Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 87» г. Сыктывкара
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы 5-6 лет
на тему:
«Воздух – невидимка»
.
Автор: Анисимова Нина Николаевна
г. Сыктывкар
Вид проекта: познавательно - исследовательский, детско-родительский
Тема проекта: «Воздух – невидимка».
Актуальность темы: Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей:
развивающие возможности мышления;
становление познавательных интересов;
развитие продуктивной и творческой деятельности;
расширение взаимодействия детей с окружающим миром.
Цель проекта:
1. Изучение детьми воздуха и способами его обнаружения.
2. Формировать осознанное понятие, что без воздуха нет жизни на земле.
3. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи проекта:
1. Научить детей вести наблюдение за воздухом.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования.
3. Развивать умения делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
4. Научить проводить простейшие опыты.
5. Воспитывать интерес к проведению опытов самостоятельно или с родителями дома.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Работа с родителями:
- беседа дома с детьми: что такое эксперимент
- беседа дома об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
- помощь родителей в подборе наглядной информации о воздухе и его свойствах
- предложить родителям провести эксперимент с воздухом дома вместе с детьми
- предложить дома составить загадки, стихи про воздух.
День недели/
Дата Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями, социальными партнерами (театрами, спортивными художественными школами, ООУ)
Непосредственно образовательная деятельность Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах (утренний прием, утренняя разминка, умывание, прием пищи, одевание, раздевание, прогулки)
1 этап - постановка проблемы, планирование
Проблемные вопросы:
Что такое воздух?
Где находится воздух?
Кому необходим воздух?
Как его увидеть?
Можно ли услышать воздух?
Можно ли взвесить воздух?
Вы многое знаете о воздухе. Но у нас вышел спор, можно ли увидеть, услышать или взвесить воздух?
Вопросы к детям по планированию деятельности по теме проекта:
Хотите ли в этом разобраться?
Где и как можно узнать обо всем этом?
Как ученые узнают обо всем?
Обсуждение идей, выдвинутых детьми по поводу реализации проекта. Составление плана реализации проекта:
Спросить у родителей;
Прочитать книги о воздухе;
Стать учеными и открыть настоящую лабораторию;
провести опыты; - Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.
Проведение опытов воздухом.
Оформление информационно-просветительского материала, разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
- подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
- помощь в создании совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
2 этап – реализация проекта
Понедельник Тема «Как увидеть воздух»
Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его ролью в жизни человека.
Проведение опытов «Как увидеть воздух» (опыт № 1а, 1б, 1в (см. приложение)
• Рассматривание иллюстраций: рисунок дома-природы и обычного дома. Рисование воздушных шаров. • Игра «Мыльные пузыри»;
• Чтение стихотворения С. Маршака «Мяч», «Мыльные пузыри» с последующим обсуждением;
• Наблюдение - найти в группе предметы, внутри которых много воздуха
• Подвижные игры с мячом; Воздушные шары, тазики с водой и стакан или бутылочка, стаканчики с водой и соломинками для коктейля на каждого ребенка.
Наблюдение дома. Предложить детям вместе с родителями найти в своей квартире предметы, внутри которых много воздуха.
Рассмотреть рисунки, фотографии современных воздушных шаров, полеты людей на них.
Вторник Тема «Как услышать воздух»
Цель: продемонстрировать детям, какими способами можно услышать воздух.
Проведение опыта № 2а и 2б. • Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»
• Проведение опыта № 2а и 2б, общение организации опытов и результатов опытов. • Загадывание загадок о воздухе.
• Чтение и обсуждение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»;
Баночки или бутылочки, крышки от фломастера, из-под баночек, воздушные шарики шарик, листы бумаги.
Помощь родителей в подборе наглядной информации о воздухе и его свойствах.
Предложить вместе с ребенком найти способы услышать воздух
Среда Тема «Ветер, ветер, ты могуч».
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов Проведение опыта №3. • Проведение опыта №3, индивидуальное общение по наблюдению;
• Игры с шариками «Поймай шарик»
• Изготовление корабликов из бросового материала, из бумаги техникой оригами • Чтение отрывков из сказок А. Волкова «Волшебник изумрудного города», фрагменты «Сказки о царе Салтане..» А.С. Пушкина.
• Загадывание загадок о ветре.
• Рассмотрение иллюстраций «Ветреная и безветренная погода»
• Чтение стихотворения И. Токмаковой «Ветренно» Тазики с водой, самодельные кораблики Предложить родителям провести эксперимент с воздухом дома вместе с детьми
Четверг Беседа «Имеет ли воздух вес?»
Цель: расширить представления детей о свойствах возду¬ха, что он имеет вес.
Проведение опыта № 4, 5.
• Игра «Загадай загадку» - составление описательных загадок;
• Расскажи стихотворение, которое сочинили с мамой и папой; • Чтение и обсуждение стихотворения А. Фета «Бабочка»
• Рисование «Что такое воздух» Тазик, минеральная вода, шарика из пластилина; палка длиной 60 см, 2 воздушных шарика, веревка, иголка. Предложить дома составить загадки, стихи про воздух.
Пятница Беседа «Воздух, ветер, человек».
Цель: познакомить детей с тем как человек использует воздух, (ветер).
Проведение опыт №6.
Презентация продуктов деятельности.
Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?”
Тарелка с подкрашенной водой, свеча, банка. Помощь родителей в создании альбома «Мы экспериментаторы»
3 этап – подведение итогов
Пятница Презентация альбома «Мы экспериментаторы» Разгадывание кроссворда.
Выставка детских творческих работ Альбом «Мы экспериментаторы»
Кроссворд . Выставка детских творческих работ
Литература:
1. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
2. Н.А. Рыжова. «Воздух — невидимка» Москва, 1998г
3. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.
4. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009..
5. “Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.
6. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г
ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕМЕ: «ВОЗДУХ»
Он прозрачный невидимка
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас
Вдохните глубоко-глубоко, а потом выдохните. Что мы вдыхаем и выдыхаем? Что же такое воздух? Кто-нибудь его видел? Мы с вами живем на дне целого океана воздуха и каждый день купаемся в нем даже не замечая этого. Этот океан такой огромный! Он без берегов и воды. По нему словно серебристые «рыбы» проплывают самолеты. Это воздушный океан, который окружает нас повсюду, но мы его не видим. Поэтому мы можем назвать его как? (невидимый, невидимка)
Через воздух мы видим все предметы, что нас окружают. Что значит воздух прозрачный.
Как же можно увидеть воздух и доказать, что он вокруг нас? Для этого мы проведем опыты, используя разные предметы.
Опыт 1а.
Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они? (пустые, мятые, тонкие) Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся. Какой он стал? (толстый, надутый) Почему он стал таким? Что заполнило пакет? Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели его.
Опыт 1б.
На столе емкость с водой и пустая банка. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду горлышком вниз и посмотреть, что же будет? Если держать ее ровно вода внутрь не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немножко выньте из воды. Что появилось? (пузыри) Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки и заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.
Опыт 1в.
Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Что делают горошины? Давайте оживим горошины. Что нам может помочь? (воздух) Для этого нам нужно подуть в трубочки. Что происходит? Появились пузырьки – это воздух. Мы не только его нашли, но и увидели как он заставил горошины двигаться.
Выводы:
Воздух везде вокруг нас.
Воздух невидим, прозрачен, но его можно найти разными способами.
Опыт 2а.
Опыт с соломинкой.
А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?
А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)
Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)
Опыт 2б.
Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Опыт 3б.
Опыт «Кораблики».
Пройдем к столу.
Здесь у нас море. Возьмите каждый по кораблику, аккуратно опустите в воду.
-Как вы думаете, почему кораблики не плывут? Подумайте, что нужно сделать, чтобы они отправились в путешествие.
-Давайте мы с вами превратимся в ветер и подуем на кораблики. Что двигает наши кораблики – ветер.
Опыт 4.
Воздух легче воды. Сейчас мы это докажем. Возьмите минеральную воду, в которой много пузырьков воздуха и налейте в чашку, туда же бросьте маленькие кусочки пластилина. Что произошло с ним? (он утонул) Что происходит теперь? Пузырьки воздуха облепили наши кусочки пластилина, он стал легче и поднялся вверх на поверхность воды.
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт 5.
Сколько весит воздух? Попробуем взвесить воздух. На середину палки длиной 60см прикрепляем веревочку, к обоим концам палки привязываем два одинаковых воздушных шарика. Палка подвешена за веревочку и висит в горизонтальном положении. Что произойдет, если проткнем один из шаров острым предметом? Почему конец палки к которому привязан лопнувший шарик поднялся вверх? Из шарика вышел воздух, шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнем и второй шарик? Равновесие опять восстановится. Шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые.
Вывод:
Воздух имеет вес.
Игра с воздухом «Парашют»
У меня для вас сюрприз – большой кусок легкой ткани. «Легкая, воздушная, воздуху послушная».
Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке из самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно же воздух.
Дружно мы все встали в круг
Будем делать парашют
Друг за другом мы идем
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут
Опыт 6.
Можно ли хорошо чувствовать себя без воздуха? Для дыхания нам нужен кислород. Воздух состоит из кислорода (мы им дышим). И из углекислого газа (мы его выдыхаем). Кислород нужен не только для дыхания. Зажжём на блюдце свечу, горит? Накройте ее стаканом. Раз, два, три – погасла! А почему?
Вывод:
Нет воздуха, а точнее кислорода, а без него нет огня.
Дышат люди, дышат звери, птицы, все вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ.
Почему мы не задыхаемся? К счастью углекислый газ необходим растениям. Все они забирают его, а возвращают кислород.
Кроссворд.
У меня есть интересный кроссворд (на доску вывешивается плакат с пустыми клетками кроссворда). В красных клетках зашифровано слово, которое вы должны отгадать. Я загадаю вам загадки о явлениях природы, в пустые клетки вы впишите отгадки и узнаете зашифрованное слово.
Загадки
1. Я берёзку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать? (Ветер)
2. Кто это такой садовник,
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты? (Дождь)
3. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
4. С горы сбегая без труда
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда,
Руби хоть топором.
Нагрей её и к облакам,
Она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам -
Зовут её (Вода)
5. Подходила, грохотала,
Стрелы на землю метала,
Нам казалось шла с бедой.
Оказалось шла с водой.
Подошла и пролилась,
Вдоволь пашня напилась. (Туча)
6. Ветер дует “ух-ух-ух”…
С тополей сбивает (Пух)
|