| Пояснительная записка 1.1. Нормативно -  правовая база:Нормативно – правовыми документами программы являются:
 1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
 4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
 6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
 7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
 8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
 9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
 10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
 
 Актуальность и перспективность курса: Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. 
 Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
 В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
 
 В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира  способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
 
 Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
 Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
 
 Основными видами художественной  деятельности учащихся являются:
 -  художественное восприятие,
 -  информационное ознакомление,
 - изобразительная деятельность,
 - художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
 - выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
 
 Принцип построения программы:
 На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
 
 Этапы программы:
 ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;  развивающий  –  2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;  исследовательский  –  1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.
 Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
 Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
 
 Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
 
 Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
 занятия в свободное время; обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги); обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия; допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту). 1.3.  Возрастная группа учащихся:
 Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов.
 
 1.4.  Количество часов
 Программа рассчитана на 135 часов: 1 кл – 33 ч., 2 – 4 кл. – по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.
 
 1.5 . Продолжительность одного занятия:
 в 1 классе -  30  - 35 минут, 2 – 4 классы – 35 – 45 минут
 
 1.6.  Цели и задачи реализации программы:
 Цель:  раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
 
 Задачи:
 воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания; художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру  цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей; техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). 1.7. Формы и методы работы:
 Формы:
 Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
 
 Основные методы и технологии:
 Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
 Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем. Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
 В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
 Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
 Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
 Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
 
 Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
 Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
 В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
 
 2 . Структура программы
 
 2.1. Основные разделы
 1 класс - «Радужный мир»
 2 класс - « Мы учимся быть художниками»
 3 класс - «Мы художники»
 4 класс - «Мы рисуем и исследуем»
 
 2.2. Перечень УУД
 
 1-й класс
 Личностные результаты:
 осознавать роль художественного искусства в жизни людей;  эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  высказывать  своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
 Метапредметне результатыРегулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;   учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;  учиться работать по предложенному учителем плану
 Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в  иллюстрациях;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);   понимать художественную речь других, понимать то,  что хочет сказать художник своим произведением;  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
 2-й классЛичностные результаты:
 осознавать роль художественной культуры в жизни людей;  эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
 Метапредметные результаты
 Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;  учиться работать по предложенному учителем плану
 Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в  иллюстрациях, в работах  художников;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
 Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);  слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
 3-4-й классыЛичностные результаты
 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;  чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,  художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;  интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении  художника;  интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной  форме общения;  интерес к изучению шедевров искусства великих художников;  осознание ответственности за выполненное художественное художественное пороизведение.  Метапредметные результаты
 Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели занятия;  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
 Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);  пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;  осуществлять анализ и синтез;  устанавливать причинно-следственные связи;  строить рассуждения;
 Коммуникативные УУД: адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы, находить ответы.
 3.Содержание программы. Тематическое планирование.
 1-й класс   «Радужный мир»
 Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
 Программа состоит из теоретической и практической частей.
 
 Теоретическая часть:
 Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.  Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок. Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира. 
 
 |