Главная » Методическая копилка » БЛОГИ


Внеклассное мероприятие по экологии ЗНАК ВОПРОСА для учащихся 6-х классов

СКАЧАТЬ (1.04 Mb) 21.06.2018, 13:01
Якущенко Вера Викторовна
Учитель ОБЖ и музыки МБОУ "СОШ № 36№ г. Ангарск, Иркутская область
Аннотация

          Актуальность проблемы: решение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но в первую очередь от уровня ответственности человека за состояние природной среды. Это значит, что в школах нужно проводить воспитательные мероприятия, направленные на воспитание экологически грамотного человека. Формирование с ранних лет умения и жизненной потребности воспринимать природу и ее творения как великое и ничем не заменимое достояние.

          Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания, полученные на уроках экологии, биологии.

  Задачи:

  • Учебно – образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественно – научных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях.
  • Учебно – воспитательные: формировать у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально – чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.
  • Учебно – развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.

          Направленность: разработка данного внеклассного мероприятия направлена на повышение эффективности экологического образования и воспитания, развитие творческого потенциала обучающихся.

Форма проведения: экологическая игра – конкурс с элементами инсценировки

          Участники игры: в игре – конкурсе принимают участие команды, в состав которых входит пять человек из числа учащихся 6-х классов.

Команды заранее готовят рисунки, стенгазеты, плакаты на экологическую тематику. Задания для каждого этапа игры готовятся учителями – предметниками (МО естественно – научного цикла).

Школьников заранее знакомят с Положением игры – конкурса.

          Методы:

  • Поисковый
  • Проблемный
  • Исследовательский

          Оборудование:

  • ПК
  •  видеофильм о проведении экологических акций
  •  плакаты на экологическую тему
  •  живые объекты природы (листья, цветы, семена), муляжи овощей, грибов, карточки с изображением следов животных, названиями витаминов и продуктов; коллекции моллюсков, комнатные растения и т.д.

Место проведения игры: актовый зал (украсить плакатами, воздушными шарами).

Перед началом в зале звучат песни о природе, голоса птиц, шум прибоя и т.д.

  1. Организационный этап
  • Создание оргкомитета из состава учителей биологии, экологии, химии, ОБЖ
  • Организация команд – участниц
  • Создание судейской комиссии
  • Подготовка наградного материала и подарков
  • Подготовка вопросов и заданий для каждого этапа игры
  • Подготовка театрализованного представления
  • Оформление зала
  • Подготовка командиров команд (девиз, плакат на экологическую тематику)

          В марте, незадолго  до всемирного «Дня Земли» 22 апреля, учащимися 9-11-х классов разрабатываются этапы предстоящей игры. Школьники на заседаниях ученического самоуправления, на дополнительных занятиях по  ОБЖ продумывают содержание, оформление, поощрения для младших учеников на каждом этапе предстоящего мероприятия.

          Учитель выступает в роли консультанта, эксперта по заданиям и корректировщика (чтобы задания на всех этапах предстоящей игры соответствовали возрастным особенностям учащихся).

Структура мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Театрализованное представление. Игра начинается с открытия: театрализованное

     представление (школьный театр «Сверчок») (Приложение I).

     Ведущий озвучивает проблему и задачи игры «Знак вопроса» (Приложение II).

  1. Проводится игра «Знак вопроса» (Приложение III - IX).
  2. Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса

          Присутствующие на игре учителя-предметники, наблюдают за работой ребят, объективностью выставления баллов и корректностью в проведении соответствующего этапа.

Предварительные задания командам:

  1. Побывать на экскурсии в лесу.
  2. Узнать все о жителях леса, животных, птицах, насекомых, растениях.
  3. Очистить определенный участок леса от хвороста и мусора.

          Этапы игры:

  1.  Лесная тропа
  2. Наш край
  3. Конкурс капитанов
  4. Водоемы
  5. Устами младенца
  6. Растения вокруг нас
  7. Собери рюкзак
  8. Что мы едим?
  9. Интерактивная игра «Вопросы от букашек»

Рекомендации:

  • экологическая игра проводится в течение декады естественно – научных дисциплин
  • игру необходимо сделать яркой, запоминающейся, познавательной; нельзя оставлять никого из участников игры без поощрения; необходимо отметить вклад каждого в ее проведение.

 

2. Технологический  этап

          После получения маршрутных листов участники игры расходятся по этапам:

  • на этапе «Лесная тропинка» учащие по предложенным им карточкам должны определить, кому принадлежат следы (например,  предложить им узнать следы лося, медведя, зайца), определить растения по предложенным семенам, собрать грибы в лукошко, определить стороны горизонта по компасу.  (Приложение III).
  • на этапе «Наш край»  участники решают  кроссворд. Вопросы кроссворда составлены с учетом их знаний, полученных при изучении материала об Иркутской области.  (Приложение IV).
  • на этапе «Конкурс капитанов» командиры отвечают на вопросы о морских животных, растениях, птицах и т.д. (Приложение V).
  • на этапе «Водоемы» участники отвечают на вопросы о промысловых рыбах, называют реки Восточной Сибири, определяют моллюсков.  (Приложение VI).
  • на этапе «Устами младенца» члены жюри выступают в роли детей и свои «детские» высказывания адресуют прибывшей на этап команде.  Учащиеся должны определить, что имелось в виду.  (Приложение VII).
  • на этапе «Растения вокруг нас» учащиеся отвечают на вопросы о полезных свойствах растений, овощей и фруктов. (Приложение VIII).
  • на этапе «Собери рюкзак» участники  из предложенных предметов правильно соберите рюкзак, выбирают из различных предметов все необходимое для экологической экспедиции  (Приложение IX).
  • на этапе «Вопросы от букашек» обучающиеся  отвечают на вопросы из образовательной области «Экология», «Биология» используя компьютерную презентацию – игру.  (Приложение X).

3.Рефлексивный этап.

          На финише жюри подводит итоги игры - конкурса, награждает победителей и отмечает участие каждой команды, а так же лучшие рисунки, плакаты на экологическую тему.

          Оформляется выставка плакат – отзыв о проведенном мероприятии.

 

 

Приложение I.

Театрализованное представление

          Транслируется видеофильм о природе Восточной Сибири. Звучит музыка (заставка передачи «В мире животных» или А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»

 

Ведущий:

Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает!. Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, лазурные воды, неповторимый мир растений и животных! Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает человеку для жизни все – пищу, воду, одежду, топливо, окружает нас красотой!

(Звучит драматичная музыка) Но так ли все хорошо в этом мире? Давайте спросим об этом у самой Природы.

Звучит «Вальс цветов» из балета  П.И. Чайковского «Щелкунчик». Под музыку на сцене появляется Природа. Ее выход сопровождает «Танец бабочек и цветов»  в исполнении хореографического ансамбля.

Природа:

          Человек меня огорчает, он стал эгоистичным, расточительным потребителем, а мои богатства не вечны. Вырубаются леса, осушаются болота, загрязняются водоемы и атмосфера. Многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Горы промышленных отходов губят Землю.

          С человеком тоже не все благополучно: его одолевают болезни, процветают наркомания и преступность, не прекращаются войны, человечеству угрожает голод. Человек забыл об ответственности за жизнь на Земле. Что он оставит потомкам? Пустую, безжизненную планету? Со мной пришли мои подданные. Они ходят высказать свое отношение к деятельности человека.

Воздушная нимфа:

Нашу планету окружает самый большой из океанов. Мы каждый час, каждую минуту. Сами того не замечая, «купаемся» в нем. Речь идет о голубом воздушном океане. Воздухом дышат и звери. И птицы, и растения, и человек – все живое на земле не может обойтись без него! Вот только с каждым годом он становится все грязней и грязней. Из многих городов приходят тревожные вести: «Не хватает свежего воздуха, нечем дышать!». Полчища автомобилей заполнили улицы, проспекты, площади и обрушили на все живое свои выхлопные газы. А еще дымят бесконечные заводы и заводики, фабрики и фабрички. Все живое задыхается от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти.

Золотая рыбка:

          Не хочется мне больше жить в синем море, хочу в аквариум с чистой водою! Ох! Пропадают моря – океаны. Кораблей на водных путях -  как автомобилей на шоссе. И с каждого, даже маленького суденышка, в воды бросают мусор. Вот и превращаются голубые морские просторы в грязную свалку. А когда море становится грязным от ядовитой для всего живого нефти – совсем плохо! К несчастью, случается и такое. Потерпел танкер в пути аварию – вся нефть выливается в море. Вот беда так беда! От этой отравы гибнут рыбы, дельфины, болеют и гибнут чайки, другие морские животные. На многие мили вокруг вода покрывается жирной пленкой, которая, слоно крышка, не дает проникнуть в глубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и не отравленной  рыбе погибнут, но уже от голода.

Реченька:

          Ох, ребята, это я сейчас такой стала, раньше я прозрачная была. Вот моя история. Текла по равнине речка с чистой – пречистой водой – была я речка прозрачная. Построили на берегу завод. Для работы ему нужно много воды -  и проложили от завода к речке две трубы. По одной – вода на завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная, а выливается грязная, отработанная. Неудивительно, что я стала здесь, словно от стыда за творимое безобразие, алее мака! Ниже по течению построили еще один завод. И он чистую, прозрачную воду пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную воду. И стала я здесь, словно от досады, чернее черного. Еще дальше вырос на берегу третий завод, от чего речка сделалась здесь серо – буро – малиновой – пестрее самого пестрого ситца. Так вот: была я чистой, прозрачной, да стала грязнулей. Была многоводной, да стала маловодной.

Фея леса:

          Люди не могут обойтись без леса. Лес поставляет в атмосферу кислород, он, как пылесос, освобождает воздух от пыли. Лес – это наполненные чистой водой речки: корни деревьев скрепляют почву, предотвращают ее эрозию. Лес смягчает климат, защищает от холодных ветров зимой и от суховеев летом, он дает пищу, лекарства от болезней. Лес наполнен жизнью – это родной дом для тысяч животных и растений. За последние 20 лет планета потеряла почти 200 млн.га леса. Каждый год лесной покров сокращается на площадь, равную территории Австрии. Огромный расход древесины, горы мусора… А ведь деревья растут медленно, многие десятилетия.

Эколог:

          Позвольте вступиться за человека. Он осознал значение чистого воздуха, воды, лесов и полей нашей прекрасной планеты Земля. Люди начинают понимать, что Земля – наш общий дом, и его надо сохранить для будущих поколений. Чтобы решить экологические проблемы, человек должен изменить себя, свое мышление, сознание. Важно помнить, что Земля одна, и другой планеты у нас не будет!

Ведущий:

В нашей школе ребята понимают всю ответственность, которую несет человек за состояние окружающей среды и занимаются решением некоторых экологических проблем.

(Вокальный ансамбль «Радуга» исполняет частушки на экологическую тему) (Приложение II).

Ведущий:

          Ежегодно школьники приводят в порядок улицы города и района, высаживают зеленые насаждения на пришкольном участке, участвуют в различных экологических акциях.

(Демонстрируются фрагменты видеофильма о проведении природоохранных акций «Берегам Китоя – заботу детских рук», «Чистый город»,  «Не жги траву и мусор»)

Ведущий:

Стали люди сильные, как боги, и судьба Земли у них в руках.

Но темнеют старые ожоги у земного шара на боках.

Мы давно освоили планету, широко шагаем в новый век.

На Земле уж белых пятен нету – черные сотрешь ли, человек?

 

Приложение II.

Экологические частушки

Всюду люди - тут и там.

Где они - там сор и срам.

Сами от того страдаем,

Что природу засоряем.

 

Ой, ты, реченька река,

Не поймаешь окунька.

Ловится лишь на крючок

То пакет , то башмачок.

 

Мы с подругою в лес пошли

Собирать грибочки,

Только леса не нашли:

Там одни пенёчки.

 

Мусор здесь, помойка там,

А Земля вращается-

Незаметно, потихоньку

В свалку превращается!

 

Ой, вы, люди всей Земли,

Вдруг Земля обидится?!

На других планетах жизни

Пока не предвидится!

 

Шар земной - наш дом родной,

Но теперь от века к веку

Он в опасности большой

От деяний человека.

 

До чего ж природу жалко!

Не губи её красу!

Человек, не делай свалку

Рядом с городом в лесу!

 

Лес зелёный охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

 

Сколько мусора везде,

Нигде нет цветочка,

Даже солнышко сквозь лес

Не пробьет окошко.

 

По лесочку мы пойдём,

Мусор вместе уберём .

Пусть щебечут соловьи

От зари и до зари!

 

О воде мы спорим много,

Как её для всех сберечь.

И без слов всем надо помнить,

Без неё и хлеб не спечь.

 

В воздухе прохлада, свежесть,

Но нам снится страшный сон,

Как от лаков «Локон» , «Прелесть»,

В дырах над землёй озон.

 

Я прекрасный видел сон,

Не позабудится мне он.

Вот он глобус - шар земной,

Такой чистый и родной

 

Приложение III.

Первый  этап «Лесная тропа»

  1. Чей это след. Учащие по предложенным им карточкам должны определить, кому принадлежат следы (например, предложить им узнать следы лося, медведя, зайца)
  2. Покажи, из каких частей состоит перо птицы? (Очин, стержень, опахало)
  3. Определи растение по предложенным семенам (ясень, клен, акация)
  4. Определи стороны горизонта по компасу и азимуту.
  5. Собери грибы в лукошко (Представлены муляжи грибов. Нужно из них выбрать съедобные и определить их названия (мухомор, белая поганка, сыроежка, боровик, подберезовик, груздь и т.д.)

 

 

Продолжение в прикрепленном файле.



Категория: БЛОГИ
Просмотров: 914 | Загрузок: 21 | Рейтинг: 1.5/2

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: