Пояснительная записка
Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.
Состояние здоровья учащихся за последние годы говорит о необходимости внедрения в воспитательный процесс программы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
Формирование ЗОЖ – проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболевания. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов ЗОЖ, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. В решении этой задачи большую роль играет, в первую очередь готовность к формированию ЗОЖ учащихся, личностный опыт сохранения и приумножения здоровья.
Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Наиболее эффективно формирование ЗОЖ происходит на основе личностно-ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоение гигиенических навыков, знания факторов риска и умение реализовывать на практике все средства и методы сохранения здоровья.
Актуальность решения данной проблемы определяется тем, что за последние годы, проявились отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей и необходимости в компетентностном подходе к формированию здорового образа жизни воспитанников
Поэтому программа «ЗОЖ» призвана создавать условия для целостного развития личности сохранения и укрепления ее физического и психологического здоровья, как одного из важнейших факторов, определяющих успех в самореализации и самосовершенствовании.
Программа «ЗОЖ » состоит из нескольких направлений здоровьесберегающих технологий, применяемых в нашем учреждении, в которых используется разный подход к охране здоровья:
- Медико-гигиеническое направление, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий и функционирование медицинского кабинета.
- Физкультурно-оздоровительное направление, направленно на физическое развитие воспитанников: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются в работе спортивных секциях и на спортивных мероприятиях.
- Экологическое здоровьесберегающее направление помогает воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о ней, укрепляет духовно-нравственное здоровье воспитанников.
- Направление по созданию условий для сохранения, укрепления и сбережения психического и физического здоровья воспитанников, путем разработки и реализации мероприятий по устранению на них патогенных факторов.
Современным обществом востребовано, не только качество воспитания, и совершенствования его структуры, но и укрепление здоровья воспитанников, и обеспечение психологического комфорта участникам воспитательного процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а так же устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детей, является строгая реализация здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания личности.
Цель: Обеспечение воспитаннику условий для здорового образа жизни,
вооружив его багажом знаний, умений и навыков необходимых для
ведения ЗОЖ.
Задачи: - формировать интерес воспитанников к укреплению своего здоровья;
- способствовать формированию умений и навыков, необходимых для
самостоятельного самосовершенствования;
- воспитывать культуру общения, формировать нравственные и
волевые качества;
- содействовать формированию позиций познания ценности здоровья
чувства ответственности за него.
Основные принципы реализации программы «ЗОЖ»:
Принцип непрерывности. Программа носит непрерывный характер на протяжении всего времени проживания в детском доме.
Принцип активности. Только через активную деятельность личность имеет возможность самореализовываться.
Принцип жизненной реализации. Об эффективности воспитательного процесса судят по тому, насколько успешными будут жизненные планы воспитанников и первые активные шаги по их реализации.
Принцип успеха. Для того, чтобы воспитательный процесс был положительным о оптимистическим, необходимо опираться на успехи и достижения детей.
Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.
Принцип наглядности.
Принцип учета возрастно-половых особенностей воспитанников в содержании мероприятий.
Принцип демократизации. Сотрудничество воспитателей и воспитанников.
Программа «ЗОЖ» рассчитана на три года. Каждый учебный год – это один из этапов по реализации программы, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
Структурные компоненты программы:
- Исследовательская деятельность
- Воспитательная деятельность
- Практическая деятельность
- Апробация
Пути реализации программы:
Для реализации программы используются следующие методы работы:
- Объяснительно-иллюстративный;
- Репродуктивный ;
- Проблемный;
- Методы стимулирования и поощрения;
- Практический
Формы работы:
Использование следующих форм работы обеспечит интерес и активность детей на занятиях:
- воспитательные часы;
- беседы;
- спортивные конкурсы;
- деловые игры;
- ролевые игры;
- диспуты;
- круглые столы;
- тренинги;
- политинформации;
- интеллектуальные игры
Обеспечение программы:
Психологическое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:
- учет индивидуальных и психологических особенностей;
- психолого-педагогическая диагностика
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- магнитофон;
- спортивный инвентарь;
- DVD проигрыватель;
- брошюры
Критерии эффективности программы:
Программа предполагает осознание воспитанниками ценности здоровья, как в личном, так и общественном плане, формирование негативного отношения к вредным привычкам, соблюдения общественной дисциплины и порядка. Процедура отслеживания эффективности программы будет отслеживаться по следующим критериям:
- участие в подготовке и проведении мероприятий;
- умение анализировать свою деятельность;
- активность воспитанника при проведении спортивных мероприятий;
- занятость в спортивных секциях;
- отсутствие вредных привычек;
- овладение санитарно-гигиеническими требованиями.
Прогнозируемый результат:
- создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья
воспитанников снижение количества простудных заболеваний;
- рост уровня физического развития воспитанников;
- повышение приоритета здорового образа жизни;
- повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Медико-гигиеническое направление программы «ЗОЖ»
Цель: Формирование понятия ЗОЖ
Задачи: - изучать и отслеживать состояние здоровья воспитанников;
- изучить особенности своего организма
- формировать санитарно-гигиенические навыки;
- способствовать снижению простудных заболеваний
Медико-гигиеническое направление включает в себя единую образовательно-оздоровительную систему физического воспитания. Работа по данному направлению ведется под руководством мед. Работников, она включает в себя:
- просветительскую деятельность;
- изучение особенностей своего организма;
- формирования позиций познания ценности здоровья и чувства ответственности
за него
В рамках данного направления введены элементы оздоровления в воспитательный процесс (уроки здоровья, беседы с медиками, оздоровительные минутки, деловые игры, утренняя зарядка, «Дни здоровья», показ фильмов, лектории).
Физкультурно-оздоровительное направление программы «ЗОЖ»
Цель: приобщение к разумной физической активности
Задачи: - способствовать физическому развитию детей;
- развивать силу, выносливость, быстроту;
- формировать навыки командной игры;
- формировать устойчивый интерес к потребности в регулярных
занятиях физической культуры и спортом
Основная идея физкультурно-оздоровительного направления заключается в том, чтобы, через занятия спортом формировать навыки ЗОЖ, прививать любовь к различным видам спорта, воспитывать у ребят уважение к самим себе и ответственное отношение к своему здоровью, обучать умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
В основном данное направление реализуется через:
- физкультурно-массовую деятельность;
- оздоровительную;
- спортивные секции
Экологическое направление программы «ЗОЖ»
Цель: воспитание у детей любви к природе
Задачи: - способствовать стремлению заботиться о природе;
- укреплять духовно-нравственное здоровье;
- приобщать к активной деятельности в сфере экологии
Экологическое направление помогает воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о ней, все это обладает мощным воспитательным воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье воспитанника. Данное направление реализовывается на воспитательных часах и беседах, экскурсиях, деятельности на свежем воздухе, показе фильмов, интеллектуальных играх, трудовых акциях.
Направление по созданию условий для сохранения, укрепления и сбережения психического и физического здоровья воспитанников
Цель: создание условий для развития психического и физического здоровья
Задачи: - способствовать укреплению здоровья;
- способствовать устранению влияния патогенных факторов и
окружающей среды на здоровье;
- формировать культуру ЗОЖ;
- учить преодолевать эмоциональное напряжение, стрессы;
- знакомить с техникой безопасности на занятиях спортом
Данное направление включает в себя обеспечение условий для проведения оздоровительного, спортивно-игрового комплекса. В рамках этого направления проводятся воспитательные часы и беседы, тренинги, спортивные мероприятия, комплексы занятий по релаксации, экскурсии.
Мероприятия каждого направления разработаны с учетом возрастных особенностей познавательной и физической деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности, вариативности и методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучение в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации.
|