Занятие «Правильное питание – залог здоровья».
Цель: формирование представления о способах сохранения и укрепления здоровья посредством сбалансированного и рационального питания.
Задачи:
Образовательные:
1.Актуализировать понятие «здоровья».
2.Обобщить имеющиеся знания обучающихся о роли правильного питания для сохранения и укрепления собственного здоровья;
Развивающие:
1.Создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы.
2.Создать условия для развития навыков использования Интернет- ресурсов.
Воспитывающие:
1.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
2. Воспитывать негативное отношение к вредным для организма продуктам питания.
Осуществлять пропаганду здорового образа жизни.
Оборудование: карточки, чипсы, сухарики солёные, лапша быстрого приготовления, фрукты.
Перед занятием каждому учащемуся предлагается взять на столе у учителя один жетон. На жетонах изображены овощи и фрукты различных цветов. Например, красные яблоки, ягоды клубники, помидоры, жёлтые лимоны и бананы, зелёные киви и крыжовники т.д. Количество жетонов должно совпадать с количеством учеников. Кроме того, жетонов разных цветов должно быть примерно поровну.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель:
- Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наше занятие. Перед началом занятия каждый из вас выбрал жетон. Теперь вы нашли себе подобного по цвету и объединились в группы.
- Покажите нашим гостям, с каким настроением вы пришли на занятие.
Я попрошу встать тех,
- кто занимается спортом;
- кто не болел в этом учебном году;
- кто ежедневно делает зарядку;
- кто любит кушать овощи и фрукты;
- кто занимается закаливанием;
- кто дружит с вредными привычками.
Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам "здравствуйте", а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?
Наверное, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность.
- А здоровы ли вы, дорогие мои?
- Хорошее ли у вас настроение?
- Я очень рада, что у вас всё отлично! Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по-настоящему, и работать, и отдыхать. И прежде, чем мы начнем наше занятие, я попрошу вас нарисовать свой любимый продукт. А полезен ли он для вашего организма? Это выяснится к концу нашего занятия.
Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на земле. А как прожить свою жизнь, каждый человек решает по-своему.
- Ребята как вы думаете, что нам необходимо, чтобы жить счастливо: бегать, прыгать, играть, заниматься любимым делом? (Нам нужно здоровье.)
- Ребята! А что нужно сделать, чтобы сохранить и укрепить наше здоровье?
(Правильно, вести здоровый образ жизни ЗОЖ!)
- А что является составляющими здорового образа жизни?
(Правильное питание, занятия спортом, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отказ от вредных привычек, соблюдение режима дня, положительные эмоции).
- Правильно ребята, если мы будем беречь наше здоровье и укреплять его, то всегда будем здоровыми!
Воспитатель: Что такое здоровье?
Ученики: …..(высказывают своё мнение).
Воспитатель: По определению Всемирной организации здравоохранения
«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».
- Послушайте стихотворение, и скажите, о чем же важном мы сегодня будем говорить?
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться,
С самых юных лет уметь.
Тема нашего занятия «Правильное питание - залог здоровья!»
Состояние здоровья человека во многом обусловлено его питанием.
Что есть? Сколько есть? Когда и как?
Правильное питание - важное условие сохранения здоровья и работоспособности. Продукты питания поставляют нашему организму все те вещества, которые необходимы для его роста, поддержания всех физических и духовных функций.
На эту тему есть пословицы практически у всех народов.
– У вас на столах лежат пословицы. Прочитайте их, обсудите в группе и скажите, как вы их понимаете.
1 конкурс «Народная мудрость» (о правильном питании).
Ешь правильно - и лекарство не надобно.
Кто жаден до еды, тот дойдет до беды.
Обед без овощей — праздник без музыки.
Как вы понимаете смысл этих высказываний? (работа в группах).
2 конкурс «Витамины».
Воспитатель: сейчас я предлагаю вам послушать внимательно стихотворение и написать на листочках о каких продуктах питания в нём говорится?
"Про овощи" (читает Кристина).
Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки
Он принес чемодан
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна
И взошли семена,
Садовод любовался на всходы,
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берег от прохладной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали,
Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде,
Мы таких овощей не встречали.
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огорбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, челук и репуста.
Воспитатель: Назовите правильно, что выросло на грядках?
Дети: Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста.
Воспитатель: как вы думаете, для чего человек выращивает овощи, употребляет их в пищу?
Ученики: в них содержатся витамины (полезные вещества, необходимые для нормального функционирования организма, регулируют течение химических реакций в организме). Витамины содержатся в продуктах питания. Без витаминов человек болеет, плохо учится. Вы часто наблюдали за собой, что весной у вас появляется сонливость, плохое настроение, вы часто болеете – все это последствия нехватки витаминов в вашем организме. Поэтому без витаминов человеку не обойтись.
- Какие питательные вещества содержат продукты питания?
Ученики:
-Белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.
Воспитатель: Как правильно питаться?
Этот вопрос интересует любого человека, который хочет получать от пищи не только удовольствие, но в первую очередь пользу.
Золотое правило питания «Лакомств много, а здоровье одно!»
3 конкурс «Опасные пищевые добавки».
Хорошо, то, что питаться нам с вами необходимо это мы выяснили. Но вся ли пища полезна? Когда вы заходите в супермаркет в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы обычно отдаёте предпочтение? (Предполагаемый ответ: красиво упакованным в банки или коробки.) А обращаете ли вы внимание на то, какие вещества входят в состав данного продукта? (Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины).
Воспитатель. Зачастую рядом со всем понятными составляющими можно обнаружить сложные названия, загадочные для многих «Е». Что же это такое и можно ли это самое «Е» есть? Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Комбинации Е121, Е330 и т.д. говорят о типе пищевой добавки. Это могут быть консерванты, стабилизаторы, антиокислители, эмульгаторы и усилители вкуса. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, те или иные цвет, запах, консистенцию. С каждым годом увеличивается количество пищевых добавок и продуктов питания, их содержащих. На сегодняшний день число пищевых добавок (ПД) составляет 500. Некоторые добавки разрешены с ограничениями в использовании.
Практическая работа: определить в составе продуктов вредные добавки и их влияние на организм человека (работа в группах с упаковками продуктов). Можно пользоваться таблицей со значениями пищевых добавок.
Проанализировав данные таблицы «Пищевые добавки», учащиеся получают следующие результаты:
1. Запрещённых, опасных пищевых добавок обнаружено не было.
2. В отдельных видах сухариков, вермишели и чипсов были обнаружены пищевые добавки, систематическое употребление которых может отрицательно воздействовать на здоровье человека.
Физкультминутка
- Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнём и
проведём физкультминутку "Вершки и корешки".
Я буду называть растения. Если мы едим подземные части этого растения – надо присесть,
если едим надземные части растения –
встать во весь рост и вытянуть руки вверх (дети выполняют упражнения под весёлую музыку).
Капуста, огурец, морковь, лук, груша, репа, лимон, кабачок, свекла.
Учитель: Как вы считаете, достаточно ли человеку для того, чтобы правильно питаться только перечисленных знаний?
Может быть, мы упустили что-то важное в разговоре?
Ученики высказывают свои предположения.
4.Режим питания.
Воспитатель: Очень важно не только, чем человек питается, но и в какое время, какими порциями и сколько раз он принимает пищу.
Режим питания означает определенное время приема пищи, ее распределение в течение дня по калорийности, химическому составу, набору продуктов и объему.
Взрослым здоровым людям рекомендуется 3-х или 4-разовое питание. Промежутки между приемами пищи 4—5 часов.
При некоторых заболеваниях показано 5—6-разовое питание.
Игра: «Накорми школьника»
У вас на столе лежат карточки с блюдами, обеспечивающими сбалансированный рацион питания школьника. Каждая группа должна составить меню завтрака(1 группа), обед(2 группа), ужин(3 группа).
Список продуктов: