Цель: повышение уровня педагогической культуры родителей по формированию ценностных ориентаций подростков.
Задачи:
- информировать родителей об особенностях подросткового возраста ребенка;
- обсудить с родителями значимость формирования у подростков ценностных ориентаций, умения ставить жизненные цели;
- ознакомить родителей с результатами анкетирования учащихся по выявлению предпочтений жизненных ценностей, жизненных целей, с рекомендациями по формированию ценностных ориентаций.
Вид собрания: тематическое.
Форма собрания: комбинированная.
Предварительная подготовка:
1. Анкетирование учащихся.
2. Подготовка презентации.
3. Подготовка текста выступления.
4. Подготовить анкеты и памятки для родителей.
Оборудование: презентация, раздаточный материал (памятка), результаты анкетирования учащихся, видеоролик, проектор, экран, бумага формата А4 и корзина для бумаг, мел.
Эффективные методы и приемы: упражнения.
Способы организации рефлексии и подведения итогов: упражнение.
Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других.
Г. Гегель
Уважаемые папы и мамы, гости нашего собрания!
«Каким будет будущее моего ребенка? Каких целей он добьется? Как сделать ребенка счастливым?» – пожалуй, эти вопросы являются лидерами самых популярных вопросов, которые взрослые любят задавать себе.
Сегодня с вами попробуем разобраться, что для детей является важным и приоритетным в их жизненном пути, какие ценности являются фундаментом при постановке целей, насколько эти цели истины, как они могут повлиять на их дальнейшую жизнь.
Поразмышляем, обменяемся мнениями и жизненным опытом и к концу нашей встречи сможем понять, как помочь детям осознать подлинные цели, не разочароваться в жизни и стать счастливыми взрослыми.
Тема нашего собрания «Жизненные цели подростков» и эпиграфом я выбрала слова философа Г. Гегеля «Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других».
- Предлагаю вопросы для обсуждения:
1. Каким вам видится будущее своего ребенка?
2. Как вы считаете, что может повлиять на формирование жизненных целей подростков?
(Ответы родителей)
Из ваших ответов понятно, что каждый родитель хочет видеть своего ребенка в будущем счастливым, успешным, нравственным человеком, с позитивными жизненными целями.
Подростковый возраст достаточно сложный и определяющий период в жизни личности. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения, убеждения, идеалы, нормы поведения человека, которые отразятся на всю дальнейшую жизнь. Происходят существенные изменения в самосознании ребенка. Для них становится важным осознавать себя, быть нужным в обществе, иметь жизненные цели. У них начинает выстраиваться духовный мир, в котором отражаются ценностные ориентации, потребности, социальная деятельность, жизненный опыт. На жизненные цели подростка оказывает воздействие семья, школа, СМИ, Интернет, друзья, родственники [1, с. 54-56]. К сожалению, последствия не всегда положительные и могут негативно отразиться на развитии личности.
Учеными установлено, что информация, поступающая с экрана телевизора, телефона подростками может приниматься некритически. Подростки верят почти всему, что читают и просматривают с телефона, смотрят с экрана телевидения. Исследователь Н.А. Матвеева считает, что ценности современного телевидения являются деформированными, они направлены на потребление, сомнительные моральные и культурные ценности. Это выражается в просмотре развлекательных передач, пропагандирующих исключительно материальные и анти-ценности [1, с. 30-32]. Интернет так же может оказывать негативное влияние. В Интернете нередко распространяется ложная, искаженная информация, состоящая из неподтвержденных фактов, пропагандирующая насилие, геноцид, «красивую жизнь». В итоге происходит разрушение нравственных ценностей подростков и личности в целом.
В такой ситуации окружающей действительности подростку сложно разобраться и понять, где в каком направлении двигаться, какие истинные цели, а где разрушающие, навязанные извне. Ребенку нужна помощь значимых взрослых. Важно помочь подросткам ставить позитивные жизненные цели и стремиться к их достижению.
Упражнение «Цель»
Цель: Упражнение наглядно показывает важность постановки целей.
Время: 10 минут
Для этого упражнения вам понадобится бумага формата А4 и корзина для бумаг.
На примере этого упражнения очень удобно показывать результаты целеполагания. Для этого упражнения вызываем добровольца. Просим встать его в двух метрах от корзины и забросить в нее как можно больше бумаги. Через минуту останавливаем его и пересчитываем бумагу. Например, получилось 20 листов.
Теперь вызываем следующего добровольца. Его задача — забросить больше 20 листов. Как правило, у него получается больше — 25–30 листов.
Теперь настал черед третьего добровольца. Вызываем его и даем вводную: «Вы видели, каких результатов достигли предыдущие участники. Как вы считаете, чего достигнете вы?»
• Как вы думаете, мы можем соотнести это упражнение с целеполаганием?
• На ваш взгляд, когда участники достигали лучших результатов — когда просто бросали бумагу, или когда перед ними стояла определенная задача?
• Когда эта цель была поставлена кем-то или ими самими? [4]
Под целью понимается полученный с помощью мышления идеальный образ будущего результата, достижение которого обусловлено мотивацией мыслящего субъекта и для опредмечивания которого должны быть предприняты определенные действия (Глазунов, 2008).
Психологи цели рассматривают в двух аспектах – что должно быть достигнуто и как это может быть достигнуто (Леонтьев, 2004).
Все цели жизни человека подразделяются на 3 группы:
- первая жизненная цель — создание своей личности;
- вторая жизненная цель — создание отношений с другими людьми;
- третья жизненная цель — создание отношений с окружающей средой.
Упражнение «Немного лучше»
Цель: Упражнение наглядно показывает важность постановки целей.
Время: 5–7 минут
Вызываем одного добровольца. Просим подойти к стене комнаты, поднять руки и дотянуться как можно выше. Отмечаем место, до которого он дотянулся, а потом просим попробовать еще раз. Отмечаем еще раз (как правило, в этот раз всегда получается выше).
Можно пригласить сразу нескольких добровольцев. Так упражнение будет ещё нагляднее.
Обсуждение:
Как это упражнение соотносится с планированием и постановкой целей?
Какие выводы мы можем сделать из этого упражнения? [4]
- Предлагаю немного подвигаться и поиграть.
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто ценит…»
Цель: введение в тему, создание рабочей атмосферы.
Описание: убирается стул ведущего за пределы круга. Ведущий, стоя рядом с кругом, произносит фразу:
«Поменяйтесь местами те, кто ценит…(дружбу, деньги, свободу, власть, семью, достаток, везение).
Те, кто считает, что это высказывание относится к ним, должны встать со своего места и перебежать на другое, освободившееся место. Задача водящего занять любое свободное место.
А теперь условно разделимся на две команды. Прошу занять свои места.
Вопросы для обсуждения:
- На что по-новому вы посмотрели благодаря данному упражнению?
- Как вы считаете, какие ценности для человека являются наиболее важными?
Случается так, что некоторые люди совершают поступки, которые требуют быстрых решений, много труда, делают невозможное.
Например, Ядвига Скоробогатая самая опытная паралимпийская спортсменка Беларуси, которой исполнилось 50 лет. Пять раз подряд она поднималась на пьедестал. Является призером в лыжной гонке, выступала и в биатлоне. Ядвига Скоробогатая в одном из своих интервью рассказала, как люди с нарушениями зрения соревнуются в стрельбе. «Стреляем на звук. На огневом рубеже надеваешь наушники и внимательно слушаешь. Когда звук наиболее тонкий — жмешь на курок. Угадал — значит, попал в цель. Нет — поехал на штрафные круги».
Роман Когодовский, учащийся 7 класса Занарочской средней школы 21 октября 2021 года во время пожара спас своего младшего брата, награжден орденом «За личное мужество».
Летчикам Андрею Ничипорчику и Никите Куконенко посмертно присвоено звание «Герой Беларуси» за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга. 19 мая 2021 года военный самолет Лидской штурмовой авиабазы Як-130 потерпел крушение во время учебно-тренировочного полета.
Что движет людьми, которые жертвуют своей жизнью во имя спасения другой? Почему люди усыновляют детей, оставшихся без попечительства родителей? Оказывают инвалидам материальную помощь на приобретение дорогостоящих лекарств, для заплаты за операцию? Совершают невозможное, превозмогая себя?
Вопросы для обсуждения:
Какие бывают жизненные ценности?
Какие ценности руководят людьми в ситуации сложного выбора?
Как жизненные ценности влияют на жизненные цели?
Под жизненными ценностями мы подразумеваем положительно значимые для конкретного человека (или группы людей) явления социальной и индивидуальной жизни (семью, любовь, дружбу, детей, материальное благосостояние, самореализацию, свободу, душевное спокойствие, счастье близких, творчество, нормативные представления о добре и зле и т. д.). Именно они регулируют поведение человека и определяют его жизненные цели и приемлемые способы их достижения. Без реализации этих ценностей индивид не чувствует себя полноценным человеком, не испытывает ощущения полноты бытия и удовлетворения от своей собственной жизни.
А. А. Черкасова дает такое определение: «Под жизненными ценностями мы понимаем совокупность социальных установок человека относительно наиболее важных, значимых для него предметов и явлений действительности, образующих смысл жизни» [2, с. 233].
На основе жизненных ценностей формируются мировоззренческие установки, ставятся жизненно важные цели, а их осознание является первичным этапом определения смысла жизни. В силу этого жизненные цели носят сугубо индивидуально-интимный характер, ибо выражают внутренний мир человека.
Ученые Ю.М. Плюснин, Г.В. Давыдова, опираясь на пирамиду потребностей А. Маслоу, обозначили пять групп ценностей:
1) группа низших ценностей, которые связаны с удовлетворением физиологических потребностей (простая жизнь, жизнь в удовольствие, благополучие);
2) группа ценностей, связанных с удовлетворением потребности в безопасности, личной и социальной защищенности (здоровье, жизнь, безопасность);
3) группа ценностей, связанных с удовлетворением потребности в социальных контактов, межперсональных связях (любовь, семья, общение);
4) группа ценностей, связанных с удовлетворением потребности в самоуважении (интересная работа, общественная признание, самостоятельность, равенство);
5) группа высших ценностей, связанных с самоактуализацией личности (продуктивная жизнь, свобода, творчество, познание, понимание, красота) (Плюснин, Давыдова 1996) .
В апреле проводилось исследование духовного мира ваших детей и его элементов, которыми являются жизненные цели и ценностные ориентации (жизненные ценности) в форме анкетирования. В анкетировании приняло участие 30 учащихся 8 классов: 14 девушек-подростков и 16 юношей-подростков.
Первый вопрос анкеты раскрывал проблемы ценностных ориентиров и приоритетов при выборе цели: «Можешь ли ты назвать цель (цели) своей жизни?». Ребята записывали 3 цели, распределяя их по степени значимости (Таблица 1).
Таблица 1 - Иерархия жизненных ценностей учащихся 8 классов
цели |
Девушки 14 |
Юноши 16 |
итого |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Иметь хорошую профессию |
13 |
93 |
13
|
81 |
26 |
87 |
Иметь хорошую семью, детей |
11 |
78 |
9 |
56 |
20 |
67 |
Открыть свое дело, предприятие |
7 |
50 |
8 |
50 |
15 |
50 |
Встретить большую любовь |
6 |
43 |
3 |
19 |
9 |
30 |
Иметь много денег |
4 |
29 |
2 |
13 |
6 |
20 |
Бороться со злом, за справедливость |
1 |
7 |
2 |
13 |
3 |
10 |
Научиться творить прекрасное (в искусстве, науке) |
1 |
7 |
0 |
0 |
1 |
3 |
Первые места в рейтинге жизненных целей юношей занимают: хорошая профессия (81%); семья, дети (56%); открытие своего дела, предприятия – 8 учащихся, 50% (Таблица 1). В общем рейтинге жизненных целей на четвертом месте разместилось желание «Встретить большую любовь», набрав 19%. Пятое место разделили цели: «Иметь много денег», «Бороться со злом, за справедливость» - 13%.
Перейдем к анализу иерархии жизненных целей девушек (Таблица. 1). Первые места в рейтинге жизненных целей девушек занимают: хорошая профессия (93%); семья, дети (78%); открытие своего дела, предприятия (50%).
Цели «Иметь хорошую профессию» и «Иметь хорошую семью, детей», «Открыть свое дело, предприятие» набирают в обеих группах девушек-подростков и юношей-подростков примерно одинаковый процент. С четвертого по шестое место заняли следующие цели: встретить большую любовь (43%); иметь много денег (29%); научиться творить прекрасное (в искусстве, науке), бороться со злом, за справедливость – 7%.
Необходимо отметить, сравнивая ответы девушек и юношей, что первые места в рейтинге жизненных целей цели практически совпадают: «Иметь хорошую профессию» и «Иметь хорошую семью, детей», «Открыть свое дело, предприятие», «Встретить большую любовь», «Иметь много денег».
Перейдем к другому элементу духовного мира подростка – жизненные ориентации. Подросткам было предложено оценить различные качества личности, ответив на вопрос: «Что тебе больше всего нравится в людях?» (из предложенных 19 вариантов ответов ребятам предлагалось распределить жизненные ценности и пронумеровать по степени значимости, от самой значимой к менее предпочтительной).
По результатам анкетирования юношей-подростков большинство юношей выбрали наиболее предпочитаемые (первые 3 варианта) ответы «Доброта, терпение»; «Умение дружить, жертвовать ради друга», которые в рейтинге заняли два первых места, набрав 63%, 50% (Таблица 2).
Полная информация во вложении.
|