Конспект интегрированного занятия логопеда и воспитателя в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Игрушки» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».
Цель: совершенствование связной речи и лексико-грамматических категорий дошкольников.
Задачи:
Обучающие:
- актуализировать словарь по теме «Игрушки»;
- уточнить и расширить представления детей об игрушках, а также материалах из которых они сделаны;
- формировать обобщающее понятие – игрушки;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование имён существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, образование прилагательных от существительных);
Развивающие:
- развивать связную речь,
- развивать неречевые психические функции: внимание, память, мышление;
- развивать мелкую и общую моторику;
- формировать элементарные математические представления;
Воспитательные:
- формировать у детей положительный настрой на участие в занятии;
- воспитывать умение выполнять задание до конца;
- воспитывать умение работать в группе.
Оборудование: «волшебный мешочек», игрушки для проведения артикуляционной гимнастики (лягушка, слоник, машина, лошадка, кораблик, змея, дудочка, чашечка, барабан,часики), предметные картинки с изображением игрушек, презентация prezentatsiya_Игрушки.pptx , экран, проектор, игровой набор «Дары Фрёбеля».
Ход:
На экране 1 слайд. Заставка
Дети встают в круг и выполняют вместе с логопедом приветственную гимнастику:
Здравствуй, солнце золотое! (показывают руками большой круг)
Здравствуй, небо голубое! тянутся на носочках)
Здравствуй, вольный ветерок! (раскачивают поднятыми вверх руками)
Здравствуй, маленький дубок! (приседают)
Мы живём в родном краю, (разводят руками)
Я вас всех приветствую! (пожимают друг другу руки)
1. Игра «Волшебный мешочек» (сенсорная интеграция)
Логопед: Ребята, я вам кое-что сегодня принесла. Попробуйте наощупь отгадать, что там лежит.
Дети отгадывают, достают игрушки, оставляют их в руках.
Логопед: Что они вам напоминают? (героев из артикуляционной гимнастики)
2. Артик.гимнастика «Волшебный мешочек» (артикуляционная моторика)
Упражнения для гимнастики задают те игрушки, которые в руках у детей: лягушка, слоник, машина, лошадка, кораблик, змея, дудочка, чашечка, барабан,часики. Выполняется по очереди, кто какую игрушку держит.
Логопед: Если я вот это всё принесла, то о чем мы сегодня будем говорить? Об игрушках.
Дети садятся на стулья.
3. Беседа (связная речь, построение предложений)
Что такое игрушки?
Кому они нужны
Кто делает,
А взрослые играют? Когда это происходит?
А вы знаете, где делают игрушки? А как это происходит? Хотите узнать?
4. Показ слайдов об этапах создании куклы. (обучающий момент)
(слайды 2-10)
Логопед: сначала в специальные формы заливается резина или пластмасса. При нагревании в специальных печах она принимают нужную форму. Затем её очищают, так как из печки формы выходят очень грязными и черными. На специальном аппарате кукле прикрепляют волосы. Затем глаза. Иногда глазки приходится рисовать. Этим занимается художник. В другом отделении кукол собирают из отдельных, уже готовых частей. В это время в швейной мастерской им шьют одежду. На последнем этапе кукол одевают, заплетают им волосы, упаковывают в коробки и везут в магазин.
Логопед: А вы любите игрушки? Когда мы что-то или кого-то любим, мы называем это ласково. Вы поможете мне назвать игрушки ласково? Тогда выходите в круг.
Дети встают в круг, логопед берёт мячик
5. Дидактическая игра с мячом «Назови ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы) 11 слайд
Мяч-мячик
машина-машинка
кукла-куколка
коляска-колясочка
кровать – кроватка
дом-домик
слон-слоник
утка-уточка
заяц-зайчик
собака-собачка
дом-домик
пирамида-пирамидка
самолет-самолетик
вертолет-вертолетик
Логопед: Молодцы ребята , проходите на свои места.
6. Дидактическая игра «Что из чего?» (образование прилагательных от существительных) 12 слайд
Логопед: Кто знает, из чего делают игрушки?
Дети перечисляют материалы, глядя на картинку в презентации (из дерева, пластмассы, металла, резины, бумаги, меха).
Если игрушка сделана из дерева, то она какая? (деревянная)
Если игрушка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)
Если игрушка сделана из металла, она какая? (металлическая)
Если из бумаги ? (бумажная)
Из резины? (резиновая)
Из плюша, она какая? (плюшевая)
Из шерсти? (шерстяная)
Из меха? (меховая)
Если игрушка сделана из стекла, она какая? (стеклянная).
7. Дидактическая игра «Подари подарок» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» (Связная речь, воображение)
13 слайд
Логопед: Ребята, а вы любите получать подарки? А что вам дарят чаще всего? Зачем дарят подарки?
А вы хотите подарить друг другу необычные подарки? И в этом нам помогут наши волшебные мячики.
Проводится игра «Подари подарок другу» с использование цветных шерстяных мячиков из набора «Дары Фрёбеля». Дети представляют, что может быть такого же цвета, как мячик, и «дарят» это друг другу.
Например:
«Я хочу подарить Денису синюю машину», - говорит ребенок и дает другу синий мячик.
«Я подарю Ксюше красную кроватку»... и т.д.
Логопед: Вот сколько подарсков вы получили, ну а теперь немножко поиграем.
8. Динамическая пауза (общая моторика) 14 слайд
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (прыжки)
Раз, два, три – Замри! (замирание и удержание позы)
Логопед: Ребята, а вы хотели бы сами смастерить игрушку? Сконструировать её? В это нам поможет наш конструктор «Дары Фрёбеля». Проходите к Елене Викторовне.
Дети проходят в другую часть группы, где на столах разложен игровой набор «Дары Фрёбеля».
Воспитатель объясняет детям, что работники фабрики игрушек не могут придумать ничего нового, не знают, какую ещё можно игрушку создать. И предлагает детям помочь им в этом – сконструировать игрушку. Затем сфотографировать получившиеся макеты и отправить их на фабрику.
10. Конструирование игрушек (мелкая моторика, ориентация в пространстве, ФЭМП, логические способности, развитие связной речи)
Дети распределяют части набора и приступают к конструированию.
Когда все закончили, они отгадывают, что же построено друг у друга. Или же сам ребенок рассказывает о своей постройке, перечисляет детали конструктора, которыми он пользовался.
11. Рефлексия (оценка собственной деятельности, самооценка)
Для детей приготовлены «смайлики» на магнитах из трех типов эмоций: улыбающийся, равнодушный и недовольный (грустный).
Детям предлагается вспомнить, что они делали на занятии, и как они оценивают себя и свою работу: выбрать смайлик и прикрепить его на магнитную доску.
Воспитатель делает вывод, подводя итог занятия.
|