Дата и время проведения урока: 07.11.23 (40 мин.)
Тема урока: Понятие «симметрия» и «асимметрия»
Номер урока: 1
Тип урока: комбинированный.
Цель: научить применять знания на практике симметрия и асимметрия при выполнении композиции, выполнение упражнения из геометрических фигур.
Задача урока:
а) обучающая: дать теоретические знания о симметрии и асимметрии в природе и искусстве, учить применять теоретические знания на практике при выполнении композиции, закрепить знания, полученные на уроке, в ходе самостоятельной работы.
б) развивающая: содействовать развитию художественного вкуса, чувства уравновешенности композиции, развитие наблюдательности, активизация творческого воображения.
в) воспитывающая: воспитание интереса к предмету, развитие творческого мышления, исполнительности, аккуратности, воспитание внимания на уроке, воспитание самостоятельности и ответственности.
Материалы для учащихся: бумага(формат А3), графитный карандаш ТМ, ластик, акварельные краски, кисточки, палитра.
Оборудование: Формат А3, геометрические фигуры.
Материалы и наглядные пособия для учителя: примеры работ, выполненные акварелью, бумага (формат А3), простой карандаш (ТМ), ластик; презентация, видеопроектор.
Интеграция: живопись, композиция, прикладное творчество, геометрия.
План урока:
№п |
Этапы урока, время. |
Деятельность преподавателя
|
Деятельность учеников |
Применяемые методы |
1 |
Орг.момент
2 мин
|
Приветствие. Организационный момент – проверка готовности к уроку.
|
Подготовка рабочего места.
|
Беседа |
2 |
Постановка целейи задач урока
3 мин
|
Подводит учеников к определению темы, цели и задач урока. Мотивация к активной деятельности.
|
Понимание темы урока. Принятие целей и задач своей деятельности.
|
Беседа, наглядные |
3
|
Повтор пройденного материала
5 мин |
Отвечают на вопросы
Физминутка |
Активно работают. Выявляют связи изучаемой темы с изученным ранее. |
Игра, наглядные
|
4
|
Основная часть урока. Объяснение темы
10 мин |
Организация беседы с обучающимися.
Организация аналитической работы с обучающимися.
Упражнение (Приклеить готовые геометрические фигуры) |
Восприятие рассказа учителя.
Отвечают навопросы учителя, делают выводы. Проводят аналитическую работу (наблюдение и сравнение). Составляют алгоритм выполнения натюрморта. |
Объяснение учителя с демонстрацией презентации.
Беседа по новому материалу.
Аналитическая работа. |
5 |
Практическая работа (применение полученных знаний на практике).
15 мин |
Организует практическую работу по выполнению рисунка. Называет задание и условия его выполнения.
|
Выполняют практическую работу по составленному алгоритму.
|
Практическая работа.
|
6 |
Контрольно-оценочный этап.
3 мин |
Организует проверку работ, самооценку по критериям.
|
Анализируют и оценивают работы. Самооценка, взаимооценка.
|
Контрольно-оценочные
действия.
|
7 |
Рефлексия. Подведение итогов урока.
2 мин |
Подводит итоги урока. Выясняет достижение цели, выполнение задач урока. Делает вывод по уроку. |
Определяют степень достижения цели урока, ставят цель на следующий урок
|
Беседа
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Ход урока:
1. Организационная часть
- приветствие класса,
- проверка отсутствующих,подготовка рабочих мест,
- организация внимания.
2.Постановка целей и задач урока
П: Скажите своими словами, как вы понимаете что такое симметрия?
У: Отвечают как они это понимают. -Это когда две стороны равны.
П: А что такое асимметрия?
У: Это когда две разные стороны разные.
П: Симметрия и асимметрия встречаются в нашей жизни, в природе, в искусстве постоянно, это понятия универсальные.
Симметрия-это соразмерность, пропорциональность частей, расположенных по обе стороны от середины, центра.
Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии. Чаще всего термин употребляется в отношении визуальных объектов и в изобразительном искусстве. В художественном творчестве асимметрия может выступать в качестве одного из основных средств формообразования.
3. Повтор пройденного материала
Мы уже касались понятий симметрии и асимметрии на уроках рисунка, строили симметричные фигуры. Симметрия - это мир вокруг нас. Скажите где вы встречаете в нашей повседневной жизни с симметрией?
У:Железная дорога, колесо человек, соты, квадрат, круг, кувшин, сережки, снежинка, орнамент, бабочка.
4. Основная часть урока. Объяснение темы
П: Слово «симметрия» в представлении людей фигурирует как элемент чего-то правильного, совершенного, а значит, прекрасного. И это совершенство человек много веков назад уже стремился отразить в музыке, поэзии, архитектуре.
Симметрия в широком смысле - это неизменность каких-либо преобразований. Так, двусторонняя симметрия означает, что левая и правая сторона относительно какой либо плоскости или линии выглядят одинаково. Если сферическое тело (шар) вращать в пространстве вокруг своей оси, то вид его не изменится.
П: Какие предметы вам попадались с асимметрией?
У: Ответы учеников сережки, дерево и т. д. Приложение
П: Асимметрия - это понятие, противоположное симметрии, это нарушение равновесия, неупорядоченность.
В природе симметричны кристаллы, формы человека, животных, это помогает им держать равновесие при движении, быть жизнестойкими, рационально использовать энергию. Асимметрия также широко распространена в мире. Например, внутренние органы человека расположены асимметрично. Молекулы ДНК тоже асимметричны. Их спираль всегда закручена вправо. В неживой природе молекулы, в основном, симметричны, а вот в органических веществах ярко выражена асимметрия.
В природе симметрия и асимметрия – это две противоположности; там, где ослабевает симметрия, там усиливается асимметрия и наоборот.
Но строго говоря, нет ничего абсолютно симметричного; если мы будем что-то рассматривать в природе, в человеке, то мы увидим незначительные отклонения одной из сторон от центральной оси ( в лице человека например, всегда есть отклонения). А в искусстве принцип симметрии применяется тоже с отклонениями, добавлениями, изменениями насыщенности элементов композиции. В природе случаи идеальной симметрии практически единичны, а вот в архитектуре, технике, предметах быта их очень много (храмы древней Греции).
- Какое впечатление создает симметричная композиция? (Впечатление покоя, тишины, торжественности, уравновешенности). Приложение
- А какое впечатление оставляет асимметричная композиция? (Ощущение движения, беспокойства).Приложение
Художники в асимметричной композиции располагают объекты самым разным способом, в зависимости от сюжета и замысла. И правая и левая части могут быть как уравновешены так и неуравновешенны. Достигнуть равновесия можно с помощью весового соотношения крупной и нескольких мелких или средних частей, вертикальных и горизонтальных линий.
Еще раз закрепим понятия:
- С помощью какого понятия в композиции можно передать движение, динамику? (У: асимметрия)
- С помощью чего можно передать ощущение статики, спокойствия? (У: симметрия).
П:Сейчас мы выполним упражнение на симметрию, и асимметрию.
Каждому раздала листочки, и вырезанные геометрические фигуры, на листах два пустых квадрата, вам нужно придумать две композиции слева симметрично, справа асимметрично и приклеить геометрические фигуры,. Дети, используя геометрические элементы, создают симметричные композиции, а после этого асимметричные композиции, но уравновешенные.
Физкультминутка немного отдохнем
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять.
Плавно руки опустили,
всем улыбки подарили.
Сели тихо и сейчас мы с вами будем рисовать!
После этого дается задание на развитие творческого воображения.
Берем лист белой бумаги А.3, делим на два квадрата и придумываем свою композицию из геометрических фигур, ваша композиция должна быть с одной стороны асимметричной, с другой симметричной потом переходим к акварели.
Посмотрим примеры таких композиций в квадрате (работы учеников). Приложение
5. Практическая работа
Последовательность выполнения композиции:
1. Чертим квадрат 20 на 20 см слева и права.
2.Продумать композицию и выполнить набросок карандашам с двух сторон . Желательно, чтобы был один крупный элемент, 2-3 средних и несколько мелких.
3.Набросок простыми карандашами, чтобы было равновесие зрительное. Учитель подходит к каждому ученику и помогает проверяет правильно ли ребята нарисовали композиции фигур. Только после этого можно начинать в цвете.
6. Контрольно-оценочный этап.
П:Когда приступаем к цвету лучше всего выполнить композицию используя две пары дополнительных цветов.
Самостоятельная работа учащихся над композицией. Учитель помогает индивидуально каждому ученику.
7. Рефлексия. Подведение итогов урока.
После завершения работ учащиеся раскладывают выполненные работы на полу. Проводим анализ работ. Говорим об удавшихся моментах композиций и ошибках, что удалось, а что не совсем получилось в работах.
Еще раз повторяем:
-Что такое симметрия, и какие чувства она вызывает?
-Что такое асимметрия, и какие ощущения она вызывает у зрителей?
Итак, мы изучили сегодня понятия симметрии и асимметрии и попробовали эти понятия применить в собственных композициях. Вспомним, что с этими понятиями тесно связаны динамика и статика, равновесие. Увидели, что в природе и в искусстве часто встречаются эти понятия.
Домашнее задание: понаблюдать вокруг, когда вы идете в школу, гуляете что вам встречается асимметричное и семеричное.
|