|
Стратегии смыслового чтения
(968.5 Kb)
| 28.07.2020, 18:37 |
Токарева Н.В. Баландина Л.В. учителя начальных классов |
Данный материал мастер-класса может быть использован учителями общеобразовательных школ, с целью обзора стратегий смыслового чтения и приёмов использования их на практике. В материале мастер-класса были использованы стратегии сингапурской технологии при работе с текстом.
Баландина Любовь Владимировна
Токарева Нонна Васильевна
учителя начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 города Березники
Стратегии смыслового чтения
Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.
Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое
– вот в чем главное дело.
К. Д. Ушинский
Цель: обзор стратегий смыслового чтения и приёмы использования на практике.
Задачи:
продемонстрировать теорию работы в малых группах (стратегий смыслового чтения);
отработать стратегии смыслового чтения в группах;
рефлексировать деятельность по использованию стратегий смыслового чтения участниками мастер – класса.
Этапы работы мастер-класса |
Содержание этапа |
Деятельность участников |
Подготовительно-организационный:
Объявление цели и задач
|
-Добрый день, уважаемые гости. Тема нашего мастер-класса «Стратегии смыслового чтения».
- Давайте поприветствуем друг друга. Партнёры по плечу(1,2 номера) положите руку на плечо, партнёры по лицу(№1,4 и №2, 3) улыбнитесь и пожмите руку.
Уважаемые коллеги, предлагаю на на солнышке, на его лучиках записать свои ожидания от мастер-класса, а на облачке – опасения.
- А работать сегодня будем, используя карту продвижения. Запишите своё имя. |
Участники заполняют карты продвижения |
Основная часть
Постановка проблемы.
Совместное решение. Совместная отработка в группах стратегий смыслового чтения
|
Прочитайте название мастер-класса и ответьте на вопрос: Из какой области знаний пришло нам слово СТРАТЕГИЯ
Правильно, из военной области, это греческое слово от stratos войско, и ago веду – искусство вести за собой, план военных действий)
- Тогда как Вы понимаете, что значит стратегия чтения на уроке…….
- Что такое смысловое чтение …..( понимание, способность взять эту мысль в свой ум)
Педагоги новаторы выделяет несколько типов стратегий смыслового чтения:
- стратегии предтекстовой деятельности;
- стратегии текстовой деятельности;
- стратегии послетекстовой деятельности;
и другие….
- Сегодня на мастер-классе мы рассмотрим несколько стратегий (приёмов)
- К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников. Поэтому стратегии смыслового чтения совпадают со названиями приёмов ТКРМ
- Рассмотрим Стратегии предтекстовой деятельности
Ассоциативный куст.
Цель стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
- Внимание на рисунок. Что это?
-Запишите ваши ассоциации к рисунку (Работаем с партнёром по плечу (№1-2, №3-4))
- Участники под № 1 и 3 из каждой группы представляют свои ассоциации.
Учителя в группах записывают возможные ассоциации
-А сейчас в карте продвижения найдите задание 1 и оцените себя.
- Сегодня мы с Вами Будем работать по тексту Ивана Дмитриевича Василенко «Мостик»
Глоссарий.
Цель стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
-Продолжаем работать в группах Посмотрите на слова на слайде ( одна улица, товарищи, мостовая, камни, булыжники, кирпич, корточки, обочина, черепаха)
- Отметьте те слова, которые могут быть связаны с текстом, попробуйте составить свой текст, используя данные слова.
-Участники под №4 из каждой группы представляют свой текст.
-Теперь в карте продвижения найдите задание 2 и оцените свою работу.
Стратегии текстовой деятельности
Чтение в кружок (попеременное чтение)
Цель стратегии: проверка понимания читаемого вслух текста.
- А сейчас мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача читать с пониманием, задача слушающих - задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.
-У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу.
-Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
-Читают участники под №2, остальные задают ?
Гриша и Дима жили на одной улице, друг против друга. Раньше они дружили, потом из-за чего-то поссорились и стали враждовать. Выйдет Гриша из ворот своего двора и кричит через улицу:
— Эй, конопатый, ты это видал?
И покажет Диме кулак.
А Дима в ответ:
— А сколько вас, жуков, на кило идёт?
И тоже кулаком грозится. |
Примеры вопросов:
Как звали мальчиков?
Какие они были раньше?
Что произошло с мальчиками потом ?
Кто из мальчиков был конопатым? |
Однажды полил сильный дождь. Разорванные тучи скоро ушли, выглянуло солнце, но мостовая была залита водой. Люди, которым надо было перейти через улицу, ходили вдоль обочин, опасливо опускали в воду ногу и быстро её отдергивали, точно вода была горячая. |
Какая была погода?
Как люди переходили улицу? |
Гриша вышел из дому и стал у ворот. Вдруг видит, выбегает Дима и держит в руке большой камень. «Ага, — подумал Гриша, — ты камнем? Хо-ро-шо». Он быстро юркнул в ворота, схватил во дворе кирпич и опять выбежал на улицу, готовый воевать и защищаться. Но Дима камня не бросил, а сидел на корточках у обочины и укладывал его на мостовой. Уложил, попробовал ногой, не шатается ли, и ушёл. А камень остался лежать, как маленький островок, и вокруг него билась и пенилась вода.
«Что ж, — подумал Гриша, — кирпич не хуже камня». И опустил свой кирпич в воду. А Дима уже нёс другой камень. Он осторожно ступил ногой на первый, а второй уложил в воде на одной линии с Гришиным кирпичом. Тогда Гриша вынес сразу три кирпича. |
Кого увидел Гриша, выходя из дома?
Чему удивился Гриша?
Что подумал Гриша?
Что стали делать мальчики на мостовой?
…….. |
Так они строили переход через улицу, подходя всё ближе друг к другу, а люди, стоявшие в ожидании по ту и эту сторону, смотрели на них и улыбались. И вот между последним кирпичом и последним камнем остался один шаг. Тогда ребята посмотрели друг другу в глаза, и Гриша сказал: — А я черепаху поймал. У нас во дворе живёт. Хочешь, покажу? И они пошли во двор. |
Когда ребята посмотрели друг другу в глаза?
Что их помирило?
….. |
-А сейчас в карте продвижения найдите задание 3 и оцените свою работу.
Дневник двойных записей
Цель стратегии: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать ситуацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
(самостоятельное чтение текста в группах)
- Перед Вами листочек, делим листочек на две части. В левой части записать моменты, которые поразили, удивили, вызвали какие-то ассоциации, в правой – написать комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Участники под № 2 и 4 из каждой группы представляют свои записи.
Стратегии послетекстовой деятельности
Кубик Блума
Цель стратегии: обучение пониманию текста.
- Перед Вами кубик, на котором написаны начала вопроса. Ваша задача: задать соответствующие вопросы по тексту.
Пробуют партнёры по лицу из каждой группы. (№1,4 и №2, 3)
А сейчас в карте продвижения найдите задание 4 и оцените свою работу.
Даймонд
Цель стратегии: показать своё отношение к тексту.
Даймонд – состоит из 7 строк.
Алгоритм написания даймонда:
Первая строка - два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.
Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.
Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Участники под № 3 зачитывают из каждой группы представляют свои записи.
-А сейчас в карте продвижения найдите задание 5 и оцените свою работу в группе.
|
Аудитория разделена на группы.
Работа в группах организована по сингапурской методике.
Участники выполняют задания и оценивают свою работу в карте продвижения
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, оценивают себя и свою работу в группе
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, оценивают себя и свою работу в группе |
Рефлексия содержания материала.
Заключительное слово
|
-Внимание на экран.
-А какие стратегии мы сегодня использовали?
-Внимание. Задание.
-Установите соответствия (стрелочки)
1 этап. Предтекстовый Даймонд
Дневник двойных записей
2 этап. Текстовый Глоссарий
Кубик Блума
3 этап. Послетекстовый Ассоциативный куст
Чтение в кружок
- Вернёмся к солнышкам. Вспомните те ожидания и опасения, которые вы записали. Определите для себя оправдались ли они. Подчеркните те, которые оправдались.
-На обратной стороне закончите самостоятельно предложения:
-Было интересно …
- Я попробую…..…
- Меня удивило…..
- Закончить мастер-класс хотелось бы словами:
-Читающий человек надолго остаётся молодым - ведь старость начинается со старения мозга, а увлечённому читателю это не грозит!
-Уважаемые коллеги! Спасибо за работу!
|
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер – классе.
Учителя называют стратегии
Участники устанавливают соответствия в индивидуальных карточках, расходятся по пронумерованным углам и обмениваются информацией, затем устанавливают соответствия на экране.
Участники в карте продвижения
самостоятельно заканчивают предложения.
|
|
Категория: Мастер-классы
|
Просмотров: 848 | Загрузок: 33
| Рейтинг: 0.0/0 |
|