|
Перспективный план по ознакомлению детей с родным краем
| 30.10.2020, 17:06 |
Рощина Ольга Леонидовна воспитатель |
Перспективный план по ознакомлению детей с родным краем. Подготовительная к школе группа. Задачи: 1. Формировать у детей представление о Родине как месте, где человек родился и вырос, где он живет. Продолжать знакомить детей с символикой республики Башкортостан и России, развивать общее представление о значении цветов, эмблемы цветка курая. Приобщать к культуре и традициям родного края. Формировать у детей бережное, созидательное отношение к своему городу.
2. Активизировать поисково-познавательную деятельность детей через различные формы работы. Развивать мыслительные способности путем отгадывания загадок, развивать координацию, ловкость, быстроту, выносливость, развивать речевую активность детей. Развивать у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к родному краю, городу; чувства любви и уважения к народам разных национальностей. Воспитывать потребность узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их. Воспитывать чувство уважения к людям труда, знаменитым землякам. Сентябрь Организованная деятельность Совместная деятельность воспитателя и детей 1. ОД. ОД. «Наша республика Башкортостан» • Задачи: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане. Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине. Воспитывать любовь к родному краю. 2. Беседа «Я живу в Башкортостане» Рассказать легенду о происхождении башкир; уточнить у воспитанников представление о родной земле, республике, в котором они живут, о природе, богатстве Башкортостана. 3. Оформление альбома «Я и мои друзья». 4. Рассматривание иллюстраций о Башкортостане. Рассказывание башкирской легенды «Сказка про Асылыкуль» 5. Просмотр слайдов «Природные богатства Башкортостана». 6.Чтение рассказов Ф. Губайдуллиной «Гюльгизар», «Красиво ли имя Хадия?», «Красивый двор», чтение стихотворений Ф Рахимкуловой «Откуда родом ты?», К Киньябулатовой «Много у меня друзей», Т. Искандаровой «Башкирский язык». 7. Слушание песни «Край, в котором ты живёшь» 8. Заучивание башкирской поговорки «На Родине и полынь благоуханна». Свободная деятельность детей 1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Школа», «В гости к друзьям» и др. 2. Дидактические игры «Я начну, а ты закончи», «Из какой легенды?», «Из какой республики гость?», «Мой родной край», «Узнай наш флаг и герб» 3. Подвижные игры народов Башкортостана: «Бездомный заяц», «Юрта», «Горелки», «Фанты», «Водяной» и др. 4. Раскрашивание раскрасок по теме «Разноцветный мир» Взаимодействие с семьёй 1. Фотовыставка для родителей «Лето - праздник солнца и света!» Отразить в выставке культурно -досуговую деятельность детей летом. 2. Выставка- конкурс рисунков и поделок «Осенний вернисаж». Привлечь родителей к созданию совместных с детьми работ из природного материала. 3. Презентация своей семьи «Шэжэрэ» Октябрь Организованная деятельность. Совместная деятельность воспитателя и детей 1. ОД. «Ремесло и рукоделие башкир» Задачи: Углубить представление детей о различных ремеслах и рукоделии в традиционной башкирской культуре (бортничество, изготовление и украшение одежды, скотоводство, ткачество, выделка войлока, обработка кожи, металла, дерева). Способствовать проявлению интереса к ремеслу и рукоделию башкирского народа. 2. Беседа «День рождения республики». Познакомить детей с символикой республики • Башкортостан, автором гимна. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. • 3. Беседа «Труд пчеловода» Познакомить с традиционной в Башкортостане профессией – пчеловод. Показать интересную, трудную работу пчеловода. Основной продукт, который вырабатывает пчеловод – мед, полезный, лечебный продукт. Воспитывать уважение к труду пчеловода 4. Рассматривание иллюстраций национальной одежды башкир. 5. Просмотр компьютерной презентации о пчеловодах. 6. Заучивание стихотворений Ф. Губайдуллиной «Флаг моей республики», М. Сюндюкле «Красив Урал» 7. Чтение стихотворений: «Хлебороб», Д. Юлтый «В пекарне», Р. Ураксина «Баурсак» Чтение рассказов: Ф. Губайдуллина «Кумыс», «Большой праздник», Г. Зайцев «Цветы и пчёлы», «Пчелиный доктор». Рассказывание башкирских сказок: «Медведь и пчёлы», «Охотник Юлдыбай», «Лиса-плотник» 8. Слушание гимнов Российской Федерации и Башкортостана. 9. Беседа с рассматриванием иллюстраций «Занятия башкир». 10. Беседа «Города Башкортостана» 11. Беседа о том, когда и где вывешивают флаг. 12. Рассматривание картины А. Ситдиковой «Башкирский мёд». Свободная деятельность детей 1. Подвижные игры: «Сапожник» 2. Настольно-печатные игры: «Башкирское домино», «Собери палас» 3. Дидактические игры: «К нам гости пришли», «Кто скорее составит флаг республики Башкортостан?» «Профессии», «Из чего сделано?», «Что сначала, что потом?» и другие 4. Раскрашивание раскрасок по теме «Мой Башкортостан» 5. Игры-инсценировки по сюжетам башкирских сказок. 6. Сюжетно-ролевые игры: бытовые – занятия башкир «Охота», «Бортничество». 7. Игра «Было – есть» (труд и занятия башкирского народа в прошлом и настоящем) Взаимодействие с семьёй 1. Праздник «Осень в гости к нам пришла». Побуждать детей и родителей к совместной подготовке мероприятия. Способствовать созданию положительных эмоций. 2. Выставка детских работ «Моя республика» 3. Встречи с интересными людьми (профессии родителей) - Гуляков С. А о труде егеря и пчеловода Ноябрь Организованная деятельность. Совместная деятельность воспитателя и детей 1. Проект «Наш город». Цель: Формировать устойчивый интерес к малой родине, уважение к землякам. Формировать потребность в сохранении красоты родных мест. Воспитывать чувство гордости за земляков, прославивших свой город, свою республику, свою страну. 2. Прогулка по городу. Задачи: Знакомить детей с исторической частью города (дома старой застройки, частный сектор). Учить замечать характерные особенности домов, наблюдать за трудом людей в садах и огородах. Развивать наблюдательность и уважение к землякам. 3. ОД. «Тоже город, и тоже главный» Задачи: Расширить знания детей о республике, о столице Башкортостана – Уфе как о главном городе нашей республики. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. 4. Экскурсия в краеведческий музей. 5. Экскурсия по городу «Будни нашего города» 6. Оформление альбома «Мой дом. Моя улица» 7. Беседа-путешествие от древних до наших дней «Летопись времени» (сравнение, каким был и каким стал наш город) 8. Рассматривание символики города – герб Белорецка. 9. Чтение стихотворений Н. Зиминой о Белорецке. Чтение рассказов: И. Кусемов «Пещера Шульган-Таш», Р. Ахмедов «Легенда об Агидели» 10. Беседа о названиях улиц нашего города. 11. Рисование «Вечерний Белорецк» (граттаж) 12. Слушание песни Ю. Антонова «Есть улицы центральные» Свободная деятельность детей 1. Подвижные игры: «Клубок», «Жмурки», «Бабушка Наза», «Липкие пеньки», «Золотые ворота» и др. 2. Дидактические игры: «Путешествие по городу», «Профессии», «Я начну, а ты закончи», «Что сначала, что потом?», «Где я нахожусь?», «К нам гости пришли», «Расскажи о своем городе», «Сложи герб» 3. Дид. игра «Чьи имена носят улицы?» 4.Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия по городу», «Семья», «Салон красоты», «Супермаркет» и др. 5. Строительная игра «Древний город» 6. Рисование на темы: «Моя улица», «Мой дом, мой двор», «Я и мои друзья» Взаимодействие с семьёй 1. Совместно с ребёнком смастерить макет своей улицы или микрорайона. Составить маршрут от дома до детского сада. 2. Папка-передвижка для родителей "История возникновения Белорецка" 3. Выставка рисунков «Уголок родного края» 4. Оформление фотостенда «Моя семья – мое богатство» с привлечением родителей к выполнению работ «Мое родословное дерево» совместно с детьми Декабрь Организованная деятельность. Совместная деятельность детей и педагога 1. ОД. «История возникновения города Белорецк» Задачи: Уточнить и углубить знания детей о родном городе: название города, основные достопримечательности. Познакомить с историей возникновения города, его названия, древними постройками, именем основателя. Воспитывать интерес к истории родного города и республики, любовь к своей малой Родине, чувство гордости, понимание слова «Родина» 2. ОД. «Традиции Новогоднего праздника» Задачи: Дать представление о том, как отмечали праздники наши предки: водили хороводы, пели песни, плясали, играли в весёлые игры. Познакомить с новогодними традициями России и других стран. 3. Целевая прогулка по улицам города, наблюдение за тем, как город готовится к празднованию Нового года. 4. Изготовление ёлочных игрушек. Оформление группы и участка к Новому году. 5. Беседа о том, как поздравить друг друга дома с Новым годом. 6. Беседа «Вот моя улица, вот мой дом» (на материале фотографий, рисунков и карты города). Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов. Закреплять знания детьми улиц ближайшего окружения, в честь кого они названы. 7. Рассматривание фотографий Белорецка в прошлые годы. 8. Беседа «Этикетные нормы и правила башкирского гостеприимства». 9. Чтение рассказа Ф. Губайдуллиной «Ёлочка», М. Карима «Когда Дед Мороз был маленьким», стихотворений К. Даяна «Ёлка», Р Рамазанова «Зима», Т. Тукай «Едет Дед Мороз». Свободная деятельность детей 1. Рисование «Город готовится к празднику» 2. П/и с мячом «Назови улицы города», «Раз, два, три, ну-ка повтори». 3. Игры по безопасности «Правила поведения на улицах города», «Хорошо-плохо». 4. Д/и «Загадки на улицах города», «Доберись до дома», «Подскажи дорогу», «Что перепутано?», «Угадай по описанию», «Хитрые вопросы», «Найди ошибку». 5. Сюжетно-ролевые игры: «Семья» (сюжет «Отмечаем праздник Новый год»), «Прогулка по городу», «В детском саду» и др. 6. Строительная игра «Городская ёлка» 7. Башкирские народные игры: «Сапожник», «Поймай клубок», «Ловись, рыбка» Взаимодействие с семьёй 1. Конкурс «Новогодняя игрушка» 2. Совместное оформление группы и участка к Новогоднему празднику. 3. Смотр – конкурс оформления зимних участков «Зимняя сказка» совместно с родителями Январь Организованная деятельность. Совместная деятельность детей и педагога 1. Викторина «Знаешь ли ты родной Башкортостан?», «Башкортостан – моя земля и небо!» (среди детей и родителей). 2. Знакомство с блюдами башкирской кухни. Задачи: Продолжать знакомить детей с блюдами башкирской национальной кухни. Дополнить знания детей о традициях и обычаях наших предков. Закреплять знание народных пословиц и поговорок. Воспитывать любовь к малой Родине, чувство гордости за свой народ, культуру. 3. Беседа «Жилище башкир» Познакомить с особенностями жизни башкир в прошлом, познакомить со значением слова «юрта», «аласык - плетеный летний домик» 4.Чтение башкирских сказок «Лиса в медвежьей берлоге», «Благодарный заяц», «Лиса-сирота», рассказывание легенды о башкирских праздниках. 5. Беседа «Города Башкортостана». 6. Оформление альбома «Белорецк в прошлом и настоящем» 7. Экскурсия на кухню. Познакомить с технологией приготовления традиционных национальных блюд. 8. Рассматривание иллюстраций «Зима в городе». 9. Рассматривание иллюстраций «Кухонная утварь» 10. Беседа «Из чего делают посуду?». Лепка «Чашка» 11. Рассматривание картин «В башкирской избе» А.Х.Ситдиковой, А.Этюлькина «Изба Салавата» 12. Беседа «Целебный напиток – кумыс». Чтение рассказа «Кумыс» Ф. Губайдуллиной, «Кумыс – богатырский напиток» Р. Хакимова. Свободная деятельность детей 1. Дидактические игры: «Какого города герб?», «Гости нашего города», «Что из чего сделано?», «Для чего нужен предмет?». 2. Игра с мячом «Кто больше назовёт башкирских блюд?» 3. Рассматривание открыток из серии «Башкирские блюда» - чак-чак, блины, бишбармак баурсак, ус-босмак, и др. 4. Сюжетно-ролевые игры: «Пекарня», «Кафе «Башкирия». 5. Настольно-печатные игры «Маленькая хозяйка», «Башкирское домино», «Собери скорлупки в яйцо», «Собери башкирскую посуду». 6. Подвижные игры «Липкие пеньки», «Сапожник», «Баня», Пустое место», «Бездомный заяц». Взаимодействие с семьёй 1. Викторина для родителей «Что я знаю о республике Башкортостан» 2. Конкурс пословиц и поговорок «Делу – время, потехе – час» - закреплять знание русского и башкирского фольклора Февраль Организованная деятельность. Совместная деятельность детей и педагога 1. Игра – путешествие «История родных мест» Задачи: Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями земляков. Пополнять знания об отдельных страницах героической истории края, учить выражать чувства в речи и деятельности. Вызывать желание узнать больше о своём крае. Прививать любовь к родным местам. 2. Встреча с военными в детском саду» Задачи: Формировать представления о службе в армии в мирное время, слушая рассказы солдат. Воспитывать уважение к воинам, чувство благодарности к защитникам Отечества. 3. Чтение: стихотворения Р. Сабитова «Солдат», рассказов З. Кускильдиной «Как поделить папу», Ш. Бабича «Салават». 4. Рассказывание богатырских сказок «Аюголак», «Камыр-батыр», «Урал-батыр», «Каша из топора», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 5. Оформление альбома «Доблестные защитники Родины». 6. Заучивание пословиц, поговорок о воинах, о службе в Армии: «Сам погибай, а товарища выручай», «Один за всех и все за одного», «Трус славит себя языком, а храбрец штыком» и другие. 7. Беседа «Героические подвиги воинов-земляков». Рассказ воспитателя о героях-белоречанах. 8. Беседы о памятниках родного города людям, прославившим город, страну (лётчикам-белоречанам, Серебренникову и др.). 9. Целевая прогулка к Самолёту – памятнику лётчикам-белоречанам. Свободная деятельность детей 1. Подвижные игры: «Самый ловкий», «Следопыт», «Кто сильней», «Смелый джигит», «Ловкие батыры». 2. Раскрашивание раскрасок «Наши защитники». 3. Игровые упражнения: «Найди пакет», «Доставь секретное донесение», «Доставь воду на передовую», «Кто быстрей протянет линию связи», «Неприятель в море». 4. Рисование «Пусть всегда будет мир!» 5. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по памятным местам нашего города». 6. Дидактические игры: «Что лишнее?» (реки Башкортостана), «Экскурсия по городу», «Расскажи о памятниках», «Где такой памятник?» Взаимодействие с семьёй 1. Военизированная игра «Зарница». 2. Праздник для пап и дедушек «Слава Армии родной!» 3. Оформление фотостенда в группе «Наши папы – самые лучшие» Март Организованная деятельность. Совместная деятельность детей и педагога 1. Чтение стихотворений: Я. Кулмыя «Я люблю свою маму», А. Игебаева «Маме моей», Г. Гумера «Буду, как мама», «День 8 Марта», Г Гарипова «Руки матери моей», Ф. Губайдуллиной «Праздничный подарок». 2. Знакомство с работой художника А. Ф. Лутфуллина «Женский портрет». 3. Чтение рассказа М. Буракаевой «Бабушка-солнышко». 4. ОД. Познавательно-исследовательская деятельность. «Башкирская чеканка». Задачи: Познакомить детей с одним из традиционных занятий башкир – чеканкой, его предназначением в быту. Познакомить детей с характерными особенностями чеканки. Активизировать употребление в речи название материала; совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительному. Закрепить навык составлять рассказ по мнемосхеме. Заинтересовать детей технологическим процессом. Вызывать чувство радости и удивления. Воспитывать интерес к традиционным ремеслам башкир. 5. ОД. «Достопримечательности города Белорецк» Задачи: Систематизировать знания детей о достопримечательностях, об улицах своего города, людях разных национальностей, живущих в родном городе, природе родного края. Вызвать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу. 6. Аппликация «Украсим фартук» 7. Рассказывание сказок: «Старая мать», «Ленивый сын», «Хаврошечка» 8. Просмотр мультфильма «Аленький цветочек» (по С. Т. Аксакову) Свободная деятельность детей 1. Роспись башкирской матрешки в подарок маме, бабушке ко Дню 8 марта. 2. Сюжетно-ролевые игры «Дом моды», «В гостях у подруги». 3. Дидактические игры: «Маленькая хозяйка», «Что подходит?», «Узнай элемент башкирского орнамента», «Придумай узор для коврика». 4. Настольно-печатные игры: «Домино «Русские узоры», «Собери матрёшек», «Составь картинку», «Чей костюм?», «Что лишнее?» 5. Подвижные игры: «Бабушка Наза», «Сапожник», «Самые ловкие», «Клубок». 6. Рассматривание наборов открыток «Узорное ткачество», «Вышивка». 7. Рассматривание репродукций картин художников Башкортостана. Взаимодействие с семьёй 1. Праздник для мам и бабушек «Женский день – 8 Марта» 2. Экскурсия в зоопарк в д. Абзаково. 3. Консультация «Роль семейных традиций в воспитании детей» Апрель Организованная деятельность. Совместная деятельность детей и педагога 1. Конкурс детского творчества «Аленький цветочек», посвящённый 230-летию со дня рождения С. Т. Аксакова. 2. ОД. «Мой Белорецк! Земля моя родная!» Задачи: Уточнить и закрепить знания детей о родном городе, о памятниках, улицах, людях, живущих здесь, государственной символике. Познакомить с памятником учителям и учащимся школы № 1, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Формировать умение коротко и точно отвечать на вопросы; закрепить умение объяснять, аргументировано строить рассуждение. Развивать у детей логическое мышление, внимание, сообразительность, чувство ответственности за команду. Воспитывать чувство гордости за свой город, за людей, живущих в нём. 3. Чтение стихотворения К. Даяна «Весенние цветы», рисование по его мотивам. 4. Рассказывание сказок: «Шурале» (татарская), «Благодарный медведь» (мордовская), «Почему сосна и ель вечнозелёные» (чувашская), «Шумбай», «Говорливый родник» (башкирские), «Чудесные лапоточки» (русская) и др. 5. Рассказывание легенд: «О курае», «Семь звёзд – семь девушек» (Большая медведица), «Подснежник» 6. Беседа «Природные богатства республики Башкортостан» 7. Рассказ воспитателя о пещере Шульган-Таш (Капова пещера) 8. Беседа о труде егеря. Свободная деятельность детей 1. Рассматривание книжных иллюстраций по сказке «Аленький цветочек» 2. Рассматривание альбомов «Мой край весной», «Башкирский заповедник» 3. Дидактические игры: «Из чего сделано?», «Подбери узор к костюму», «Какой республики флаг?», «Белорецкие загадки», «Гости нашего города», «Знатоки Уфы». 4. Настольно-печатные игры: «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом», «Собери картинку», «Придумай узор», «Нарисуй пейзаж» и др. 5. Подвижные игры: «Медведь и пчёлы», «Клубок», «Скачки», «Ловкие джигиты» и др. 6. Рассматривание наборов открыток «Природа Южного Урала», «Животный мир Башкортостана», «Подземные дворцы Башкирии» Взаимодействие с семьёй 1. Показать ребёнку достопримечательности нашего города, связанные с Великой Отечественной войной. Рассказать о подвигах героев-белоречан, показать улицы, названные их именами. 2. Экскурсия в пещеру «Шульган-Таш» совместно с детьми. Май Организованная деятельность. Совместная деятельность детей и педагога 1. Урок мужества «Наш поклон ветеранам живым, наша память погибшим солдатам» Задачи: Дать представление о том, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа над фашизмом. Показать героизм и мужество людей в годы Великой Отечественной войны на примере земляков нашей республики. Углублять знания по истории родного города, интерес к людям и событиям тех лет. Закрепить знания воспитанников о том, как живущие помнят о героях войны. Активизировать словарь воспитанников пословицами. 2. ОД. «Наш край родной – Башкортостан» Задачи: Уточнить и дополнить представление детей о родном крае - Башкортостане. Закреплять знания о животных и птицах наших лесов, познакомить детей с башкирской пчелой – бурзянкой. Дать доступные сведения о городах Башкортостана. Закрепить названия рек Башкирии. Развивать ловкость, сноровку, силу. Обогащать словарь детей. Воспитывать патриотизм и чувство гордости к родному краю. 3. Познавательно-игровая программа «С чего начинается Родина?» 4. Развлечение «Сабантуй» 5. Экскурсия к Вечному Огню, возложение цветов. Экскурсия к Обелиску воинам-металлургам. 6. Оформление альбома «Они защищали Родину» 7. Беседа «Что такое сабантуй?» Свободная деятельность детей 1. Рисование мелками на асфальте «Пусть всегда будет мир!» 2. Подвижные игры: «Конкурс силачей», «Снайперы», «Защита укрепления», «Бой подушками», «Скачки», «Ловкие джигиты» и др. 3. Настольно-печатные игры «Башкирские кубики» (узор), «Гости нашего города», «Домино «Русские узоры», «Башкирские узоры», «Знатоки Уфы», «Знатоки Белорецка» 4. Рассматривание наборов открыток «Красота моей республики», «12 чудес Башкортостана», «Лекарственные растения Урала» 5. Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия по республике», «Школа». Взаимодействие с семьёй 1. Беседа с родителями о празднике Победы. Посоветовать съездить с детьми к памятникам героям Великой Отечественной войны. 2. В День Победы принести к Вечному Огню, Обелиску погибшим воинам-металлургам цветы совместно с детьми. 3. Виртуальная экскурсия-путешествие по Белорецку и Уфе.
|
Категория: Планирование
|
Просмотров: 1050 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|