Организация занятий с дошкольниками в условиях реализации ФОП ДО
СЛАЙД (название темы и автор)
Вступление
Перед каждым педагогом рано или поздно возникает вопрос- «Какая деятельность будет интересной для детей? Где много всего красочного? Или где сам воспитатель в эпицентре событий – объясняет, рассказывает, изображает?» Да, это может быть интересно детям. Но все же, интересно будет тогда, когда с детьми РАЗГОВАРИВАЮТ, интересуются их мнением, планами, идеями, когда их слышат и считаются с мнением каждого.
Разработчики ФОП ДО вернули понятие «занятие» в практику и определили каким оно должно быть.
СЛАЙД (определение занятия по ФОП ДО)
Занимательное и интересное для детей дело, которое их развивает, – так определяет занятие ФОП ДО. Оно может быть в виде образовательных и проблемно-обучающих ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, творческих и исследовательских проектов и т. д. Педагог это решает самостоятельно. Занятие не регламентирует образовательный процесс. Главное, чтобы в рамках времени, которое отведено на совместную с детьми деятельность, педагог учитывал их интересы, желания, образовательные потребности. (п. 24.12 ФОП ДО) На первый взгляд, все это знакомо, но федеральная образовательная программа мотивирует искать баланс между дидактикой и базовыми дидактическими принципами и строить занятия по-новому.
Занятие является формой организации обучения наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и др. Занятие может проводиться в виде:
- образовательных ситуаций;
- тематических событий;
- проектной деятельности;
- проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей;
- творческих и исследовательских проектов (п. 24.12 ФОП ДО).
Главное при организации любой детской деятельности - это деятельностный подход. То есть осуществляя любое дело (деятельность) дошкольник, проживает несколько этапов, которые будут всегда, в любом деле, не смотря на его длительность и серьезность.
В ФГОС ДО (2.7) определены специфические виды деятельности дошкольников, наша задача создать такие условия, в которых дети смогут приобрести позитивный опыт эффективного проживания каждого этапа любой деятельности, в том числе и занятия.
Представляю вашему вниманию, этапы, через которые проходят любая детская деятельность.
СЛАЙД (перечисление всех этапов без определения)
1.Первый этап любой деятельности – мотивация. Ключевым для ребенка на данном этапе будет вопрос «Для чего мне это?»
2.Второй этап – осуществление планирования. Ключевым для ребенка на данном этапе будет вопрос «Как я это буду делать?»
3.Третий этап – реализация замысла «Я сделаю это сам!»
4. Четвертый этап – рефлексия (самоанализ) Ключевым для ребенка на данном этапе будет вопрос «Что и почему у меня получилось?»
Далее мы будем говорить о том, как лучше организовать каждый этап детской деятельности.
СЛАЙД (мотивация –определение)
I этап - МОТИВАЦИЯ
На первом - мотивационном этапе, обычно педагоги применяют прием «Эмоционального крючка».
Как правило это:
- приход гостя;
- неожиданный стук в дверь;
- громкий звук (например, звук звонка, гудок паровоза и пр.);
- новый, необычный предмет.
Выполняли ли они свою задачу? Почти всегда. Дети действительно реагируют на такие «вбросы», их достаточно легко завлечь. А вот удержать внимание детей гораздо труднее.
Без какого элемента интерес детей к деятельности быстро иссякнет (без детской мотивации» или без «эмоционального крючка»? Однозначно без детской мотивации, т.е. без осознания личностно значимой задачи для каждого ребенка.
Задача педагога на мотивационном этапе – простая. Надо сделать так, чтобы дети захотели что-либо делать! И, оказывается, захотеть можно по - разному. В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека.
СЛАЙД (надпись Виды мотивации и перечисление их)
Виды мотивации
Внешняя мотивация - обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).
Внешнею мотивацию можно поделить на:
- отрицательную мотивацию,
- положительную мотивацию.
Внутренняя мотивация — это мотивация, связана с содержанием деятельности (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.) Внутренняя мотивация - эффективная и стойкая. То есть у воспитанников должен быть внутренний мотив деятельности.
Пример
У педагога по плану занятие по лепке, на котором он предлагает детям слепить поросенка из пластилина. Педагогическая цель – научить воспитанников лепить животное из шара. Это то, что нужно взрослому, но не ребенку. Согласно методике проведения занятия, педагог должен объяснить воспитанникам, как делать, потом показать действия, потом повторить и закрепить. Но этого недостаточно для успешного занятия. Важно, чтобы дети поразмышляли, и у них возник внутренний мотив деятельности. Для этого педагог может сначала задать вопрос «Как бы нам превратить этот шарик пластилина в животное?». Затем важно выслушать ответы детей и обобщить их. При этом педагог не должен забывать про свою педагогическую цель. Далее можно перейти к показу и предложить детям попробовать слепить поросенка или того, кого они захотят. В этом случае педагог взаимодействует с детьми на равных, как партнер, и у них появляется выбор. Когда у детей есть выбор, значит, педагог создал условия для инициативных действий воспитанников, поддержал их инициативу. Дети и поговорили, и подумали, и сами решили, кто кого слепит.
Современный подход к организации занятий предусматривает два субъекта совместной деятельности – это дети и взрослый, у которых должны быть свои цели на занятии. Если сформулировать свою, педагогическую, цель у педагогов обычно не составляет труда, то определить детскую цель – это уже задача со звездочкой. Часто педагоги о ней не задумываются, и это большой минус. Хорошим показателем будет то, что педагог четко понимает, какую цель ему необходимо достичь в ходе занятия с детьми. Он может аргументировать актуальность этой цели с учетом ФГОС ДО, ФОП ДО, образовательной программы детского сада, планируемых результатов для своей возрастной группы. На занятии педагог создает условия, когда дети включаются в совместную деятельность, проявляют заинтересованность и инициативность, у них есть возможность выбирать.
Существует множество мотивационных ситуаций, например:проверить свою смекалку, пополнение развивающей среды «для себя», подготовка важного события, обнаружение в группе «ненужных вещей», попробовать себя в разных профессиях: узнать интересно/легко или нет, найти сокровище, приглашение в гости, проверить верно или неверно чье – либо предположение, убедить кого – либо в чем либо, рассказать о себе, готовим сюрприз, научить того, кто не знает, дать «вторую жизнь» вещам.
Рассмотрим для примера мотивационную ситуацию:
«Обнаружение в группе ненужных вещей».
Педагог: «Ребята, сегодня в центре исследования и экспериментирования, я нашла пластиковые стаканчики, они занимают место. Как вы думаете, нам их выкинуть? Или они могут для чего – то пригодиться? Какие будут идеи?
В конце занятия, педагог может задать рефлексивные вопросы детям:
Зачем мы этим занимались?, Может просто нужно было выкинуть? Как мы помогли природе?
Отвечая на такие вопросы, дети смогут прийти к выводу: Прежде чем что-то выкидывать, нужно подумать, как эту вещь можно еще использовать.
В процессе обсуждения мотивационной ситуации дети начинают высказываться. Педагог должен быть готов к тому, что высказывания детей будут разными.
Педагог может поддержать эффективное предложение фразами:
-Прекрасная мысль!
-Это интересно!
-Замечательная идея!
-Спасибо! Классно!
-Так может быть!
-Сейчас подумаем над твоей идеей!
-Супер-мысль! Давай поразмышляем, сможем ли, сейчас это сделать!
-Это интересно…а у нас необходимое есть?
-Любопытно! Как правильнее будет сделать?
-Я услышала тебя! Как ты считаешь, так будет правильно поступить? Мы никого не обидели?
-Необычное предложение…Друзья. давайте подумаем о нём минуточку…
-Ты оригинален! Но уверена в твоей голове есть более разумные идеи. Попробуй их найти!
-Вот это предложение! Ребята, что скажете?
-Я услышала тебя! Но так поступить мы не сможем. Как думаешь, почему?
Задача педагога – по ходу обсуждения быть координаторами детского общения, услышать каждого ребёнка. Нужно побуждать детей размышлять, об эффективности и разумности своих предложений.
СЛАЙД (надпись Этап планирования детской деятельности и ниже вопрос «Как я буду это делать?)
После того, как все предложения высказаны детьми, наступает время принятия решений, перед ребёнком стоит задача решить, что, как, с кем он будет делать. А значит наступает второй этап – Планирование детской деятельности, на данном этапе ключевым вопросом для ребенка будет «Как я буду это делать?» При планировании детской деятельности, давать детям возможность выбора.
СЛАЙД (надпись Виды принятия решений, ниже: Общее Индивидуальное без описания)
Существует два вида принятия решений:
Общее одно на всех решение.
Это будет удобно, при освоении какого-либо нового способа действия или формирования представлений о чем-либо.
Индивидуальное решение, (ребёнок принимает самостоятельно решение о способе, средствах, которыми он воспользуется). Целесообразно использовать этот вид принятия решений, когда мы тренируемся, закрепляем, творим, то есть придумываем что-то новое и необычное.
СЛАЙД (способы принятия общих решений и просто их названия)
Более подробно остановлюсь на способах принятия общих решений
1)«Договор», один из самых распространённых способов, который используют педагоги. Умение договариваться очень пригодиться детям в будущем. Но этот способ работает не всегда.
В этом случае педагог может использовать такие способы принятия общих решений как:
2) «Считалка» Традиционный способ. Не в коем случае не считайте сами! Это детская деятельность, их выбор, их ответственность. Мы можем только помочь организовать считалку.
3) «Жребий» В качестве жребия можно использовать, что угодно(монетку, счётные палочки разных цветов, предмет мелкий, находящийся в какой-либо руке).
4) «Кубик выбора»
Можно воспользоваться специальным кубиком выбора. Сделать его очень просто. Пластмассовый кубик с шестью гранями. На каждую грань кубика нужно наклеить цифру от 1 до 6. Этот способ подойдет, когда вариантов для выбора много, он поможет быстро и интересно выбрать единственный. Кубик выбора поможет научиться детям выбирать и принимать результаты, соблюдать все принятые вместе решения.
СЛАЙД (название этапа и «Я делаю это сам!»)
После принятия детьми решений наступает третий этап – Реализация собственного замысла или «Я делаю это сам!»
В зависимости от того, какую позицию занимает ребенок, от педагога может потребоваться помощь:
СЛАЙД (Виды помощи и ниже их перечисление, без описания)
Виды помощи:
Стимулирующая помощь организует ребенка, обостряет внимание, «включает» его в работу, уточняя суть задания, стимулирует его самооценку, указывает на наличие ошибки и необходимость проверки своих действий.
Направляющая помощь «ведет» ребенка от совместного с педагогом первого шага к следующим самостоятельным шагам. Такая помощь обращает внимание на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план дальнейших действий.
Обучающая помощь при совместном (педагог с ребенком) выполнении задания, во-первых, не оставляет ребенка за гранью невыполнения задания, во-вторых, от действия по аналогии (по прямому научению) переводит на все более сознательные и самостоятельные действия.
Прежде чем оказывать направляющую и обучающую помощь ребенку, убедитесь нужна ли она ему. И вы удивитесь, как часто в ответ он будет говорить: «Нет»! Самое главное не делать за ребёнка.
Так же в процессе реализации детьми собственного замысла педагогу следует придерживаться следующих рекомендаций:
Не быть транслятором на занятии
Транслятор – это педагог, который все занятие или рассказ о чем-то строит только на трансляции. Он долго говорит, показывает презентацию. В этом случае воспитанники не участвуют в совместной деятельности. Единственная их деятельность – они слушают то, что им рассказывает педагог. Педагога-транслятора легко определить по конспекту занятия – в нем только его монолог, нет вопросов к детям. Он не создает условия, чтобы воспитанники подумали, поразмышляли и поговорили. В интернете таких конспектов сейчас огромное количество. Это традиционные занятия, но если мы говорим о современном подходе к занятию, то такого быть не должно.
Пример
В начале занятия педагог спрашивает у детей: «На чем мы отправимся в путешествие?». Дети начинают предлагать разные варианты, перечислять виды транспорта. Далее педагог говорит: «А вы путешествовали на воздушном шаре?». И в этот момент он поступает не очень честно, потому что не предлагает детям выбора, а следует своему заранее подготовленному конспекту. Затем звучит монолог педагога, и дети теряют интерес к занятию. Если педагог спросил воспитанников, то ему должно быть неважно, что именно они придумают, – он следует за детьми, перестраивает маршрут, меняет свою роль. А если в конспекте есть условие, что путешествие будет на воздушном шаре, нужно честно детям об этом сказать и обозначить эти условия: «Мы полетим с вами сегодня на воздушном шаре».
Есть ситуации, когда педагог должен выступить именно в роли транслятора. Например, когда нужно сообщить детям правила безопасности: как работать с ножницами, спускаться по лестнице, выполнять упражнение. Также это зависит от возраста воспитанников: чем меньше дети, тем больше педагог выступает в роли транслятора. В старших группах, даже когда педагог сообщает детям важную информацию, новые знания, эта роль должна быть минимальной.
Педагог сам выбирает свою роль на занятии. Важно при этом не выкладывать детям все знания сразу, а выступить, например, в роли навигатора. Как равноправный участник совместной деятельности педагог может «подобывать» их вместе с детьми, показать им путь – сделать так, чтобы они сами их открыли. Перед вами таблица, отражающая роль воспитателя на занятии.
СЛАЙД с таблицей, можно зачитать только роли педагогов, без содержания.
Роль |
Содержание деятельности |
Педагог-наставник |
Педагог передает детям нормы, культурные образцы, традиции, обучает приемам, способам, прежде всего собственным примером |
Педагог-партнер |
Педагог разделяет с детьми процесс узнавания, проб, поиска, вопрошания, выбора. Педагог не имеет готовых ответов, но имеет право голоса |
Педагог-модератор |
Педагог участвует вместе с детьми в процессе, но направляет его, сопровождает и координирует. |
Педагог-организатор |
Педагог создает условия для самостоятельной деятельности детей, например, готовит материалы в центры активности. В деятельности не участвует |
Педагог-наблюдатель |
Педагог наблюдает за самостоятельной, спонтанной деятельностью детей, но не участвует в процессе, не организовывает его, не сопровождает |
Чтобы не транслировать информацию из конспекта, можно упаковать ее разными способами. Например, инициировать беседу. Важное значение при этом имеют вопросы, которые педагог задает воспитанникам. Научиться правильно их формулировать и задавать – большой успех. Вопросы должны быть открытыми, чтобы дети сами все рассказали педагогу.
Другой прием не говорить на занятии самому, а предоставить эту возможность детям, – использовать картинки. В этом случае воспитанники включатся в совместную деятельность, разложат картинки и сами расскажут, что на них.
Дефицит раздаточных материалов еще 10 лет назад считали большим минусом в части подготовки педагога к занятию. Старший воспитатель за это всегда делал замечание. Сейчас этот прием помогает педагогу запустить коммуникацию, направить детей и поддержать их интерес к занятию
Часто на занятиях педагоги используют такой прием – создают проблемную ситуацию и предлагают детям что-то поискать: «А давайте мы с вами поищем...». Не всегда это поисковая деятельность, и часто она не имеет никакого смысла. Но педагог должен понимать, для чего он инициирует эту деятельность, к чему подводит детей.
Другой вариант, когда педагог выступает в роли провокатора и создает ситуацию дефицита – не хватает фломастеров, карандашей, листочков, деталей конструктора и пр. Тогда посыл будет совсем другим: «Ребята, давайте поищем, где нам это взять. Поищем выход. Нам не хватает одной детали», «Как мы можем очистить воду?», «Из чего нам сделать светофор?». С помощью таких провокаций педагог будет развивать у детей универсальные действия, которые у них западают. Это сложно, но нужно пробовать и учиться. Хорошим показателем будет то, что в конспекте педагога нет длинного монолога и есть открытые вопросы к детям. На занятии педагог проявляет гибкость, легко перестраивается, учитывает интерес детей. И воспитанники, и сам педагог вовлечены в совместную деятельность как равноправные участники.
Важный момент: Давать детям четкие инструкции
Еще одна ошибка, которую допускают педагоги на занятии, – дают детям нечеткие инструкции. Вроде бы педагог что-то сказал, но никто ничего не понял. При этом он еще и не отрывается от конспекта. В этой ситуации не должно быть вопросов к детям. Все вопросы к педагогу, его роли, уровне подготовленности и как он себя ведет на занятии.
Часто педагоги в помощь себе используют различные спецэффекты – для антуража. Например, оформляют группу по теме занятия, загромождают помещение различными декорациями. На детей все наваливается, и они не знают, как им действовать. Воспитанникам нужен не антураж, а четкие инструкции: педагог сказал, и они уже представили, что в лесу. В при этом никаких елок в группе нет. Есть педагог, есть дети, а все остальное – какие-то приспособления для самого педагога. Например, сумочка, в которой нужные для занятия картинки.
Уметь давать детям четкие инструкции – очень важный навык. Он нужен и для занятий в группе по плану, и когда педагог показывает открытое занятие или проводит занятие с детьми в другом детском саду в рамках конкурсного соревнования. Занятие можно считать успешным, если педагог дает детям четкие инструкции, и они им следуют. При этом педагог хорошо подготовлен – свободно общается с воспитанниками и не подглядывает в конспект. Для решения задач он использует необходимые материалы и оборудование, которые не отвлекают детей. На последнем пункте остановимся подробнее. Чтобы сконцентрировать внимание детей, которые устали, отвлекаются, разбаловались, перевозбудились, педагог может использовать различные приемы переключения концентрации и внимания:
Используя приемы переключения концентрации и внимания, педагог постепенно избавиться от дисциплинированных реплик, которые мешают созданию адекватного эмоционального фона.
СЛАЙД (Открытые и закрытые вопросы, можно написать определение)
После того, как дети приступят к реализации собственного замысла педагог может подключиться – обогащая деятельность детей вопросами. Эффективно использовать открытые вопросы, которые могут вдохновить детей на выдвижение собственных гипотез, сочинение новых рассказов или на предугадывание результатов определенных событий.
Закрытые вопросы, требуют от детей вспомнить только содержание темы или фрагмент собственного опыта, кроме того они предполагают односложный ответ.
Рассмотрим, как может звучать открытый и закрытый вопрос, например, при рассматривании иллюстрации с изображением бабочки. Педагог задает вопрос: «Сколько крыльев у бабочки?». Каким будет ответ детей? Односложным! На этом ответе закончатся размышления детей и их речевая активность. Очевидно, что этот вопрос ЗАКРЫТЫЙ.
Если же педагог спросит детей о том «Как выглядит бабочка?» Дети перейдут к ее описанию, ответы будут разными и их будет много. Этот вопрос – ОТКРЫТЫЙ. Чтобы дети ГОВОРИЛИ, их нужно правильно спрашивать! И в этом, педагогу поможет умение формулировать к детям открытые вопросы! Открытые вопросы – это вопросы, которые предполагают развёрнутый ответ и даже речь собеседника. Открытые вопросы начинаются со слов:
- что
- как
- какой
- почему
- зачем
- а что вы думаете о…
- расскажи о…
- что вы думаете о…
Открытые вопросы для начала беседы с детьми. например, можно спросить детей: «Что вам нравится в кошках?, Как могут кошки играть?, Что любят кошки?»
Открытые вопросы как итог беседы например, «Что бы было если, Буратино слушался папу Карло?, Как бы ты поступил если бы был Буратино (Мальвиной, котом Базилио и т.п.)
Открытые вопросы для описания деятельности. Один из самых удачных моментов разговорить детей – это моменты их деятельности. Ведь намного легче говорить о том, что делаешь в данный момент.
- Что ты хочешь нарисовать?
- В чём смысл твоей картины?
- Как ты будешь строить ракету?
- Чем обрадовать Деда Мороза?
- Как развеселить маму?
- Какие добрые поступки мы можем совершить?
И даже для малышей:
- Чем накормить куклу?
- Как приготовить суп?
- Как помочь зайчику?
Открытые вопросы для определения причин и следствий:
- Что случиться если…
- Что вы сделаете когда станете учёными?
- Почему малыш грустит?
- Зачем люди дарят друг другу подарки?
СЛАЙД ( надпись Ситуация успеха, можно с определением))
Если ребенок, осуществляя свою деятельность, не видит положительного результата, то желание достигать результата у него исчезнет. Наша задача, состоит в том, чтобы дать ребенку возможность пережить радость достижения цели, осознать свои возможности, поверить в себя. То есть создать ситуацию успеха, для каждого ребенка!
Полная информация во вложении
|