|
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Волшебный мир пластилина"
(68.2 Kb)
| 04.11.2018, 18:54 |
Колмыкова Елена Александровна учитель начальных классов |
СОДЕРЖАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Направленность программы - художественная Занятия декоративно - прикладным творчеством в дополнительном образовании способствуют развитию творческого потенциала у обучающихся. У детей появляется желание создавать красоту своими руками, внося гармонию в окружающий мир. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Лепка из пластилина позволяет реализовывать и развивать творческие способности детей, дает возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Программа «Волшебный мир пластилина» направлена на воспитание художественной культуры учащихся детских епархиальных центров, развитие их интереса к декоративно-прикладному творчеству. Новизна программы. Новизна программы «Волшебный мир пластилина» заключается в том, что данная программа способствует не только развитию творческих способностей детей, но и обогащению их мировосприятия. Программа создает условия для реализации личности ребёнка, помогает познавать культуру своего народа через приобщение к духовным традициям, формируя тем самым целостное художественно - эстетическое мировоззрение. Данная программа предусматривает межпредметные связи: активно используются навыки, знания, умения, приобретенные на уроках труда, изобразительного искусства. Актуальность программы. Актуальность программы отвечает требованиям сегодняшнего времени. Дополнительное образование организует досуг и способствует самоопределению и самореализации обучающихся. Чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, мог в полной мере развить свои творческие способности и овладеть умениями и навыками, необходимыми при лепке и рисовании пластилином, и призвана программа дополнительного образования детей «Волшебный пластилин». Для современных детей самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Создание поделок доставляет детям радость, когда им удается задуманный образ. В то же время воспитывается у ребенка стремление сохранять и украшать окружающий мир. Лепка и рисование пластилином является весьма действенным методом художественного, эстетического воспитания. В процессе обучения по данной программе, дети осваивают основы техники лепки и рисования пластилином, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы декоративно-прикладного творчества. Педагогическая целесообразность программы применением в работе определенных педагогических принципов. Образовательное значение, как лепки, так и рисования пластилином огромно, особенно в плане умственного (стимулирует речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук - мелкой моторики) и эстетического развития ребёнка. Пластилин - удивительный материал. Он дает детям не только возможность реализовать свой творческий потенциал, но и помогает сформировать эстетический вкус, учит их жить в гармонии с природой. При работе с пластилином дети выражают свои чувства, эмоции, фантазии, свое отношение к окружающему миру, расширяя свой кругозор. Принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков по пути от простой поделки к сложным выставочным композициям. В основе реализации программы лежат педагогические принципы: педагогика успеха, сотрудничества, сотворчества в достижении поставленных целей. Реализация программы подразумевает большую самостоятельную творческую работу воспитанников. Формирование навыков и умений происходит в процессе практической работы. Отличительной особенностью программы от уже существующих заключается в том, что дети осваивают не только технику лепки, но и технику рисования пластилином, учатся составлять композиции, совмещать различные техники при создании панно, подбирать цветовые решения. Кроме того, учащиеся в процессе реализации данной программы изготавливают поделки к православным праздникам, тем самым знакомясь с историей и традициями православной культуры. Данная программа дает возможность детям почувствовать целостность мира культуры русского народа, его духовные традиции, основанные на православной вере. Целью программы является: создание условий для развития у детей духовно-нравственных качеств, творческих способностей, познавательных процессов и навыков лепки из пластилина посредством занятий в кружке «Волшебный мир пластилина». Достижению данной цели способствует решение следующих задач: Образовательные задачи: -познакомить детей с основными видами лепки и техниками рисования пластилином; -сформировать умения следовать устным инструкциям; -сформировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином; -обучить созданию композиции с изделиями, выполненными из пластилина. Развивающие задачи: -развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения; конструктивное мышление и сообразительность; -развивать духовно-нравственные качества; -сформировать эстетический и художественный вкус; - развивать умения использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм; -развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. Воспитательные задачи: -способствовать развитию интереса к декоративно-прикладному искусству; -сформировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; -способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей; -обучить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. В реализации программы «Волшебный мир пластилина» участвуют дети в возрасте от 6 до 10 лет. В творческое объединение принимаются все желающие без специального отбора. Срок реализации программы 2 года. Занятия проводятся: 1 год обучения - 3 раза в неделю по 1 часа – итого 102ч. 2 год обучения – 3 раза в неделю по 1 часа – итого 102 ч Приёмы и методы организации занятий кружка. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы: • Учитель для ученика, а не ученик для учителя; • Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск; • Учёт психофизических особенностей детей; • Создание атмосферы успеха. Формы организации учебной деятельности: • индивидуально-групповая; • групповая; • выставка; • творческий конкурс; • выездной урок. Занятия включают теоретическую и практическую часть. Основной объём знаний учащиеся получают в активной форме в ходе выполнения практических заданий, работ. В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, игры-шутки, игры-конкурс, игра-путешествие, защита проектов, конкурс, выставка, творческие отчеты, праздник, видео-урок, презентации и т.д. Формы подведения итогов реализации программы: - опрос теоретического материала; - выполнение практического занятия; - выставка; -фестиваль; - конкурс. Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных работ и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои. Результаты работы могут быть представлены в форме коллективных выставок творческих работ, итоговых занятий, игровых мероприятий, участия в конкурсах творческих работ, организованных Некоммерческим фондом «Детский епархиальный образовательный центр». Требования и ожидаемые результаты У воспитанников объединения «Волшебный пластилин» по окончанию программы будут сформированы художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином, ребята научатся созданию композиции с изделиями, выполненными из пластилина. В процессе реализации программы на каждом году обучения решаются свои этапные задачи. Занятия способствуют развитию внимания, памяти, логического и пространственного воображения, развитию конструктивного мышления и сообразительности, формируют эстетический и художественный вкус; у детей развивается способность работать руками, совершенствуется мелкая моторика рук, развивается глазомер. У обучающихся формируется интерес к декоративно-прикладному искусству, бережное отношение к своему труду и труду близких людей. Работа по реализации программы может вестись как в течение учебного года, так и в период летних каникул. Настоящая программа составлена на основе программы для детей младшего школьного возраста «Обучение в игре», автор Волобуева И.И., 2008г., а также - комплексной программы изостудии МГДД (Ю)Т «Рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное творчество», авторы Быкова Я.Г., Богданова Н.Г., Волобуева И.И., Смирнов А.А., 2010г., программа Барановой Н.В. «Волшебный пластилин», 2011г. Программа оснащена постоянно обновляющимся учебно-методическим компонентом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.), таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени, альбомы с образцами, фотографиями. Учебно-тематический план адаптирован к условиям Некоммерческого фонда «Детский епархиальный образовательный центр». Учебно-тематические планы Первый год обучения-102 часа в год, 3 часа в неделю; возраст 7-9 лет
№ Тема занятий Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Организационное занятие, Инструктаж по технике безопасности 1 1 - устный опрос 2 Вводное занятие. История пластилина. 2 1 1 устный опрос 3 Базовые формы, используемые при лепке. 3 1 2 устный опрос 4 Фрукты и овощи из пластилина. 2 1 1 Практическая работа 5 Лепка насекомых: улитка, божья коровка, гусеница, бабочка, стрекоза, пчелка. 6 1 5 Практическая работа 6 Лепка животных, птиц, рыб. 16 4 12 Практическая работа 7 Рисование пластилином. Основные приемы. 2 1 1 устный опрос 8 Плоский способ рисования 8 1 7 устный опрос 9 Объемный способ рисования 10 2 8 Защита проектных работ 10 Комбинированное рисование 26 4 22 Выполнение панно 11 Подготовка к весенним православным праздникам: Вербное Воскресенье, Пасха. 24 3 21 Защита проектных работ. 12 Композиция весенняя 8 1 7 Защита проектных работ, викторина 13 Итоговая выставка 2 - 2 Подготовка к выставке 14 Итоговое занятие 2 2 - Викторина ИТОГО 102 23 79
После окончания первого года обучения воспитанники должны: Знать: • правила организации рабочего места; • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином. • названия и назначение инструментов; • последовательность технологических операций. Уметь: • правильно организовать рабочее место; • пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике; • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами; • выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;
Второй год обучения - 102 часа в год; 3 часа в неделю; возраст 8-10 лет
№ Тема занятий Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Вводное занятие. Техника безопасности. 1 1 - Устный опрос 2 Пластилиновые цветы и деревья. 10 2 8 Творческая работа, 3 Подводный мир из пластилина. 8 1 7 Творческая работа 4 Рисование хохломских узоров 8 1 7 Практическая работа 5 Архитектурные строения. Храмы. 10 1 9 Практическая работа 6 Оформление работ на тему «Рождество Христово» 16 3 13 Защита проектных работ. 7 Пластилиновая Рождественская сказка. 6 1 5 Защита творческих проектов, викторина 8 Барельефное рисование пластилином. 8 1 7 Практическая работа 9 Космос и планеты. 4 1 3 Защита творческих работ 10 Праздничный букет. 4 - 4 Практическая работа 11 Оформление праздника Пасхи. 16 3 13 Практическая работа, викторина 12 Торцевание на пластилине. 17 2 15 Устный опрос 13 Итоговая выставка. 2 - 2 Оформление выставки 14 Итоговое занятие. 2 2 - Викторина ИТОГО 102 19 83
После окончания второго года обучения воспитанники должны: Знать: • исходные формы изделий; • приемы доработки исходных форм; • последовательность технологических операций. • культуру поведения и труда. Уметь: • использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм; • пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе; • самостоятельно выполнять несложное изделие; • оформлять готовое изделие; • правильно вести себя в общественных местах; • оказывать посильную помощь товарищам и взрослым. Содержание программы Краткое описание содержания тем первого года обучения Тема 1. Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности Теория: Цели и задачи работы творческого объединения. Формы и методы деятельности. Планы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Тема 2. Вводное занятие. История пластилина Теория. Знакомство с историей пластилина. Знакомство с инструментами и материалами, предназначенными для лепки и рисования пластилином. Форма одежды и внешний вид. Лепка из пластилина как условие развития творческих способностей. Практическая часть. Устный опрос на знание техники безопасности. Практическая работа, по использованию инструментов и материалов. Тема 3. Базовые формы, используемые при лепке Теория. Знакомство с основными формами, используемыми при лепки из пластилина. Практическая часть. Выполнение базовых форм: шарик, капля, груша, бочонок, колбаска, цилиндр, конус, лепешка, полоска. Изготовление симметричных деталей. Нанесение рисунка на поверхность. Тема 4. Фрукты и овощи из пластилина Теория. Рассказ о ценности питательных веществ, содержащихся в фруктах и овощах. Разгадывание загадок, рассказ стихотворений. Практическая часть. Лепка овощей и фруктов, используя базисные формы. Морковь, яблоко, вишенки, бананы, гриб. Тема 5. Лепка насекомых Теория. Беседа о пользе насекомых, местах их обитания. Разгадывание загадок, рассказ стихотворений. Практическая часть. Лепка насекомых: улитка, божья коровка, гусеница, бабочка, стрекоза, пчелка. Защита проектных работ. Тема 6. Лепка животных, рыб, птиц Теория. Беседа о животных, птицах, рыбах, среде их обитания. Разгадывание загадок, рассказ стихотворений. Защита проектных работ. Практическая часть. Лепка птиц, рыб, животных, используя более сложные техники. Творческие работы на темы: Мышка, Собачка, Котенок, Черепаха, Крокодил, Корова, Жираф, Пингвин, Петушок, Попугай, Лягушка, Цыпленок, Поросенок, Рыбки. Тема 7. Рисование пластилином. Основные приемы Теория. Рассказ о технике, технологии, истории рисования пластилином. Практическая часть. Показ основных приемов, используемых при рисовании пластилином. Выполнение основных приемов детьми. Тема 8. Плоский способ рисования Теория. Устное повторение техники плоского рисования. Выбор рисунка. Практическая часть. Подготовка необходимого материала, изготовление работы. Тема 9. Объёмный способ рисования Теория. Рассказ о технике объемного рисования, грамотном сочетании цветов. Практическая часть. Выбор композиции, подборка необходимых материалов, выполнение работы. Защита проектных работ. Тема 10. Комбинированное рисование Теория. Рассказ о комбинированном рисовании. Его отличии и сходстве с другими видами рисования. Основные формы. Практическая часть. Выполнение панно в технике комбинированного рисования. Тема 11. Подготовка к весенним православным праздникам: Вербное Воскресенье, Пасха. Теория. Рассказ о истории праздников Вербном воскресении, Пасха. Практическая часть. Изготовление поделок и панно к празднику Светлой Пасхи и Вербного Воскресения. Практическое занятие на местности «Убранство храмов». Подготовка работ к Пасхальной выставке. Защита проектных работ. Тема 12. Композиция весенняя Теория. Беседа о временах года. Виды композиционных решений для работ на весеннюю тему. Практическая часть. Изготовление панно, картины, рисунка или поделки на тему «Весна», по замыслу учащихся. Проведение викторины на тему «Весна». Тема 13. Итоговая выставка Практическая часть. Подготовка работ к выставке, демонстрация лучших работ учащихся. Анализ работ учащихся. Тема 14. Итоговое занятие Теория. Подведение итогов учебного года. Краткое описание тем второго года обучения
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности Теория. Комплектация групп, знакомство с расписанием, планом учебного года. Повторение правил техники безопасности. Тема 2. Цветы и деревья из пластилина Теория. Беседа о цветах и деревьях, их видах, приносимой пользе для окружающего мира. Повторение пройденного материала за первый учебный год. Практическая часть. Выполнение скульптур деревьев, панно и картин с изображением цветов и деревьев. Выездной урок в Ботаническом саду или в лесу. Проведение викторины по изученной теме. Тема 3. Пластилиновый подводный мир Теория. Беседа об обитателях водоемов, флоре и фауне подводного мира. Основные формы, используемые при изображении подводных обитателей при лепке из пластилина. Практическая часть. Выполнение скульптур и панно на тему «Подводный мир». Защита творческих работ. Тема 4. Рисование хохломских узоров Теория. Рассказ о росписи в техниках хохлома, гжель, Городец. Основных цветах и формах, используемых при росписи в данных техниках, их основных отличиях, истории происхождения. Практическая часть. Выполнение картины из пластилина в технике хохлома. Тема 5. Архитектурные строения. Храм Теория. Рассказ о современной и античной архитектуре, стилях и направлениях. Беседа об архитектуре храмов, церквей. Практическая часть. Выполнение панно на тему «Храм». Изготовление композиции на тему «Сказочный домик». Тема 6. Оформление работ на тему «Рождество Христово». Теория. Беседа со священнослужителем о празднике Рождества Христова. Символика елки. Посещение храма. Практическая часть. Изготовление поделок и панно на тему «Рождество Христово». Елочные игрушки. Панно «Рождественская ночь». Подготовка работ к выставке. Защита проектных работ. Тема 7. Пластилиновая Рождественская сказка Теория. Рассказ о смысловом значении сказок и сказочных героев. Беседа о скрытом смысле каждой сказки. Практическая часть. Проведение викторины по русским-народным сказкам. Изготовление по желанию детей композиции или панно с изображением своего любимого сказочного героя. Защита проектных работ. Тема 8. Барельефное рисование пластилином Теория. Рассказ о технике барельефного рисования. Инструменты и материалы, используемые при данном виде рисования. Техника безопасности. Практическая часть. Выполнение картины или панно, используя данную технику. Тема 9. Космос и планеты Теория. Беседа о космосе, планетах солнечной системы. Рассказ о первом космонавте Юрии Гагарине. Практическая часть. Панно на тему «Космос». Защита творческих работ. Тема 10. Праздничный букет Практическая часть. Выполнение панно на тему «Цветы для мамы». Тема 11. Подготовка и встреча праздников «Вербное воскресенье», «Пасха». Теория. Беседа о празднике со священнослужителем. Посещение храма. Практическая часть. Выполнение работ на тему «Вербное Воскресение» и «Пасха». Подготовка работ к выставке. Защита проектных работ. Тема 12. Торцевание на пластилине Теория. Рассказ о технологии и истории данного вида рукоделия. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Практическая часть. Выполнение работ в технике торцевания на пластилине. Времена года, кактус, мандариновое дерево. Тема 13. Итоговая выставка Практическая часть. Подготовка работ к выставке, демонстрация лучших работ учащихся. Анализ работ учащихся. Тема 14. Итоговое занятие Теория. Подведение итогов учебного года. Методическое обеспечение ДОП Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы включает в себя описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса (в том числе, воспитательной работы). Методы обучения, используемые в рамках реализации программы: - Словесные методы: рассказ, беседа. - Наглядные методы: демонстрация готовых изделий, демонстрация инструментов, материалов (бисер, стеклярус, пайетки и т.д.), фотоматериалы, выставочные работы воспитанников, иллюстрации, таблицы, схемы, книги. - Наглядные пособия по темам; - Образцы изделий, выставочные экспонаты; - Инструменты и приспособления для работы с пластилином: пластилин, стеки, клеенка, картон, простой карандаш, ластик, б/у СD диски, влажные салфетки, зубочистки. Техника безопасности: - нельзя пластилин брать в рот, жевать и глотать его; - работу надо выполнять на специальной для этого подложке; - грязные руки надо вытирать салфеткой; - не бросать друг в друга; - не прилеплять на стул и пол; - не тереть глаза грязными руками. Дидактическое обеспечение ДОП Для проведения занятий необходимы: Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.). Таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени. Видео–фильмы. Альбомы с образцами, фотографиями. В работе с родителями используются разнообразные методы и формы совместной работы: 1. Родительские собрания. 2. Создание совместно с родителями мини – выставок. 3. Индивидуальные и групповые консультации (беседы с ребёнком на темы «Рождество Христово», «Пасха»). 4. Экскурсии в храм. 5. Помощь в подготовки проектов. Особенности воспитательной работы Основные принципы построения программы «Волшебный мир пластилина» рассчитана на два года. В первые годы реализации программы работа направлена на развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения, развитие конструктивного мышления и сообразительности, формирование эстетического и художественного вкуса; у детей развивается способность работать руками, совершенствуется мелкая моторика рук, развивается глазомер. Немаловажный фактор сплочение коллектива, создание доброжелательного, творческого микроклимата Материально-техническое обеспечение программы Для успешной реализации программы необходимо наличие помещения, рабочих мест для учащихся и мультимедийного оборудования, соответствующих правилам безопасной эксплуатации. Занятия должны проводиться в хорошо освященном, теплом помещении. Оборудование, необходимое для реализации программы, включает в себя телевизор, видеопроектор, компьютер, доски. Также необходимы комплект методической литературы. Формы контроля В процессе реализации программы педагогом осуществляются основные виды контроля знаний, умений и навыков воспитанников на этапах реализации программы. Входной контроль. На этапе приема новых воспитанников отсутствует отбор по каким-либо категориям знаний и умений. Главное – желание ребенка заниматься лепкой. Поэтому с ребятами, пришедшими на занятия, проводятся только вводные ознакомительные беседы о целях, задачах и планах работы художественно-эстетического объединения «Волшебный мир пластилина», о сроках и формах проведения занятий. Текущий контроль. Контроль знаний воспитанников осуществляется как в процессе изучения отдельной темы (на каждом занятии), так и после завершения изучения. Для контроля знаний применяется методика игрового опроса. Элемент игры в учебном процессе в независимости от того, является он частью или основой занятия позволяет: -углубить, расширить и систематизировать знания ребят о разных формах лепки - снять стрессовые и компенсационно-психологические ситуации, возникающие при традиционных формах учебного опроса. По методике игрового опроса на каждом занятии после изучения новой темы происходит отработка учебного материала для его закрепления в виде вопросов педагога, задаваемых ребятам и взаимовопросов воспитанников. После изучения темы проводится заключительное обобщающее занятие. Проверка теоретических знаний и практических навыков художественной подготовки осуществляется в участиях на выставках и конкурсах по лепке. Итоговый контроль. В процессе освоения программы в ходе теоретических занятий творческого объединения «Волшебный мир пластилина» каждый из воспитанников первого и второго года обучения выбирает тему для проектной деятельности. Название темы задается тематикой данной программы или может быть определено в процессе поисковой работы. По выбранной теме индивидуального поиска каждый воспитанник собирает, систематизирует и обобщает творческий материал, по результатам работы разрабатываются эскизы и выполняется работа. В процессе обучения по данной программе предполагается участие воспитанников объединения «Волшебный мир пластилина» в городских, районных, областных конкурсах и выставках художественной тематики.
Список использованной литературы 1. Анна Зайцева, Анастасия Дубасова. Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми. М.: Эксмо, 2014 г. 2. Данкевич Е.В. Умные пальчики. Уникальная методичка развития малыша. Астрель-СПб, 2009г. 3. Лепка. Образовательная система «Школа 2100», И.В Маслова, Баласс, 2008 г. 4. Марья Новацкая. Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми. Питер, 2014г. 5. Марья Новацкая. Лепим зоопарк. Пошаговый Мастер-класс. Питер, 2014г. 6. Пойда О.В. Детское творчество. Олма Медио Групп, 2014г. 7. Петрова О. Пластилиновые поделки. АСТ – Пресс книга, 2012г. 8. Петрова О. Лепим из пластилина. АСТ – Пресс книга, 2013г. 9. Рощина Н. Д. Пластилин. Симпатичные простые поделки. АСТ, 2012г. 10. Рони Орен. Секреты пластилина. М.: Махаон, 2015г.
Список рекомендованной литературы для педагогов: 1. Данкевич Е.В. Умные пальчики. Уникальная методичка развития малыша. Астрель-СПб, 2009г. 2. Данкевич Е.В. Умные пальчики. Уникальная методичка развития малыша. Астрель-СПб, 2009г. 3. Лепка. Образовательная система «Школа 2100», И.В Маслова, Баласс, 2008 г. 4. Макаренко М.К. Чудеса из пластилина. АСТ, 2014г. 5. Масляк И.В. Рисуем пластилином. Ранок, 2015г. 6. Митькин Н.Н. Герои русских сказок из пластилина. Эксмо, 2015г. 7. Пелинский Игорь. Учимся лепить из пластилина. Студия SovaFilm, 2009г. 8. Каток С.Л. Учимся лепить из пластилина. Харвест, 2013г. 9. Колдина Д.Н. Лепка с детьми. Сценарии занятий. Мозаика-Синтез, 2015г. 10. Рони Орен. Секреты пластилина. Праздник Рождества. Махаон, 2013г.
Литература, рекомендованная для воспитанников 1. Больгерт Сергей и Нелли. Пластилиновая энцеклопедия для малышей. Робинс, 2013г. 2. Марья Новацкая. Пластилиновая азбука. Лепим и учимся читать. Питер, 2014г. 3. Марья Новацкая. Лепим сказку. Пошаговый мастер-класс. Питер, 2015г. 4. Марья Новацкая. Пластилиновые секреты. Как за 30 минут сделать сказку. Питер, 2015г. 5. Лесовская С.А. Зверюшки из пластилина. Эксмо, 2012г. 6. Лыкова И.А. В траве сидел кузнечик. Цветной мир, 2014г. 7. Лыкова И.А. Плывет-плывет кораблик. Лепим игрушки из пластилина. Цветочный мир, 2014г. 8. Макаренко М.К., Степанова И.В. Зверюшки из пластилина. АСТ, 2014г. 9. Румянцева Е.А. Пластилиновый фантазии. Айрис - Пресс, 2011г. Список литературы для педагогов: 11. Данкевич Е.В. Умные пальчики. Уникальная методичка развития малыша. Астрель-СПб, 2009г. 12. Данкевич Е.В. Умные пальчики. Уникальная методичка развития малыша. Астрель-СПб, 2009г. 13. Лепка. Образовательная система «Школа 2100», И.В Маслова, Баласс, 2008 г. 14. Макаренко М.К. Чудеса из пластилина. АСТ, 2014г. 15. Масляк И.В. Рисуем пластилином. Ранок, 2015г. 16. Митькин Н.Н. Герои русских сказок из пластилина. Эксмо, 2015г. 17. Пелинский Игорь. Учимся лепить из пластилина. Студия SovaFilm, 2009г. 18. Каток С.Л. Учимся лепить из пластилина. Харвест, 2013г. 19. Колдина Д.Н. Лепка с детьми. Сценарии занятий. Мозаика-Синтез, 2015г. 20. Рони Орен. Секреты пластилина. Праздник Рождества. Махаон, 2013г.
Второй год обучения - 102 часа в год; 3 часа в неделю; возраст 8-10 лет
№ Тема занятий Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Вводное занятие. Техника безопасности. 1 1 - Устный опрос 2 Пластилиновые цветы и деревья. 10 2 8 Творческая работа, 3 Подводный мир из пластилина. 8 1 7 Творческая работа 4 Рисование хохломских узоров 8 1 7 Практическая работа 5 Архитектурные строения. Храмы. 10 1 9 Практическая работа 6 Оформление работ на тему «Рождество Христово» 16 3 13 Защита проектных работ. 7 Пластилиновая Рождественская сказка. 6 1 5 Защита творческих проектов, викторина 8 Барельефное рисование пластилином. 8 1 7 Практическая работа 9 Космос и планеты. 4 1 3 Защита творческих работ 10 Праздничный букет. 4 - 4 Практическая работа 11 Оформление праздника Пасхи. 16 3 13 Практическая работа, викторина 12 Торцевание на пластилине. 17 2 15 Устный опрос 13 Итоговая выставка. 2 - 2 Оформление выставки 14 Итоговое занятие. 2 2 - Викторина ИТОГО 102 19 83
После окончания второго года обучения воспитанники должны: Знать: • исходные формы изделий; • приемы доработки исходных форм; • последовательность технологических операций. • культуру поведения и труда. Уметь: • использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм; • пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе; • самостоятельно выполнять несложное изделие; • оформлять готовое изделие; • правильно вести себя в общественных местах; • оказывать посильную помощь товарищам и взрослым. Второй год обучения - 102 часа в год; 3 часа в неделю; возраст 8-10 лет
№ Тема занятий Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Вводное занятие. Техника безопасности. 1 1 - Устный опрос 2 Пластилиновые цветы и деревья. 10 2 8 Творческая работа, 3 Подводный мир из пластилина. 8 1 7 Творческая работа 4 Рисование хохломских узоров 8 1 7 Практическая работа 5 Архитектурные строения. Храмы. 10 1 9 Практическая работа 6 Оформление работ на тему «Рождество Христово» 16 3 13 Защита проектных работ. 7 Пластилиновая Рождественская сказка. 6 1 5 Защита творческих проектов, викторина 8 Барельефное рисование пластилином. 8 1 7 Практическая работа 9 Космос и планеты. 4 1 3 Защита творческих работ 10 Праздничный букет. 4 - 4 Практическая работа 11 Оформление праздника Пасхи. 16 3 13 Практическая работа, викторина 12 Торцевание на пластилине. 17 2 15 Устный опрос 13 Итоговая выставка. 2 - 2 Оформление выставки 14 Итоговое занятие. 2 2 - Викторина ИТОГО 102 19 83
После окончания второго года обучения воспитанники должны: Знать: • исходные формы изделий; • приемы доработки исходных форм; • последовательность технологических операций. • культуру поведения и труда. Уметь: • использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм; • пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе; • самостоятельно выполнять несложное изделие; • оформлять готовое изделие; • правильно вести себя в общественных местах; • оказывать посильную помощь товарищам и взрослым. № Тема занятий Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Вводное занятие. Техника безопасности. 1 1 - Устный опрос 2 Пластилиновые цветы и деревья. 3 1 2 Творческая работа, 3 Подводный мир из пластилина. 4 1 3 Творческая работа 4 Рисование хохломских узоров 4 1 3 Практическая работа 5 Архитектурные строения. Храмы. 5 1 4 Практическая работа 6 Оформление работ на тему «Рождество Христово» 4 1 3 Защита проектных работ. 7 Пластилиновая Рождественская сказка. 2 1 1 Защита творческих проектов, викторина 8 Барельефное рисование пластилином. 2 - 2 Практическая работа 9 Космос и планеты. 2 1 1 Защита творческих работ 10 Праздничный букет. 2 - 2 Практическая работа 11 Оформление праздника Пасхи. 1 - 1 Практическая работа, викторина 12 Торцевание на пластилине. 2 - 2 Устный опрос 13 Итоговая выставка. 1 - 1 Оформление выставки 14 Итоговое занятие. 1 1 - Викторина ИТОГО 34 9 25
После окончания второго года обучения воспитанники должны: Знать: • исходные формы изделий; • приемы доработки исходных форм; • последовательность технологических операций. • культуру поведения и труда. Уметь: • использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм; • пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе; • самостоятельно выполнять несложное изделие; • оформлять готовое изделие; • правильно вести себя в общественных местах; • оказывать посильную помощь товарищам и взрослым. Содержание программы Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности Теория. Комплектация групп, знакомство с расписанием, планом учебного года. Повторение правил техники безопасности. Тема 2. Цветы и деревья из пластилина Теория. Беседа о цветах и деревьях, их видах, приносимой пользе для окружающего мира. Повторение пройденного материала за первый учебный год. Практическая часть. Выполнение скульптур деревьев, панно и картин с изображением цветов и деревьев. Выездной урок в Ботаническом саду или в лесу. Проведение викторины по изученной теме. Тема 3. Пластилиновый подводный мир Теория. Беседа об обитателях водоемов, флоре и фауне подводного мира. Основные формы, используемые при изображении подводных обитателей при лепке из пластилина. Практическая часть. Выполнение скульптур и панно на тему «Подводный мир». Защита творческих работ. Тема 4. Рисование хохломских узоров Теория. Рассказ о росписи в техниках хохлома, гжель, Городец. Основных цветах и формах, используемых при росписи в данных техниках, их основных отличиях, истории происхождения. Практическая часть. Выполнение картины из пластилина в технике хохлома. Тема 5. Архитектурные строения. Храм Теория. Рассказ о современной и античной архитектуре, стилях и направлениях. Беседа об архитектуре храмов, церквей. Практическая часть. Выполнение панно на тему «Храм». Изготовление композиции на тему «Сказочный домик». Тема 6. Оформление работ на тему «Рождество Христово». Теория. Беседа со священнослужителем о празднике Рождества Христова. Символика елки. Посещение храма. Практическая часть. Изготовление поделок и панно на тему «Рождество Христово». Елочные игрушки. Панно «Рождественская ночь». Подготовка работ к выставке. Защита проектных работ. Тема 7. Пластилиновая Рождественская сказка Теория. Рассказ о смысловом значении сказок и сказочных героев. Беседа о скрытом смысле каждой сказки. Практическая часть. Проведение викторины по русским-народным сказкам. Изготовление по желанию детей композиции или панно с изображением своего любимого сказочного героя. Защита проектных работ. Тема 8. Барельефное рисование пластилином Теория. Рассказ о технике барельефного рисования. Инструменты и материалы, используемые при данном виде рисования. Техника безопасности. Практическая часть. Выполнение картины или панно, используя данную технику. Тема 9. Космос и планеты Теория. Беседа о космосе, планетах солнечной системы. Рассказ о первом космонавте Юрии Гагарине. Практическая часть. Панно на тему «Космос». Защита творческих работ. Тема 10. Праздничный букет Практическая часть. Выполнение панно на тему «Цветы для мамы». Тема 11. Подготовка и встреча праздников «Вербное воскресенье», «Пасха». Теория. Беседа о празднике со священнослужителем. Посещение храма. Практическая часть. Выполнение работ на тему «Вербное Воскресение» и «Пасха». Подготовка работ к выставке. Защита проектных работ. Тема 12. Торцевание на пластилине Теория. Рассказ о технологии и истории данного вида рукоделия. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Практическая часть. Выполнение работ в технике торцевания на пластилине. Времена года, кактус, мандариновое дерево. Тема 13. Итоговая выставка Практическая часть. Подготовка работ к выставке, демонстрация лучших работ учащихся. Анализ работ учащихся. Тема 14. Итоговое занятие Теория. Подведение итогов учебного года.
|
Категория: БЛОГИ
|
Просмотров: 1662 | Загрузок: 39
| Рейтинг: 0.0/0 |
|