|
Тема |
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
|
|
Класс |
4 |
|
|
Учитель |
Хандогина Татьяна Николаевна |
|
|
Цель |
Продолжить работу с рассказом К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
|
|
|
Задачи |
- Формировать литературоведческие представления, обеспечивающие детям полноценное восприятие произведения, помочь постичь идею произведения через его форму, проникнуть в настроение произведения.
- Развивать устную речь учащихся, учить умению высказывать свои мысли, разрешать проблемные ситуации.
- Дать почувствовать детям необыкновенную силу слова, развивать эмоциональный мир детей, учить читателей постигать внутреннее состояние человека через его внешнее проявление.
|
|
|
Оборудование |
интерактивная доска, АРМ учителя, рисунки детей по рассказам К.Г. Паустовского, нетбуки, карточки с заданиями |
|
|
Формируемые УУД |
Личностные:
- принимать образ хорошего ученика;
- следовать моральным нормам и этическим требованиям;
- уметь сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные:
- выполнять учебные действия в устной форме;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
- прогнозировать, предполагать, устанавливать взаимосвязи;
- выделять существенную информацию;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные:
- сотрудничать с одноклассниками;
- строить монологическое высказывание;
- формулировать собственное мнение и позицию, выражение своих мыслей.
|
|
Этап
урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД
|
Регулятивные |
Познаватель-ные |
Коммуника-тивные |
Личностные |
- Организа-ционный момент.
|
- Сегодня на уроке постарайтесь быть внимательными и активными, покажите свои творческие способности, умение правильно выражать свои мысли, умение слушать и понимать язык литературы и язык классической музыки. |
Приветствуют учителя. |
|
|
|
Принимать образ
хорошего ученика. |
- Создание проблемной ситуации.
|
- Наш урок я хотела бы начать красивыми и мудрыми словами. Внимательно послушайте их.
«…Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей…
Торопитесь все отдать при жизни,
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой родине припасть».
- Автор этих строк дает совет всем людям о том, как правильно пройти свой жизненный путь. Каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожил свою жизнь известный талантливый писатель, которому будет посвящен этот урок литературного чтения. О ком будет идти речь, вы узнаете, выполнив задание на нетбуке.
- Соотнесите имена известных писателей с названиями произведений, авторами которых они являются.
- Имя какого писателя у вас осталось? (К.Г. Паустовский) |
Слушают стихотворение.
Выполняют задание на нетбуках.
К.Г. Паустовс-кий |
Выполнение учебных действий в устной форме. |
Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, поиск и выделение необходимой информации.
Выделять существенную информацию. |
|
Принимать образ хорошего ученика |
- Актуализация знаний
|
- Сегодня мы пролистаем некоторые страницы альбома творческой жизни К.Г. Паустовского.
Слайд 1. Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Москве. Его отец служил в управлении железных дорог. С самого детства он приохотил маленького сына к «путешествиям» по карте. Когда, К.Г. Паустовский вырос, он смог воплотить детские мечты: много путешествовал, объездил всю страну. Последние годы жизни писатель провёл в Тарусе, маленьком городке на берегу Оки, в скромном одноэтажном доме над обрывом.
Слайд 2. Мы можем совершить заочную экскурсию по уютному дому К.Г. Паустовского, в стенах которого появились на свет многие известные рассказы писателя. Свой первый рассказ К.Г. Паустовский опубликовал будучи еще гимназистом, но к литературе вернулся лишь через 10 лет. За это время он сменил не одну профессию, разъезжая по стране.
Слайд 3. К.Г. Паустовский умел находить красоту в самой обычной жизни. Его всегда интересовали люди творческого труда. Он создал произведения, посвященные художникам, поэтам, композиторам.
- Какие произведения этого автора вы знаете? Назовите их.
Слайд 4. На этом слайде представлены лишь немногие из книг К.Г. Паустовского.
- Многие из вас сделали рисунки к рассказам писателя.
- Можно ли сказать, что К. Г. Паустовский писал только о природе? (К. Паустовский мечтал собрать книгу биографий знаменитых людей).
Слайд 5. - Да, вы совершенно правы, и доказательством этому служит рассказ К.Г. Паустовского, с которым вы познакомились дома.
- Как называется этот рассказ? |
Просмотр презентации.
Отвечают на вопросы учителя.
Просмотр выставки рисунков.
«Корзина с еловыми шишками» |
Выполнение учебных действий в устной форме. |
Выделять существенную информацию.
|
Формулировать собственное мнение и позицию, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
|
- Словарная разминка
|
- Открываем учебник на с. 5. Прежде чем начнем чтение текста, выполним словарную разминку.
Раз-рас-та-ет-ся
Вы-ва-ли-ва-лись
Во-сем-над-цать
Че-ло-ве-чес-ко-го
Глу-бо-чай-шей
Бла-гос-ло-вен-но
Сим-фо-ни-чес-ку-ю |
Читают слова про себя, шепотом, по слогам и целиком.
|
Выполнение учебных действий в устной форме. |
|
Сотрудничать с одноклассни-ками. |
|
- Вторичное чтение текста.
|
- Где разворачиваются события рассказа? Слайд 6.
- Найдите в тексте описание природы этого края.
- Назовите главных героев рассказа? Слайд 7.
- Прочитайте отрывок, в котором описывается момент их встречи? (Чтение по ролям)
- Почему Э. Григ относится к девочке с пониманием и любовью?
- Что он обещает девочке?
- Почему подарок Дагни сможет получить только через 10 лет?
- А ещё, ребята, у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э. Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К. Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э. Грига и мастерски сумел показать нам.
- Найдите в тексте строки, в которых описано место, где жил и творил композитор (Выборочное чтение).
- Почему в комнате не было ничего, кроме дивана?
- Почему был оставлен диван?
- Что являлось предметом роскоши в комнате?
- Посмотрите, как мастерски передаёт автор звучание рояля великого композитора. Зачитайте строки, описывающие звучание.
- Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык, писал К. Паустовский.
- Действительно, музыка, созданная Э. Григом прекрасна! Он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека. Музыка – это язык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами. |
Отвечают на вопрос учителя.
Ищут информацию в учебнике.
Ответы детей.
Ответы детей.
|
|
Прогнозировать, предполагать.
Выделять существенную информацию.
Прогнозировать, предполагать.
|
Строить монологическое высказывание.
Получать нужную информацию.
Получать нужную информацию. |
Уметь сопереживать чувствам других людей |
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|