Аннотация
Актуальность проблемы: решение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но в первую очередь от уровня ответственности человека за состояние природной среды. Это значит, что в школах нужно проводить воспитательные мероприятия, направленные на воспитание экологически грамотного человека. Формирование с ранних лет умения и жизненной потребности воспринимать природу и ее творения как великое и ничем не заменимое достояние.
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания, полученные на уроках экологии, биологии.
Задачи:
- Учебно – образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественно – научных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях.
- Учебно – воспитательные: формировать у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально – чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.
- Учебно – развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
Направленность: разработка данного внеклассного мероприятия направлена на повышение эффективности экологического образования и воспитания, развитие творческого потенциала обучающихся.
Форма проведения: экологическая игра – конкурс с элементами инсценировки
Участники игры: в игре – конкурсе принимают участие команды, в состав которых входит пять человек из числа учащихся 6-х классов.
Команды заранее готовят рисунки, стенгазеты, плакаты на экологическую тематику. Задания для каждого этапа игры готовятся учителями – предметниками (МО естественно – научного цикла).
Школьников заранее знакомят с Положением игры – конкурса.
Методы:
- Поисковый
- Проблемный
- Исследовательский
Оборудование:
- ПК
- видеофильм о проведении экологических акций
- плакаты на экологическую тему
- живые объекты природы (листья, цветы, семена), муляжи овощей, грибов, карточки с изображением следов животных, названиями витаминов и продуктов; коллекции моллюсков, комнатные растения и т.д.
Место проведения игры: актовый зал (украсить плакатами, воздушными шарами).
Перед началом в зале звучат песни о природе, голоса птиц, шум прибоя и т.д.
- Организационный этап
- Создание оргкомитета из состава учителей биологии, экологии, химии, ОБЖ
- Организация команд – участниц
- Создание судейской комиссии
- Подготовка наградного материала и подарков
- Подготовка вопросов и заданий для каждого этапа игры
- Подготовка театрализованного представления
- Оформление зала
- Подготовка командиров команд (девиз, плакат на экологическую тематику)
В марте, незадолго до всемирного «Дня Земли» 22 апреля, учащимися 9-11-х классов разрабатываются этапы предстоящей игры. Школьники на заседаниях ученического самоуправления, на дополнительных занятиях по ОБЖ продумывают содержание, оформление, поощрения для младших учеников на каждом этапе предстоящего мероприятия.
Учитель выступает в роли консультанта, эксперта по заданиям и корректировщика (чтобы задания на всех этапах предстоящей игры соответствовали возрастным особенностям учащихся).
Структура мероприятия:
- Организационный момент.
- Театрализованное представление. Игра начинается с открытия: театрализованное
представление (школьный театр «Сверчок») (Приложение I).
Ведущий озвучивает проблему и задачи игры «Знак вопроса» (Приложение II).
- Проводится игра «Знак вопроса» (Приложение III - IX).
- Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса
Присутствующие на игре учителя-предметники, наблюдают за работой ребят, объективностью выставления баллов и корректностью в проведении соответствующего этапа.
Предварительные задания командам:
- Побывать на экскурсии в лесу.
- Узнать все о жителях леса, животных, птицах, насекомых, растениях.
- Очистить определенный участок леса от хвороста и мусора.
Этапы игры:
- Лесная тропа
- Наш край
- Конкурс капитанов
- Водоемы
- Устами младенца
- Растения вокруг нас
- Собери рюкзак
- Что мы едим?
- Интерактивная игра «Вопросы от букашек»
Рекомендации:
- экологическая игра проводится в течение декады естественно – научных дисциплин
- игру необходимо сделать яркой, запоминающейся, познавательной; нельзя оставлять никого из участников игры без поощрения; необходимо отметить вклад каждого в ее проведение.
2. Технологический этап
После получения маршрутных листов участники игры расходятся по этапам:
- на этапе «Лесная тропинка» учащие по предложенным им карточкам должны определить, кому принадлежат следы (например, предложить им узнать следы лося, медведя, зайца), определить растения по предложенным семенам, собрать грибы в лукошко, определить стороны горизонта по компасу. (Приложение III).
- на этапе «Наш край» участники решают кроссворд. Вопросы кроссворда составлены с учетом их знаний, полученных при изучении материала об Иркутской области. (Приложение IV).
- на этапе «Конкурс капитанов» командиры отвечают на вопросы о морских животных, растениях, птицах и т.д. (Приложение V).
