Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Мастер-классы


Стратегии смыслового чтения

СКАЧАТЬ (968.5 Kb) 28.07.2020, 18:37
Токарева Н.В. Баландина Л.В.
учителя начальных классов
Данный материал мастер-класса может быть использован учителями общеобразовательных школ, с целью обзора стратегий смыслового чтения и приёмов использования их на практике. В материале мастер-класса были использованы стратегии сингапурской технологии при работе с текстом.

Баландина Любовь Владимировна
Токарева Нонна Васильевна
учителя начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 города Березники


Стратегии смыслового чтения

    Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.
Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое
– вот в чем главное дело.
К. Д. Ушинский
Цель: обзор стратегий смыслового чтения  и приёмы использования на практике.

Задачи:
продемонстрировать теорию работы в малых группах (стратегий смыслового чтения);
отработать стратегии смыслового чтения в группах;
рефлексировать деятельность по использованию стратегий смыслового чтения участниками мастер – класса.



 
Этапы работы мастер-класса Содержание этапа Деятельность участников
Подготовительно-организационный:
Объявление цели и задач

 
-Добрый день, уважаемые гости. Тема нашего мастер-класса «Стратегии смыслового чтения».
- Давайте поприветствуем друг друга. Партнёры по плечу(1,2 номера) положите руку на плечо, партнёры по лицу(№1,4 и №2, 3) улыбнитесь и пожмите руку.

Уважаемые коллеги, предлагаю на на солнышке, на его лучиках записать свои ожидания от мастер-класса, а на облачке  – опасения.
- А работать сегодня будем, используя карту продвижения. Запишите своё имя.            
Участники заполняют карты продвижения
Основная часть







 Постановка проблемы.
Совместное решение. Совместная отработка в группах стратегий смыслового чтения

 
Прочитайте название мастер-класса и ответьте на вопрос: Из какой области знаний пришло нам слово СТРАТЕГИЯ  
Правильно, из военной области,  это греческое слово от stratos войско, и ago веду – искусство вести за собой, план военных действий)

- Тогда как Вы понимаете, что значит стратегия чтения на уроке…….
- Что такое смысловое чтение …..( понимание, способность взять эту мысль в свой ум)

Педагоги новаторы  выделяет несколько типов стратегий смыслового чтения:
  1. стратегии предтекстовой деятельности;
  2. стратегии текстовой деятельности;
  3. стратегии послетекстовой деятельности;
      и другие….

- Сегодня на мастер-классе мы рассмотрим несколько стратегий (приёмов)
- К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников. Поэтому стратегии смыслового чтения совпадают со названиями приёмов ТКРМ

- Рассмотрим  Стратегии предтекстовой деятельности
Ассоциативный куст.
Цель стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
- Внимание на рисунок.  Что это?
 -Запишите ваши ассоциации к рисунку (Работаем с партнёром  по плечу (№1-2, №3-4))
- Участники под № 1 и 3 из каждой группы представляют свои ассоциации.    
    Учителя в группах записывают  возможные  ассоциации
 
-А сейчас в карте продвижения найдите задание 1 и оцените себя.

-  Сегодня мы с Вами Будем работать по тексту Ивана Дмитриевича Василенко «Мостик»

                                                                Глоссарий.
Цель  стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
-Продолжаем работать в группах Посмотрите на слова на слайде ( одна улица, товарищи, мостовая,  камни, булыжники, кирпич, корточки, обочина, черепаха)
- Отметьте те слова, которые могут быть связаны с текстом, попробуйте составить свой текст, используя данные слова.
-Участники под №4 из каждой группы представляют свой текст.
-Теперь в карте продвижения найдите задание 2 и оцените свою работу.

Стратегии текстовой деятельности

Чтение в кружок (попеременное чтение)
Цель  стратегии: проверка понима­ния читаемого вслух текста.
-          А сейчас мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша зада­ча  читать с пониманием, задача слушающих - задавать чтецу во­просы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.
-У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу.
 -Если его ответ не верен или не точен, слушающие его по­правляют.
-Читают участники  под №2, остальные задают ?
Гриша и Дима жили на одной улице, друг против друга. Раньше они дружили, потом из-за чего-то поссорились и стали враждовать. Выйдет Гриша из ворот своего двора и кричит через улицу:
— Эй, конопатый, ты это видал?
И покажет Диме кулак.
А Дима в ответ:
— А сколько вас, жуков, на кило идёт?
И тоже кулаком грозится.
Примеры вопросов:
Как звали мальчиков?
Какие они были раньше?
Что произошло с мальчиками потом ?
Кто из мальчиков был конопатым?
Однажды полил сильный дождь. Разорванные тучи скоро ушли, выглянуло солнце, но мостовая была залита водой. Люди, которым надо было перейти через улицу, ходили вдоль обочин, опасливо опускали в воду ногу и быстро её отдергивали, точно вода была горячая. Какая была погода?
Как люди переходили улицу?
Гриша вышел из дому и стал у ворот. Вдруг видит, выбегает Дима и держит в руке большой камень. «Ага, — подумал Гриша, — ты камнем? Хо-ро-шо». Он быстро юркнул в ворота, схватил во дворе кирпич и опять выбежал на улицу, готовый воевать и защищаться. Но Дима камня не бросил, а сидел на корточках у обочины и укладывал его на мостовой. Уложил, попробовал ногой, не шатается ли, и ушёл. А камень остался лежать, как маленький островок, и вокруг него билась и пенилась вода.
«Что ж, — подумал Гриша, — кирпич не хуже камня». И опустил свой кирпич в воду. А Дима уже нёс другой камень. Он осторожно ступил ногой на первый, а второй уложил в воде на одной линии с Гришиным кирпичом. Тогда Гриша вынес сразу три кирпича.       
Кого  увидел Гриша, выходя из дома?
Чему удивился Гриша?
Что подумал Гриша?
Что стали делать мальчики на мостовой?
……..
Так они строили переход через улицу, подходя всё ближе друг к другу, а люди, стоявшие в ожидании по ту и эту сторону, смотрели на них и улыбались. И вот между последним кирпичом и последним камнем остался один шаг. Тогда ребята посмотрели друг другу в глаза, и Гриша сказал: — А я черепаху поймал. У нас во дворе живёт. Хочешь, покажу? И они пошли во двор. Когда ребята посмотрели друг другу в глаза?
Что их помирило?
…..
-А сейчас в карте продвижения найдите задание 3 и оцените свою работу.

Дневник двойных записей

                           Цель  стратегии: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать ситуацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
 (самостоятельное чтение текста в группах)

- Перед Вами листочек, делим листочек на две части. В левой части записать моменты, которые поразили, удивили, вызвали какие-то ассоциации, в правой – написать комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
 
Участники под № 2 и 4 из каждой группы представляют свои записи.


Стратегии послетекстовой деятельности

Кубик Блума
                  Цель  стратегии: обучение пониманию текста.
- Перед Вами кубик, на котором написаны начала вопроса. Ваша задача: задать соответствующие вопросы по тексту.

Пробуют партнёры по лицу из каждой группы. (№1,4 и №2, 3)

А сейчас в карте продвижения найдите задание 4 и оцените свою работу.



Даймонд
           Цель  стратегии: показать своё отношение к тексту.
Даймонд – состоит из 7 строк.
Алгоритм написания даймонда: 
Первая строка - два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.
Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.
Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Участники под № 3 зачитывают  из каждой группы представляют свои записи.

-А сейчас в карте продвижения найдите задание 5 и оцените свою работу в группе.

 














Аудитория разделена на группы.



Работа в группах организована по сингапурской методике.
Участники выполняют задания и оценивают свою работу в карте продвижения










Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, оценивают себя и свою работу в группе































Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, оценивают себя и свою работу в группе
Рефлексия содержания материала.
 Заключительное слово

 
-Внимание на экран.
-А какие  стратегии мы сегодня использовали?
-Внимание. Задание.
-Установите соответствия (стрелочки)

1 этап. Предтекстовый                             Даймонд

                                                                   Дневник двойных записей

2 этап. Текстовый                                     Глоссарий

                                                                    Кубик Блума

3 этап. Послетекстовый                          Ассоциативный куст

                                                                   Чтение в кружок
  - Вернёмся к солнышкам. Вспомните те ожидания и опасения, которые вы записали. Определите для себя оправдались ли они. Подчеркните те, которые оправдались.                                        

-На обратной стороне  закончите самостоятельно предложения:
-Было интересно …
- Я попробую…..…
- Меня удивило…..


- Закончить мастер-класс хотелось бы словами:

-Читающий человек надолго остаётся молодым - ведь старость начинается со старения мозга, а увлечённому читателю это не грозит!
-Уважаемые коллеги! Спасибо за работу!

 
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер – классе.
Учителя называют стратегии

Участники устанавливают соответствия в индивидуальных карточках, расходятся по пронумерованным углам и обмениваются информацией, затем устанавливают соответствия на экране.


Участники в карте продвижения
самостоятельно заканчивают предложения.




 


Категория: Мастер-классы
Просмотров: 839 | Загрузок: 33 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: