Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Актуальность нетрадиционного рисования состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического
Занятий, разработанные традиционной программой по рисованию, явно недостаточно для формирования у дошкольников умений и навыков рисования. Некоторым воспитанникам второй младшей группытрудно быстро освоить кисть или карандаш: у ребёнка может возникнуть неуверенность в себе, нежелание в дальнейшем заниматься живописью. Кроме того, многие ребята в данном возрасте ещё проходят процесс адаптации к детскому саду, ведь кто-то начинает посещать дошкольное учреждение именно с младшей группы, а не с ясельной. Решить эти проблемы, а также развить у ребёнка многие полезные качества помогают нетрадиционные методы рисования:
1. Большинство данных техник предполагают свободу творчества. Малыш не ограничивается рамками, в результате не боится совершить ошибку (например, если отпечаток ладошки, пальчика, картофелина и прочего размазался, в этом нет ничего страшного — изображение просто дополняется до желаемого образа деталями). Рисование похоже на весёлую игру, что идеально для младшего дошкольного возраста.
2. Ребёнок учится мыслить нестандартно, находить верные решения в различных ситуациях.
3.Обогащается эмоциональная сфера дошкольника: он удивляется необычным материалам, способам работы с ними, получаемым на бумаге образам. Малыш испытывает искреннюю радость от творчества, чувствует себя самостоятельным, значимым.
4. Нетрадиционные техники очень хорошо развивают мелкую моторику (например, при рисовании ладошками или пальчиками задействованы непосредственно нервные рецепторы рук, при работе со штампами требуется определённое напряжение кисти.
5. На создание картины в необычной технике обычно требуется меньше времени, чем на традиционный рисунок. При этом малыш работает легко и непринуждённо. Это очень важно для воспитанников младшей группы, которым часто не хватает усидчивости и терпения.
6. Смешивание цветов, нахождение новых оттенков формирует цветовосприятие, эстетический вкус.
Нетрадиционные художественные техники – это техники, позволяющие создавать рисунок при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти рисунки от традиционных по выполнению. Существуют огромное количество нетрадиционных техник рисования. Свою работу с использованием нетрадиционных техник я начала с 1-ой младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники,используемые в этом возрасте:
Рисование ватными палочками (метод тычка)
Во второй младшей группе педагог предлагает ребятам несложные нетрадиционные техники, не требующие особой усидчивости и точной координации движений. Например, это рисование ватными палочками.Это очень простой метод: кончик палочки просто окунается в краску (лучше всего использовать гуашь, а затем ребёнок оставляет отпечатки на основе.
Кропотливое монотонное занятие завораживает ребёнка, действует на него успокаивающе, что важно для гиперактивных малышей. Подходящая тематика занятий:
1. Заполнение силуэта, обозначенного воспитателем на бумаге (яблоко, рыбка, бабочка, мишка, котёнок и пр.).
2.Украшение различных бумажных форм: ложки, варежки, ёлочки, салфетки и пр.
3. Дополнение дерева или просто веточки листочками, ягодками (рябина, мимоза и пр., педагог при этом заранее рисует на основе ветку или ствол дерева.
4. Рисование снега или дождя.
В принципе, рисование ватными палочками можно адаптировать почти под любую тему в младшей группе.
Рисование пальчиками
При пальчиковом рисовании ребёнок обмакивает свой палец в краску и оставляет им след на бумаге. Конечно же, маленькие дети приходят от этого восторг.
Лучше всего использовать гуашь или специальные пальчиковые краски. Последние абсолютно безопасны для ребёнка и легко смываются.
Данная техника предполагает два основных приёма. Это образование точечного следа на бумаге (пятна божьей коровки или шляпки мухомора) и проведение коротких или более длинных линий (травка, листья дерева, лучики солнца).
Что касается тематики занятий, то педагог может использовать те же темы, что и при рисовании ватными палочками. Только след от пальчика будет крупнее, чем от ватной палочки, поэтому можно предложить ещё такую тему, как «Бусы для куклы».
Пальчиковая живопись предполагает интенсивную стимуляцию нервных окончаний на пальцах. Это особенно актуально для малышей, которые плохо разговаривают.
В работе используются два приёма — точки пальчиком (ягодки) и рисование коротких линий (листики).
Рисование ладошками и ножками
Одна из любимых детьми техник — рисование ладошками.Это очень просто и весело: в блюдце с краской (разбавленная гуашь или опять-таки пальчиковые краски) опускается внутренняя поверхность ладони (как вариант на ладонь можно нанести краску кисточкой). Затем ребёнок оставляет отпечаток на листе бумаги.
Таким необычным способом хорошо изображать определённые объекты,что и определяет тематику занятий:
1. «Цветы».
2. «Солнышко».
3. Дерево».
4. «Рыбка»
5. «Дракон» (или «Динозавр»).
6. «Петушок».
7. «Осьминожка».
Нанесённый отпечаток нужно дополнить деталями, чтобы получился завершённый образ (например, это глазик у рыбки, стебель или горшочек у цветка).
Ладошковая живопись благотворно влияет на детскую психику, очень хорошо успокаивает и раскрепощает ребёнка, поэтому незаменима в период адаптации к детскому саду.
Печатание
Суть метода печатания очень проста — краска наносится на поверхность какого-либо предмета, а затем он прикладывается к основе, оставляя оттиск. Для этой цели можно использовать готовые пластмассовые печатки,которые продаются в магазинах канцтоваров: на них изображаются животные, мультяшные персонажи, фрукты, овощи, геометрические фигуры, буквенно-цифровые символы и пр.
Также воспитатель может самостоятельно изготовить такие штампы из овощей (самый популярный вариант — картофель, пенопласта, пробок от пластиковых бутылок (на них наклеивается простой поролоновый силуэт). Можно использовать листья деревьев, рельефные салфетки с узорами, перья птиц. Идей здесь масса, главное — проявить фантазию.
Такой метод позволяет составлять красивые орнаменты, выстраивая изображение из множества одинаковых элементов (бусы, гусеница, сюжетные картины (например, рыбки в аквариуме, заполнять готовые силуэты (пятна на шкуре леопарда, плоды на яблоне или груше, разноцветные осенние листья на кроне дерева и пр.).
Рисование мыльными пузырями
Рисовать картины можно и мыльными пузырями.Для этого понадобятся следующие материалы:
• шампунь либо пенящееся жидкое мыло;
• гуашь или пищевой красители;
• вода;
• трубочки для коктейля;
• ложки;
• основа — листы картона.
Ход работы будет такой:
1.Воспитатель разбавляет моющее средство водой в соотношении приблизительно 1:5, затем нужно разделить его по ёмкостям и в каждую добавить свою краску.
2. Ребёнок помещает трубочку в стаканчик и дует в неё — на поверхности ёмкости появляется цветная пена.
3. Пену следует взять с помощью трубочки и перенести на бумагу. Как вариант можно воспользоваться ложкой или приложить основу к стакану, чтобы остался отпечаток. Из такой цветной пены получаются очень нежные картины в пастельных тонах. Это может быть просто фантазийная композиция из пятен или же определённый образ, дополненный недостающими деталями.
Оттиск поролоном
Ещё один простой материал для нетрадиционного рисования – поролон. Им можно не только тонировать листы бумаги, но и создавать различные образы. Суть метода в том, что губка окунается в акварель, немного разбавленную водой, и прикладывается к основе. Таким способом получается расплывчатое изображение, с разводами и штрихами. Оно идеально подходит для создания определенных образов, например, животных с их мохнатой шкуркой. Для этого педагог предлагает малышам готовые силуэты, которые нужно раскрасить поролоном.
Кроме того,данный способом можно создать красивый образ заснеженных деревьев: воспитатель обозначает ствол, а дети дополняют его кроной.
Детей в среднем возрасте можно знакомить с более сложными техниками:
Тычок жёсткой полусухой кистью;
Восковые мелки + акварель;
Отпечатки листьев;
Волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить ещёболее трудные методы и техники:
Рисование песком;
Кляксография с трубочкой;
Монотопия пейзажная;
Пластилинография;
Гратаж;
Рисование картоном;
Набрызги и т. д.
Каждая из техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованное, смелее, развивая воображение, дает полную свободу для самовыражения.
|