- на этапе «Водоемы» участники отвечают на вопросы о промысловых рыбах, называют реки Восточной Сибири, определяют моллюсков. (Приложение VI).
- на этапе «Устами младенца» члены жюри выступают в роли детей и свои «детские» высказывания адресуют прибывшей на этап команде. Учащиеся должны определить, что имелось в виду. (Приложение VII).
- на этапе «Растения вокруг нас» учащиеся отвечают на вопросы о полезных свойствах растений, овощей и фруктов. (Приложение VIII).
- на этапе «Собери рюкзак» участники из предложенных предметов правильно соберите рюкзак, выбирают из различных предметов все необходимое для экологической экспедиции (Приложение IX).
- на этапе «Вопросы от букашек» обучающиеся отвечают на вопросы из образовательной области «Экология», «Биология» используя компьютерную презентацию – игру. (Приложение X).
3.Рефлексивный этап.
На финише жюри подводит итоги игры - конкурса, награждает победителей и отмечает участие каждой команды, а так же лучшие рисунки, плакаты на экологическую тему.
Оформляется выставка плакат – отзыв о проведенном мероприятии.
Приложение I.
Театрализованное представление
Транслируется видеофильм о природе Восточной Сибири. Звучит музыка (заставка передачи «В мире животных» или А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»
Ведущий:
Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает!. Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, лазурные воды, неповторимый мир растений и животных! Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает человеку для жизни все – пищу, воду, одежду, топливо, окружает нас красотой!
(Звучит драматичная музыка) Но так ли все хорошо в этом мире? Давайте спросим об этом у самой Природы.
Звучит «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Под музыку на сцене появляется Природа. Ее выход сопровождает «Танец бабочек и цветов» в исполнении хореографического ансамбля.
Природа:
Человек меня огорчает, он стал эгоистичным, расточительным потребителем, а мои богатства не вечны. Вырубаются леса, осушаются болота, загрязняются водоемы и атмосфера. Многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Горы промышленных отходов губят Землю.
С человеком тоже не все благополучно: его одолевают болезни, процветают наркомания и преступность, не прекращаются войны, человечеству угрожает голод. Человек забыл об ответственности за жизнь на Земле. Что он оставит потомкам? Пустую, безжизненную планету? Со мной пришли мои подданные. Они ходят высказать свое отношение к деятельности человека.
Воздушная нимфа:
Нашу планету окружает самый большой из океанов. Мы каждый час, каждую минуту. Сами того не замечая, «купаемся» в нем. Речь идет о голубом воздушном океане. Воздухом дышат и звери. И птицы, и растения, и человек – все живое на земле не может обойтись без него! Вот только с каждым годом он становится все грязней и грязней. Из многих городов приходят тревожные вести: «Не хватает свежего воздуха, нечем дышать!». Полчища автомобилей заполнили улицы, проспекты, площади и обрушили на все живое свои выхлопные газы. А еще дымят бесконечные заводы и заводики, фабрики и фабрички. Все живое задыхается от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти.
Золотая рыбка:
Не хочется мне больше жить в синем море, хочу в аквариум с чистой водою! Ох! Пропадают моря – океаны. Кораблей на водных путях - как автомобилей на шоссе. И с каждого, даже маленького суденышка, в воды бросают мусор. Вот и превращаются голубые морские просторы в грязную свалку. А когда море становится грязным от ядовитой для всего живого нефти – совсем плохо! К несчастью, случается и такое. Потерпел танкер в пути аварию – вся нефть выливается в море. Вот беда так беда! От этой отравы гибнут рыбы, дельфины, болеют и гибнут чайки, другие морские животные. На многие мили вокруг вода покрывается жирной пленкой, которая, слоно крышка, не дает проникнуть в глубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и не отравленной рыбе погибнут, но уже от голода.
Реченька:
Ох, ребята, это я сейчас такой стала, раньше я прозрачная была. Вот моя история. Текла по равнине речка с чистой – пречистой водой – была я речка прозрачная. Построили на берегу завод. Для работы ему нужно много воды - и проложили от завода к речке две трубы. По одной – вода на завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная, а выливается грязная, отработанная. Неудивительно, что я стала здесь, словно от стыда за творимое безобразие, алее мака! Ниже по течению построили еще один завод. И он чистую, прозрачную воду пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную воду. И стала я здесь, словно от досады, чернее черного. Еще дальше вырос на берегу третий завод, от чего речка сделалась здесь серо – буро – малиновой – пестрее самого пестрого ситца. Так вот: была я чистой, прозрачной, да стала грязнулей. Была многоводной, да стала маловодной.
Фея леса:
Люди не могут обойтись без леса. Лес поставляет в атмосферу кислород, он, как пылесос, освобождает воздух от пыли. Лес – это наполненные чистой водой речки: корни деревьев скрепляют почву, предотвращают ее эрозию. Лес смягчает климат, защищает от холодных ветров зимой и от суховеев летом, он дает пищу, лекарства от болезней. Лес наполнен жизнью – это родной дом для тысяч животных и растений. За последние 20 лет планета потеряла почти 200 млн.га леса. Каждый год лесной покров сокращается на площадь, равную территории Австрии. Огромный расход древесины, горы мусора… А ведь деревья растут медленно, многие десятилетия.
Эколог:
Позвольте вступиться за человека. Он осознал значение чистого воздуха, воды, лесов и полей нашей прекрасной планеты Земля. Люди начинают понимать, что Земля – наш общий дом, и его надо сохранить для будущих поколений. Чтобы решить экологические проблемы, человек должен изменить себя, свое мышление, сознание. Важно помнить, что Земля одна, и другой планеты у нас не будет!
Ведущий:
В нашей школе ребята понимают всю ответственность, которую несет человек за состояние окружающей среды и занимаются решением некоторых экологических проблем.
(Вокальный ансамбль «Радуга» исполняет частушки на экологическую тему) (Приложение II).
Ведущий:
Ежегодно школьники приводят в порядок улицы города и района, высаживают зеленые насаждения на пришкольном участке, участвуют в различных экологических акциях.
(Демонстрируются фрагменты видеофильма о проведении природоохранных акций «Берегам Китоя – заботу детских рук», «Чистый город», «Не жги траву и мусор»)
Ведущий:
Стали люди сильные, как боги, и судьба Земли у них в руках.
Но темнеют старые ожоги у земного шара на боках.
Мы давно освоили планету, широко шагаем в новый век.
На Земле уж белых пятен нету – черные сотрешь ли, человек?
Приложение II.
Экологические частушки
Всюду люди - тут и там.
Где они - там сор и срам.
Сами от того страдаем,
Что природу засоряем.
Ой, ты, реченька река,
Не поймаешь окунька.
Ловится лишь на крючок
То пакет , то башмачок.
Мы с подругою в лес пошли
Собирать грибочки,
Только леса не нашли:
Там одни пенёчки.
Мусор здесь, помойка там,
А Земля вращается-
Незаметно, потихоньку
В свалку превращается!
Ой, вы, люди всей Земли,
Вдруг Земля обидится?!
На других планетах жизни
Пока не предвидится!
Шар земной - наш дом родной,
Но теперь от века к веку
Он в опасности большой
От деяний человека.
До чего ж природу жалко!
Не губи её красу!
Человек, не делай свалку
Рядом с городом в лесу!
Лес зелёный охраняй,
Никого не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
Сколько мусора везде,
Нигде нет цветочка,
Даже солнышко сквозь лес
Не пробьет окошко.
По лесочку мы пойдём,
Мусор вместе уберём .
Пусть щебечут соловьи
От зари и до зари!
О воде мы спорим много,
Как её для всех сберечь.
И без слов всем надо помнить,
Без неё и хлеб не спечь.
В воздухе прохлада, свежесть,
Но нам снится страшный сон,
Как от лаков «Локон» , «Прелесть»,
В дырах над землёй озон.
Я прекрасный видел сон,
Не позабудится мне он.
Вот он глобус - шар земной,
Такой чистый и родной
Приложение III.
Первый этап «Лесная тропа»
- Чей это след. Учащие по предложенным им карточкам должны определить, кому принадлежат следы (например, предложить им узнать следы лося, медведя, зайца)
- Покажи, из каких частей состоит перо птицы? (Очин, стержень, опахало)
- Определи растение по предложенным семенам (ясень, клен, акация)
- Определи стороны горизонта по компасу и азимуту.
- Собери грибы в лукошко (Представлены муляжи грибов. Нужно из них выбрать съедобные и определить их названия (мухомор, белая поганка, сыроежка, боровик, подберезовик, груздь и т.д.)
Продолжение в прикрепленном файле.
|