Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Планирование


Образовательная программа дополнительного образования "Бисероплетение" (базовый уровень).

СКАЧАТЬ (288.7 Kb) 22.11.2022, 11:01
Милашич Татьяна Владимировна
педагог дополнительного образования

 
Пояснительная записка
Бисероплетение является не только увлекательным, но и полезным занятием для детей. Оно способствует развитию мелкой моторики, координации движений, гибкости пальцев. А все это в свою очередь связано с умственным и речевым развитием ребенка.

Образовательная программа по бисероплетению существующей литературы по декоративно-прикладному творчеству, а также на основе собственного опыта по работе с бисером.

Программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.); Примерными требованиями к программам дополнительного образования  детей (пр. к письму МО № 06-1844 от 11.12.2006 г.), Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, разработанных ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки РФ №  09-3242 от 18.11.2015 г., Уставом ГКУСО РО Ростовского центра помощи детям № 4,  Положением о государственном казенном  учреждении социального обслуживания Ростовской области центре помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, оставшимся без попечения родителей, «Ростовский центр помощи детям № 4», Положением об образовательном отделении; Положением о дополнительном образовании в ГКУСО РО Ростовском центре помощи детям №4;  Положением  по составлению программ дополнительного образования в ГКУСО РО Ростовском  центре помощи детям № 4.

Специфика работы нашего учреждения заключается в том, что в Центр поступают дети разного возраста, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации (из социально неблагополучных семей, из домов ребенка), они находятся стрессовом состоянии из-за резкой смены обстановки. Дети живут в нашем центре разный промежуток времени: кто-то неделю, кто-то год и больше. Заранее предугадать срок пребывания воспитанника, составлять долгосрочный план его развития, разделять детей на группы по возрасту, по уровню развития, нет возможности. Задача педагогов Центра - в краткие сроки рассмотреть проблемы каждого ребенка, найти пути их решения, по возможности социализировать воспитанника, чтобы его приняли в приемной семье, в коллективе детского сада, школы. Частью социализации является работа по данной программам художественно-эстетической направленности.

Таким образом, главное в программе – развитие личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми без запретов и категоричных отрицаний со стороны педагога. Она нацеливает на естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к прикладному творчеству, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их создателям.

Предлагаемый в данной программе вид рукоделия – бисероплетение. Бисероплетение является традиционным для народного творчества, а, следовательно, имеет свои технические и художественные особенности.

Занятия не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению изделий, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколения передавались его лучшие традиции. Вызывать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из главных задач педагога дополнительного образования.

И, как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь непосредственным предлагаемых образцов изделий постепенно перерастает в стремление самим придумывать образ, а затем воплощать его в материале.

Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывал в неё выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Дети знакомятся с основными способами бисероплетения, основами дизайна, углубляют знания по цветоведению. У них развивается мелкая моторика, эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе и материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, ‹‹культуру творческой личности››. Формирование ‹‹культуры творческой личности›› предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Результат будет достигнут, если ребёнок на занятии займёт позицию ‹‹я хочу это сделать сам››. В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребёнка будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводится меньше времени, чем на практические действия. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребёнок привыкает работать только ‹‹ под диктовку›› учителя по принципу ‹‹делай как я››, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего как связать между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя ‹‹работу ума и рук››, а педагог имеет большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда. Творческое развитие детей осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремёсел, образцов дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Изделия могут выполнятся как индивидуально, так и коллективно.

Результатом реализации данной программы являются конкурсы, выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности учащихся играет определённую роль в их воспитании.

Дополнительная образовательная программа ‹‹Бисероплетение›› является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основных приёмов бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развитие познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Программа актуальна, поскольку учитывает специфику работы Центра помощи детям, является комплексной и адаптируется под особенности и потребности каждого воспитанника, позволяя ребенку открыть для себя мир творчества, его неиссякаемый лечебный потенциал.

Новизна программы заключается в том, что она органически сочетает в себе множество способов и техник бисероплетения, позволяя ребенку любого возраста, степени подготовки, уровня развития начать заниматься по ней с того момента, как ребенок поступил в учреждение.

Целесообразность программы в том, что она способствует снятию детских страхов, стресса, улучшает настроение детей, придает им сил для дальнейшей жизни, развивает уверенность в себе. Развивает мелкую моторику рук, мускулатуру кисти. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие, заряд положительной энергии.

Педагогическая целесообразность программы
Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в то же время захватывающий процесс, который нравится детям, а создание игрушек и поделок является для них очень действенным мотивом. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка.

Все занятия, кроме формирования знаний и умений по бисероплетению, направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка сведениями о народных традициях и праздниках, их современной направленности, дается возможность проявить творческие способности обучающегося.

За время обучения у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определенные движения.

Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе, в частности, мелкую психомоторику, которая напрямую влияет на развитие речи и умственное развитие в целом.

На занятиях у детей воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется целеустремленности, желанию получать все больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения.

Цель данной программы: обогатить и развить внутренний мир ребенка, расширяя возможности социальной адаптации посредством художественной деятельности.

Задачи:
Образовательные:
- овладеть основами бисероплетения;
- овладеть практическими навыками и приемами изготовления и декорирования изделий из бисера;
- расширить знания об истории возникновения и развития бисероплетения;
- обучиться различным техникам бисероплетения;
- сформировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения.
Развивающие:
- развивать моторные навыки;
- сформировать эстетический и художественный вкус;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, внимание;
- повышать общий интеллектуальный уровень;
- способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности;
- способствовать расширению кругозора;
- содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе.
Воспитательные:
- привить интерес к культуре, истокам народного творчества;
- обеспечить доведение начатого дела до конца;
- способствовать взаимопомощи при выполнении работы;
- воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, внимательность;
- содействовать организации содержательного досуга;
- формирование навыков здорового образа жизни.

Организация учебного процесса.
Срок реализации программы – 1 год, 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут.

Формы организации творческой деятельности
  • индивидуальная;
  • индивидуально-групповая (в парах);
  • групповая;
  • участие в творческих конкурсах;
  • дидактические игры;
  • организация выставок.
Основной вид занятий – предметно-практический.      
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 18 лет.
Особенность курса обучения по программе заключается в том, что программа предусматривает возрастные и психологические особенности детей: обучение начинается с основ бисероплетения и изготовления простейших плоских фигурок на проволоке. Техника плетения постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей в области бисероплетения, формируются умения выполнять изделия различными способами и методами.

Психологические особенности младших школьников (7-9 лет)
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.

Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированной этой психической функции процесс обучения невозможен. Младший школьник может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут. Постепенно у ребенка увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Задача педагога на данном этапе развития детей заключается в знании и учете психологических особенностей младших школьников в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.

Психологические особенности средних школьников (10-17 лет)
Средний школьный возраст рассматривается как весьма важный этап развития в силу того, что происходящие в этом возрасте изменения являются существенными для правильной оценки закономерностей развития в более позднем периоде.

В рассматриваемый период интенсивно происходит развитие самосознания. Это выражается, прежде всего, в возникновении чувства взрослости. Сущность его состоит в том, что подросток испытывает огромное стремление к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требует, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Ощущая себя взрослым, школьник стремится отмежеваться от всего, что кажется ему детским.

Характерной чертой ребенка данного возраста можно назвать его специфическую селективность: интересные дела или интересные занятия являются очень увлекательными для ребят, поэтому теперь они могут довольно долго сосредотачиваться на чём-то одном. Организация процесса учебы и воспитания должна быть таковой, чтобы у подростка не было возможности, времени или желания отвлекаться от учебного процесса на посторонние дела.

Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать.

У других детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся раздражительными, плаксивыми. При воспитании такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья представления об окружающем крайне ограничены. Поэтому очень важно постепенно расширять кругозор ребенка, знакомить его с различными предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений.

Дети данной категории, как и все дети, начиная с раннего возраста, прежде всего, должны научиться некоторым общим правилам поведения. Доброе отношение близких людей в сочетании с требовательностью помогут ему в этом. Необходимо также, чтобы ребенок начинал принимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
К концу обучения ребенок будет знать:
- что такое «декоративно-прикладное искусство»;
- некоторые сведения из истории бисероплетения;
- основные виды и свойства материалов для бисерного рукоделия;
- терминологию и технологию выполнения изделий из бисера;
- правила безопасности при работе с инструментами;
- основные правила при работе с бисером;
- основы композиции;
- основы цветоведения;
- о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении декоративного произведения;
- о цветовом круге.

уметь:                                                                    
- правильно и безопасно пользоваться инструментами для бисероплетения;
- отличать теплые и холодные цвета;
- пользоваться основными законами композиции;
- закреплять и наращивать проволоку и нити;
- читать схемы изделий;
- выполнять работы в разных техниках плетения.

Диагностика.
Диагностика - один из важных разделов дополнительной образовательной программы.
Цель диагностики - проследить динамику развития и рост мастерства обучающихся.

Результативность усвоения дополнительной образовательной программы отслеживается путём проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики:
1 этап - предварительный (первоначальный). Цель его - определение уровня имеющихся у обучающихся знаний, умений, навыков в начале обучения. Формы проведения: тестирование, анкетирование, наблюдение.
2 этап - текущий (промежуточный). Его цель - подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения обучающихся. Формы проведения, показатели, критерии разрабатываются индивидуально по направлению деятельности.
3 этап - итоговый учёт. Подведение итогов года. Формы проведения: выставки, конкурсы, конференции, практическая самостоятельная работа.

Индивидуальная карточка учета результатов обучения
по программе «Бисероплетение»
Фамилия, имя ребёнка___________________________________________
Возраст______________

 
    Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
I История бисероплетения      
II Материалы и инструменты      
III Основы цветоведения и композиции      
IV Приемы плетения      
V Плоские и объемные работы из бисера      
VI Итоговое занятие      


 
       

Критерии оценки ЗУН по усвоению программы «Бисероплетение»
  Высокий Средний Низкий
1 История бисероплетения Отлично знает историю бисероплетения. Уверенно и грамотно отвечает на вопросы педагога. Хорошо ориентируется в понятиях, отвечает с помощью наводящих вопросов педагога. Плохо знает историю бисероплетения, путает хронологию событий. Отвечает не уверенно.
2 Материалы и инструменты Хорошо знает названия и назначение инструментов, грамотно применяет их в работе. Знает виды бисера, умеет его подобрать для определенного изделии. Знает название и назначение инструментов, но не всегда умеет их применить. Знает виды бисера, но не всегда удачно подбирает материалы для работы. Не знает и путает инструменты, не умеет грамотно ими пользоваться. Не знает разновидностей бисера.
3 Основы цветоведения и композиции Умеет сочетать цвета, умело подбирает бисер по цвету, правильно выстраивая композицию изделия Знает правила сочетания цветов, но может допускать не точности при выборе цветовой гаммы, и составление композиции. Не умеет подбирать гармоничные цветовые оттенки
4 Приемы плетения Самостоятельно разбирает схемы, придумывает собственные схемы Умеет читать схемы, но часто прибегает к помощи педагога. Не умеет пользоваться схемами
5 Плоские и объемные работы Уверенно работает с проволокой, леской, качественно выполняет работу. Знает правила работы с проволокой и леской, испытывает затруднения при подборе материалов, не всегда аккуратно выполняет работу. Не умеет работать с проволокой и леской, небрежно заправляет, концы проволоки. Постоянно путает леску.
     
6 Итоговое занятие Активно включается в творческий процесс, самостоятельно разрабатывает сюжеты композиций. Умеет выстроить алгоритм своих действий и выполнить работу. Выполняет изделие по собственному замыслу, творческие элементы в работу вносит только после консультации с педагогом. Выполняет задание только по образцу, с трудом доводит работу до конца.

Полная информация во вложении. 


Категория: Планирование
Просмотров: 30 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: