Цель: формирование ощущения ценности собственной личности.
Задачи тренинга:
1. создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем;
2. определить собственную систему ценностей, научиться вербализовывать собственные чувства, мысли, эмоции без страха оценки и осуждения со стороны окружающих.
3. способствовать сформированию и развитию эмпатии как свойство личности;
4. способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Ход кинотренинга:
I. Психологический разогрев и настрой на работу в кинотренинге.
Приветствие.
Педагог-психолог: Добрый день ребята!
В последнее время мы много слышим и говорим об успешности, об удачливых людях, что успешным быть престижно, хорошо. Давайте разберемся, что же такое успех. Каким путем шли великие люди мира к своему успеху. Какими качествами характера необходимо обладать, чтобы достичь высот успеха, с какими препятствиями можно встретиться на этом пути.
Для каждого приготовлена рабочая карта, в которой вы будете отмечать свои действия, и записывать мысли, возникающие по ходу нашего занятия.
Раздача карт для заполнения в ходе кинотренинга. Объяснение порядка заполнения таблицы (Приложение 2).
Моменты фильма |
Мои чувства, эмоции, переживания, мысли |
|
|
|
|
Упражнение «Автобусная остановка»
Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется «Автобусная остановка». Когда люди ждут автобуса на остановке, что они делают? Думают, разговаривают, читают объявления и т.д. Сейчас мы будем делать похожие вещи.
На каждом столе лежат листы. На одном написано «ЗНАТЬ» - какие знания о себе вы хотите сегодня получить, на другом «УМЕТЬ» - какие навыки хотите освоить, на третьем «ИСПЫТАТЬ» - какой новый опыт хотите получить, пережить. Ваша задача записать на листе все, что вы считаете нужным, ничего не критикуя и не обсуждая. Через некоторое время я подам сигнал, и это будет значить, что «пришел автобус» и группам надо ехать на другую остановку, двигаясь по часовой стрелке, а лист остается на Остановке. Таким образом, каждая группа побывает возле каждого листа. Не нужно повторяться, прочитайте, что было сделано до Вас, и напишите что-то свое. Поехали.
Упражнение «Мысли мудрых»
На каждом столе лежит лист, на котором написано выражение известного человека об успехе и о путях его достижения. В течение 2-х минут обсудите данную фразу. Потом один представитель от каждой группы выскажет свое мнение.
II. Основная часть
Просмотр трейлера к художественному фильму «Легенда №17»
Вопрос для обсуждения:
- О чем этот фильм?
- Какое впечатление на Вас произвел данный фильм?
- Чем ценны для нас люди знаменитые? (Своими открытиями, своей пользой для людей)
Упражнение «Рассказ из образа».
Любой из участников садится на «горячий стул» и начинает рассказ из образа любого из героев фильма, отвечая на вопросы: что происходило, что он делал, что чувствовал, как он оценивает происходящее, какие эмоции он испытывал в ходе происходящего и т.п. После того, как он заканчивает свой рассказ, остальные участники тренинга задают вопросы, обращенные к человеку в образе, т.е. фактически к герою фильма.
Первый участник рассказывает из образа Харламова, второй из образа Тарасова.
Упражнение «Анализ личности героя».
Данное упражнение проходит в виде свободной, но контролируемой тренером дискуссии участников, где они свободно обсуждают и высказывают собственное мнение по поводу личности Харламова и Тарасова. Тренер следит за тем, что бы все могли высказать свое мнение, чтобы не было «выскакивания» из упражнения в другие формы (например, когда участники вместо обсуждения личности героя, начинают обсуждать личности друг друга).
Упражнение «А как бы я поступил на его месте?»
Метод критического инцидента.
Участники определяют те события в фильме, которые являются ключевыми для судьбы героя, и рассматривают их с собственной «колокольни», т.е. что в действиях героя было правильным, что неправильным, и как бы они поступили на его месте, а также какие в принципе возможны варианты, чем они обусловлены, какие из них предпочтительнее и почему.
Вопрос для обсуждения трейлера:
-Какие ключевые моменты фильма Вы отметили у себя в таблице? (разбор моментов, чувств, эмоций и переживаний в связи с этим).
-Что Вас больше всего поразило и удивило в фильме?
-О чем заставляет задуматься этот фильм? Какие мысли и чувства у Вас остались после просмотра и обсуждения?
III. Заключительная часть. Информирование о качествах успешной личности. Обеспечение учащихся соответствующей памяткой.
Работа в группах «Формула успеха»
Педагог-психолог: Завершая наше занятие, я предлагаю вам поработать в группах. Ваше задание создать формулу жизненного успеха и представить ее всем
Упражнение «Чемодан»
Собираясь в дальнюю дорогу, человек берет с собой необходимые вещи, собирает чемодан. На пути к успеху каждому может потребоваться что-то свое. На листочках напишите, что бы вы взяли с собой в жизненный путь к успеху, и прикрепите на наш чемодан. (Чемодан нарисован на листе ватмана и прикреплен к доске.)
Наше занятие подходит к концу. Давайте вернемся к ожиданиям, которые вы записали. Проанализируйте, что получилось, что нет. Если после нашего занятия, вам захочется подумать о своей жизненной цели, о том, что для вас в этой жизни важно. Значит, мы сегодня провели время с пользой. Заполните до конца ваши рабочие карты.
Учащимся вручаются памятки (Приложение 2)
Благодарю всех за работу!
|