ответы детей.
Верно, это Колобок из русской народной сказки. Он поможет нам узнать, каковы ваше впечатления от сегодняшнего занятия. Пожалуйста, поместите каждый своего Колобка на то поле, которое отражает ваше настроение. Спасибо за участие!
Каждый учащихся получает стикер в виде Колобка и может приклеить его на доску в любую из четырех обозначенных зон:
  • было очень интересно!
  • было хорошо, но …
  • не узнал ничего нового
  • все было плохо

Литература
  1. Библиотека русского фольклора. – М., 1990.
  2. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. – Л., 1975.
  3. Василенко В.М. Искусство Хохломы. – М., 1959.
  4. Жигалова С. Русская народная живопись. – М., 1984.
  5. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и
поэзия. – М., 1992.
  1. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.  — М., 1997.
  2. Майорова М.Г., Дубинская В.А. Русское народное прикладное искусство.  — М., 1980.
  3. Наводов А. Палеховское чудо. – М., 1976.
  4. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. - М., 1985.
  5. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. - М., 1983; Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4: Народные знания. Фольклор. Народное искусство. - М., 1991.
  6. Обрядовая поэзия. – М., 1989.
  7. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.
  8. Павлова В.А., Пройменко В.С. Русская деревянная игрушка. – М.,1989.
  9. Русские народные пословицы, поговорки. – М., 1990.
  10.  Якимчук П.И. Искусство Гжели. – М., 1985.


Категория: Окружающий мир
Просмотров: 189 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: