Главная » Методическая копилка » Классному руководителю » Здоровье


Программа ЗОЖ

СКАЧАТЬ (136.0 Kb) 27.04.2020, 06:47
Гульванский Сергей Викторович
Учитель физической культуры
Пояснительная записка

Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.
Состояние здоровья учащихся за последние годы говорит о необходимости внедрения в воспитательный процесс программы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
Формирование ЗОЖ – проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболевания. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов ЗОЖ, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. В решении этой задачи большую роль играет, в первую очередь готовность к формированию ЗОЖ учащихся, личностный опыт сохранения и приумножения здоровья.
Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Наиболее эффективно формирование ЗОЖ происходит на основе личностно-ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоение гигиенических навыков, знания факторов риска и умение реализовывать  на практике все средства и методы сохранения здоровья.
Актуальность решения данной проблемы определяется тем, что за последние годы, проявились отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей и необходимости в компетентностном подходе к формированию здорового образа жизни воспитанников
Поэтому программа «ЗОЖ» призвана создавать условия для целостного развития личности сохранения и укрепления ее физического и психологического здоровья, как одного из важнейших факторов, определяющих успех в самореализации и самосовершенствовании.

Программа «ЗОЖ » состоит из нескольких направлений здоровьесберегающих технологий, применяемых в нашем учреждении, в которых используется разный подход к охране здоровья:
  1. Медико-гигиеническое направление, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий и функционирование медицинского кабинета.
  2. Физкультурно-оздоровительное направление, направленно на физическое развитие воспитанников: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются в работе спортивных секциях и на спортивных мероприятиях.
  3. Экологическое здоровьесберегающее направление помогает воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о ней, укрепляет духовно-нравственное здоровье воспитанников.
  4. Направление по созданию условий для сохранения, укрепления и сбережения психического и физического здоровья воспитанников, путем разработки и реализации мероприятий по устранению на них патогенных факторов.
Современным обществом востребовано, не только качество воспитания, и совершенствования его структуры, но и укрепление здоровья воспитанников, и обеспечение психологического комфорта участникам воспитательного процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а так же устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детей, является строгая реализация здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания личности.

Цель:     Обеспечение воспитаннику условий для здорового образа жизни,     
               вооружив его багажом знаний, умений и навыков необходимых для
               ведения ЗОЖ.

Задачи: - формировать интерес воспитанников к укреплению своего здоровья;
               - способствовать формированию умений и навыков, необходимых для
                самостоятельного самосовершенствования;
               - воспитывать культуру общения, формировать нравственные и
                волевые качества;
               - содействовать формированию позиций познания ценности здоровья
                чувства ответственности за него.

Основные принципы реализации программы «ЗОЖ»:

Принцип непрерывности. Программа носит непрерывный характер на протяжении всего времени проживания в детском доме.
                                                    
Принцип активности. Только через активную деятельность личность имеет возможность самореализовываться.

Принцип жизненной реализации. Об эффективности воспитательного процесса судят по тому, насколько успешными будут жизненные планы воспитанников и первые активные шаги по их реализации.

Принцип успеха. Для того, чтобы воспитательный процесс был положительным о оптимистическим, необходимо опираться на успехи и достижения детей.

Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.

Принцип наглядности.

Принцип учета возрастно-половых особенностей воспитанников в содержании мероприятий.

Принцип демократизации. Сотрудничество воспитателей и воспитанников.

Программа «ЗОЖ» рассчитана на три года. Каждый учебный год – это один из этапов по реализации программы, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Структурные компоненты программы:
  1. Исследовательская деятельность
  2. Воспитательная деятельность
  3. Практическая деятельность
  4. Апробация

Пути реализации программы:
Для реализации программы используются следующие методы работы:
  1. Объяснительно-иллюстративный;
  2. Репродуктивный          ;
  3. Проблемный;
  4. Методы стимулирования и поощрения;
  5. Практический

Формы работы:
Использование следующих форм работы обеспечит интерес и активность детей на занятиях:
- воспитательные часы;
- беседы;
- спортивные конкурсы;
- деловые игры;
- ролевые игры;
- диспуты;
- круглые столы;
- тренинги;
- политинформации;
- интеллектуальные игры

    Обеспечение программы:
Психологическое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:
- учет индивидуальных и психологических особенностей;
- психолого-педагогическая диагностика

Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- магнитофон;
- спортивный инвентарь;
- DVD проигрыватель;
- брошюры

Критерии эффективности программы:
Программа предполагает осознание воспитанниками ценности здоровья, как в личном, так и общественном плане, формирование негативного отношения к вредным привычкам, соблюдения общественной дисциплины и порядка. Процедура отслеживания эффективности программы будет отслеживаться по следующим критериям:
- участие в подготовке и проведении мероприятий;
- умение анализировать свою деятельность;
- активность воспитанника при проведении спортивных мероприятий;
- занятость в спортивных секциях;
- отсутствие вредных привычек;
- овладение санитарно-гигиеническими требованиями.

Прогнозируемый результат:
- создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья
  воспитанников снижение количества простудных заболеваний;
- рост уровня физического развития воспитанников;
- повышение приоритета здорового образа жизни;
- повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
                 
Медико-гигиеническое направление программы «ЗОЖ»

Цель: Формирование понятия ЗОЖ

Задачи: - изучать и отслеживать состояние здоровья воспитанников;
              - изучить особенности своего организма
              - формировать санитарно-гигиенические навыки;
              - способствовать снижению простудных заболеваний
Медико-гигиеническое направление включает в себя единую образовательно-оздоровительную систему физического воспитания. Работа по данному направлению ведется под руководством мед. Работников, она включает в себя:
- просветительскую деятельность;
- изучение особенностей своего организма;
- формирования позиций познания ценности здоровья и чувства ответственности
   за него
В рамках данного направления введены элементы оздоровления в воспитательный процесс (уроки здоровья, беседы с медиками, оздоровительные минутки, деловые игры, утренняя зарядка, «Дни здоровья», показ фильмов, лектории).

       Физкультурно-оздоровительное направление программы «ЗОЖ»

Цель: приобщение к разумной физической активности

Задачи: - способствовать физическому развитию детей;
              - развивать силу, выносливость, быстроту;
              - формировать навыки командной игры;
              - формировать устойчивый интерес к потребности в регулярных
                занятиях физической культуры и спортом
Основная идея физкультурно-оздоровительного направления заключается в том, чтобы, через занятия спортом формировать навыки ЗОЖ, прививать любовь к различным видам спорта, воспитывать у ребят уважение к самим себе и ответственное отношение к своему здоровью, обучать умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
В основном данное направление реализуется через:
- физкультурно-массовую деятельность;
- оздоровительную;
- спортивные секции

                  Экологическое направление программы «ЗОЖ»
 
Цель: воспитание у детей любви к природе

Задачи: - способствовать стремлению заботиться о природе;
              - укреплять духовно-нравственное здоровье;
              - приобщать к активной деятельности в сфере экологии

Экологическое направление помогает воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о ней, все это обладает мощным воспитательным воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье воспитанника. Данное направление реализовывается на воспитательных часах и беседах, экскурсиях, деятельности на свежем воздухе, показе фильмов, интеллектуальных играх, трудовых акциях.

 Направление по созданию условий для сохранения, укрепления и   сбережения  психического и физического здоровья воспитанников

Цель: создание условий для развития психического и физического здоровья

Задачи: - способствовать укреплению здоровья;
              - способствовать устранению влияния патогенных факторов и
                окружающей среды на здоровье;
              - формировать культуру ЗОЖ;
              - учить преодолевать эмоциональное напряжение, стрессы;
              - знакомить с техникой безопасности на занятиях спортом
Данное направление включает в себя обеспечение условий для проведения оздоровительного, спортивно-игрового комплекса. В рамках этого направления проводятся воспитательные часы и беседы, тренинги, спортивные мероприятия, комплексы занятий по релаксации, экскурсии.

Мероприятия каждого направления разработаны с учетом возрастных особенностей познавательной и физической деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности, вариативности и методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучение в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм  предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации.


Категория: Здоровье
Просмотров: 590 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 1.0/1

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: