Тематическое планирование развивающих занятий
«Развитие познавательных процессов».
Цель: сформировать позитивные модели поведения, избежать негативных эмоций, снизить уровень тревожности при поступлении ребёнка в школу.
Пояснительная записка.
Адаптация- сложный многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив. Переход ребёнка из разряда дошкольника в разряд первоклассника –серьёзное испытание и для самого малыша, и для его родителей. В процессе превращения дошкольника в ученика важна каждая минута, проведённая ребёнком в школе. Именно поэтому адаптационные занятия отличаются от учебных уроков. Они строятся на интегрированной основе с использованием игры и практической деятельности. В процессе занятий дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя. Занятия данного курса играют психопрофилактическую роль и защищают детей от сильных переживаний в первые дни учёбы в школе. Данные занятия дают возможность детям:
-привыкнуть к школе;
-освоить учебные правила;
-найти друзей;
-снизить школьную тревожность.
Основные задачи курса занятий «Развитие познавательных процессов» следующие:
- Речевое развитие;
- Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- Формирование у ребёнка представления о школе как о месте, где он будет принят со всеми своими чувствами, мыслями;
- Формировать позитивные модели поведения;
- Поддерживать и развивать познавательную активность детей, снимать утомление;
- Формировать у учащихся приёмы и способы познавательной, учебной, коммуникативной и других видов деятельности;
- Формирование осознания новых требований, формирование внутренней потребности в соблюдении установленных школьных правил.
Общее количество занятий: 10. Занятия имеют следующую временную структуру:30 минут(1 раз в неделю).
Занятия проводятся по тематическому плану, который был разработан с использованием программ Л.С. Колмогоровой, Н.Н. Григорьевской, И.А. Модиной «Человекознание» (курс психологии с элементами этики и валеологии), Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь»(программа адаптации детей к школьной жизни), адаптационные занятия Р.В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе», Н.Б. Говоркова, Г.Г.Кукушкина «Первые дни ребёнка в школе: рефлексивные круги, игры».
№
п/п
|
Тема занятия
|
Цель и задачи занятия
|
Методический инструментарий
|
Дата проведения
|
1.
|
Мелкая моторика рук.
|
Развитие мелкой моторики рук.
|
-Презентация к занятию;
-
|
|
2.
|
Восприятие (цветовое восприятие, ориентировка в пространстве)
|
Развитие пространственной ориентировки, развитие цветовосприятия.
Познакомить детей с правилами поведения в школе.
|
-Презентация к занятию;
- Правила поведения в школе;
-Игра «Где находится»
-Игра «Какого цвета»;
-Задание «Закрась шарик нужным цветом»;
- «Весёлые бусинки»;
- «Доска Сегена».
|
|
3.
|
Зрительная память.
|
Развитие зрительной памяти, внимания, пространственной ориентировки.
|
-Презентация к занятию;
-Игра «Что изменилось»;
-Игра «Посмотри и запомни».
|
|
4.
|
Мышление и речь.
|
Развитие устной речи, учить находить противоположные по смыслу слова, развитие мыслительных операций.
|
-Презентация к занятию;
-Игра «Найди противоположные по смыслу слова»;
-Задание «Соедини противоположные понятия»;
-Логические задачи;
-Соедини точки «Цветок».
|
|
5.
|
Словесно- логическое мышление.
|
Развитие словесно-логического мышления, развитие мелкой моторики рук.
|
-Презентация к занятию;
-«Найди закономерность»;
-«Обведи и разукрась».
|
|
6.
|
Внимание.
|
Развитие внимания, речи, мелкой моторики рук
|
-Презентация к занятию;
-Определи последовательность;
-Найди отличия;
-Кодирование;
-Заучивание стихотворения.
|
|
7.
|
Мышление.
|
Развитие мыслительных операций (анализа, синтеза);
|
-Презентация к занятию;
-Кому что необходимо;
-Больше-меньше;
-Узнай по тени;
-Логические упражнения;
-На какую фигуру похоже.
|
|
8.
|
Мышление и речь.
|
Развитие умения находить закономерности, развитие устной речи.
|
-Презентация к занятию;
-Найди закономерность;
-Игра «Словообразование»;
-Чего не хватает.
|
|
9.
|
Пространственная ориентация.
|
Развитие пространственной ориентировки.
|
-Презентация к занятию;
-Кто, где находится;
-Куда летят ракеты;
-Раскрась фигуры в заданный цвет;
-Нарисуй в нужном месте.
|
|
10.
|
Волшебные помощники(органы чувств)
|
Развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия.
|
-Презентация к занятию;
-Загадки про органы чувств;
-«Волшебный мешочек»;
-«Угадай на вкус»;
-Игра «Кто так кричит?»;
-Опиши предмет.
|
|
|