Главная » Методическая копилка » БЛОГИ


Технологическая карта урока литературного чтения в 3-м классе по теме: "Ф. Тютчев «Зима недаром злится», М. Пришвин «Капля и камень»"

СКАЧАТЬ (31.7 Kb) 27.10.2019, 13:41
Сульдина Надежда Анатольевна
Студентка 413-й группы
Технологическая карта
Ф.И.О: Сульдина Надежда Анатольевна
Программа (УМК): «Гармония».
Класс: 3
Дата проведения урока: 22.03.19
Дисциплина: Литературное чтение.
Тип урока: открытие нового знания.
Тема урока: Ф. Тютчев «Зима недаром злится», М. Пришвин «Капля и камень».
Цель урока: изучить стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится» и рассказ М. Пришвина «Капля и камень».
Задачи урока:
Обучающая: продолжить изучение творчества Ф. Тютчева и М. Пришвина.
Развивающая: развивать умения анализировать произведение, умение выразительно читать произведения.
Воспитывающая: создавать условия для формирования внимательно отношения к слову писателя.
Методы: метод творческого чтения, репродуктивный метод, метод самостоятельной работы
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник литературного чтения, презентация.

Ход урока
Структурный компонент урока Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
1. Орг.момент
Цель: мотивация к учебным действиям чтения и слушания. - Здравствуйте ребята, меня зовут Надежда Анатольевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение. Приветствуют учителя и настраиваются на урок. Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
2. Целеполагание
Цель: определить тему и цель урока. Звучит запись пьесы «Весна» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
– Что вы услышали в музыке? Что почувствовали? Что представляли себе, пока слушали? Может быть, кто-то узнал пьесу?
– Вы, конечно, догадались, что я совсем не случайно поставила эту запись.
- Откройте учебник и посмотрите, как называется наш раздел?
– Произведения, которые включены в этот раздел, рассказывают о весне, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом.
– Обратите внимание на слайд, посмотрите с произведениями каких авторов, мы начнём изучение раздела?
– Подумайте, с какой целью мы будем читать произведения этих авторов?


– Это Петр Ильич Чайковский, его музыкальная пьеса называется «Весна».

- «Весна идет, весне дорогу»

- Ф.И. Тютчев и М. Пришвин.

– Познакомиться с творчеством Ф. И. Тютчева и М. Пришвина; проанализировать произведения, узнать, какие литературные приёмы они использовали для создания образа весны. Познавательные
-поиск информации;
-формулируют проблему.
Регулятивные:
-принятие и удержание цели
-постановка учебных задач
-определяют тему и цель урока
-планирование своей деятельности
Коммуникативные
-осознанное построение речевого высказывания
-сотрудничество с учителем
3. Подготовка
к чтению
Цель: настроить учащихся на восприятие нового текста. Тютчев Фёдор Иванович (1803 год, село Овстуг Орловской губернии - 1873 год, Царское Село, близ Петербурга) - известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики.
Тютчев Федор Иванович происходил из родовитой, но небогатой дворянской семьи. Тютчев не был плодовит как поэт (его наследие - около 300 стихотворений). Начал печататься в 16 лет, но печатался редко, в малоизвестных альманахах, в период 1837-1847 почти не писал стихов и, вообще, мало заботился о своей репутации поэта. Впервые поэзия Тютчева обратила на себя внимание после публикации ряда его стихов в пушкинском "Современнике" в 1836-1837. Первое собрание стихов выпустил в 1854 Тургенев. Однако прижизненная известность Тютчева ограничивалась кругом литераторов и знатоков.
- Сегодня мы с вами познакомимся с одним из его замечательных стихотворений «Зима недаром злится».
Читает выразительно стихотворение - «Весна идет, весне дорогу» Познавательные:
формулируют проблему и решают её;
Регулятивные:
определяют тему и цель урока;
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем.

4. Первичный
синтез.
Цель: тренировка навыка чтения, слушания, понимания. - О чём это стихотворение?
- Ребята, поэт показал два образа – два настроения.
- А как вы, думаете, на чьей стороне автор?

В своем стихотворении поэт использует прием контраста.
- Что такое контраст?
- Вспомните уроки изобразительного искусства. Какие цвета мы называем контрастными?
- Что описывается в контрасте?
На доске – таблички: «Зима», «Весна,
Назовите слова, характеризующие зиму.
– Какое слово написано в контрасте у поэта?
На экране появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:
Зима:
злится;
хлопочет;
ворчит;
ведьма;
злая;
взбесила;
пустила Весна:
хохочет;
гонит;
шумит;
дитя;
прекрасное;
горя мало
умылася, румяней стала
Одинаково ли будете читать про зиму и весну? Почему?

Попробуйте передать отношения зимы и весны, их характеры.
Чтение детьми стихотворения - О борьбе Зимы и Весны.

- Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.

- Контраст – это резкая противоположность. Черный и белый.

- Зима и Весна.

- Злится.

- Хохочет и т.д.

- Нет, про зиму мы будем читать серьёзно, строго, со злостью, а про весну радостно.

Читают стихотворение по одному. Познавательные:
умеют читать и извлекать нужную информацию;
умеют строить речевые высказывания;
Регулятивные:
определят последовательность своих действий;
Коммуникативные:
умение слушать и слышать;
сотрудничество с учителем;

5. Физминутка.
Цель: снять физическое напряжение. - Давайте с вами немного отдохнем. Встаньте из-за парт и повторяйте за мной.
- Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка встань, не зевай, и за нами повторяй!
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (разводят руками)
- Здравствуй солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя).
Землю солнышко пригрело, птичка радостно запела (махи руками)
Зажурчали ручейки (ладошки вместе, волнообразные движения).
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают, и снова встают, руки поднимают вверх). Повторяют за учителем движения. Личностные: формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Регулятивные:
Саморегуляция
Коммуникативные:
умение слушать и слышать.
6. Анализ
текста.
Цель: формировать умения понимать и анализировать содержание стихотворения, замысел автора, выражать понимание текста интонационно. - Следующее произведение, которое мы свами будем изучать сегодня на уроке, «Капля и камень» М. Пришвина,
Я немного расскажу о его творчестве.
Пришвин Михаил Михайлович родился 23 января 1873 года в Орловской губернии неподалеку от Ельца. Учился сначала в Елецкой гимназии, потом в Тюменском училище. Окончив его, уехал в Ригу и поступил в политехникум на агрономическое отделение. Первые печатные труды создал по практической агрономии. Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 г. Пришвин составил книгу «В краю непуганых птиц» (1907). Это путевые очерки, наблюдения над природой и бытом.
Писатель, умеющий наблюдать природу, видеть такие в ней закономерности, которые распространяются на людей, важны для осознания людьми. Пришвин благодаря тому, что только создавал какие-то природные картины в своих произведениях, но он учил людей, как нужно видеть природу.
- Что узнали о Пришвине? Внимательно слушают учителя.

- Что он как никто другой умеет наблюдать в природе. Благодаря своим наблюдениям и умению может рисовать природные картины в своих произведениях Регулятивные:
выполняют учебные действия в речевой и письменной форме;
умеют составлять план своих действий и определяют последовательность своих действий;
Познавательные:
осуществляют поиск нужной информации;
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем;
сотрудничество со сверстниками;
умение слушать и слышать;
Владеют диалогической и монологической формами речи.
7. Вторичный
синтез.
Цель: формировать умения обобщать понятое, формулировать проблему произведения и доказывать свою точку зрения. - В этой миниатюре он дает урок людям. А вот какой урок вы мне скажите после того, как внимательно послушаете.
Выразительно читает произведение.
- Какая тема у этого произведения?
- А кто является главным героем?
- На самом деле вода переходит из твердого состояния (т.е льда), в жидкое.
- Вот и в этой миниатюре, писатель раскрывает, говорит о весне, о капели, но он не ограничивается в этом, он дает урок людям.
- Какой урок давайте его посмотрим, давайте раскроем этот урок.
- Откройте стр. 136. Рассмотрим более внимательно миниатюру. Для начала прочтём ее и ответим на вопрос, о чем же идет речь?
- Какой же урок дает писатель?

Внимательно слушают произведение.

- Здесь звучит тема весны
- Главным «героем» миниатюры, его главным образом является образ «воды».

- О капле и камне.
- Если капельки объединятся, то они делают одну и ту же работу «кап-кап-кап-кап», и не только в течение весны, а в течение долгих лет весной, когда вот капает-капает-капает, даже камень, оказывается, твердый, такой могучий, он уступает, разрушается под воздействием капели . Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины, организовывать учебное сотрудничество.
8. Задание на
дом.
Цель: дать установку на тренировку отработанных умений. - Дома вам нужно будет выучить наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится». Записывают домашнее задание. Коммуникативные:
умеют слушать и слышать
9. Итог урока.
Рефлексия
Цель: закрепить основные понятия. – Изучение какого раздела начали сегодня? Почему этот раздел так озаглавлен? Какие произведения будем читать?
– Какие произведения открывает этот раздел учебника? Кто авторы?
- Давайте вы оцените свою работу на уроке. Я вам раздам раскраски с изображением цветов. Вам нужно будет закрасить его в соответствующий цвет.
Зеленый - урок очень интересный. Мне все понравилось.
Желтый – мне понравился урок, но я не совсем справился.
Красный – урок мне не понравился. Было скучно, я ничего не понял. - «Весна идет, весне дорогу».
- Мы будем изучать произведения р весне.
- Ф. И. Тютчев «Весна недаром злится», М. М. Пришвин «Капля и камень» Регулятивные:
рефлексия;
Познавательные:
оценка процесса и результата деятельности.

Категория: БЛОГИ
Просмотров: 685 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: