Цель: создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи: - продолжать формировать представления детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне: знакомить с жилищем наших предков, с предметами быта, их назначением;
закрепить в речи детей названия предметов мебели, одежды, кухонной утвари; -развивать речевую активность детей, использовать в речи распространенные предложения, обогащать активный и пассивный словарь детей исконно– русскими словами: предки, славяне и др.;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; творческие способности;
воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа; доброту и любовь друг к другу, окружающему миру Виды деятельности:
интеллектуально-познавательная;
познавательно-исследовательская;
коммуникативная; -
игровая;
двигательная;
Оборудование:
демонстрационный: русский народный костюм, клубочек ниток, видеофильм «Как жили люди на Руси», макет избы, деревянная ложка; раздаточный:
дидактические игры - разрезные картинки “Жилище и быт славян”; карточки «Раньше и теперь»; материал для экспериментирования: свекольный сок, морковный сок, отвар луковой шелухи, тарелочки, белые лоскуты ткани, прищепки, клеёнки.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Содержание деятельности детей (этапы деятельности):
I. Мотивационно-организационный.
Игра-закличка «Солнышко» (дети в кругу)
Ребята, что необходимо человеку для хорошего настроения? (ответы детей: счастье, подарки и т.п.)
А если посмотреть в окно, что мы должны увидеть, чтобы настроение улучшилось? (солнышко)
Оно есть?
Я предлагаю вам обратиться к самому солнышку с помощью старинной русской заклички (закликать, т.е. Звать):
Солнышко, солнышко, красное семенышко,
Выйди поскорее, будь к нам добрее!
Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка,
Сядь на пенек, погуляй весь денёк!
Какие слова мы уже не употребляем в современной речи, т.е. они устарели?
- Почему они устарели? (употреблялись очень давно нашими предками) - Что они значат?
- Какие слова с таким же значением употребляем в современной речи? (вешаю солнышко)
- Солнышко нас услышало. Вы улыбнулись. Значит, настроение улучшилось и можно потрудиться. Введение в тему (самоопределение темы)
Я хочу предложить вам разрезные картинки, собрав которые, мы сможем узнать, о чем же у нас сегодня пойдет речь.
Игра «Разрезные картинки» (дети, сидя на ковре) (дети делятся на 3 группы, где им предлагается собрать три картинки: изба, русская печь, сундук)
- Что у вас получилось, знаете?
- Вы видели такое жилище и предметы быта в современном мире?
- А откуда они? (из старины) - Как вы думаете, о чем же у нас сейчас пойдет разговор? Об этом нам подсказали закличка и картинки. (О жизни наших предков на Руси)
- А зачем нам это знать? (интересно, как жили до нас; чтобы жизнь была лучше, надо знать, какой она была до нас, не повторять прежних ошибок) II. Основной этап
- Где жили наши предки? Узнаем из фильма.
1. Просмотр видеофильма «Русская изба» (дети, сидя перед экраном)
- Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, по окончании которого вы попробуете рассказать, что нового о жизни наших предков вы узнали? (изба – отапливаемое помещение, печь – готовили, спали, женский угол, ухват, деревянная посуда, горшки, мужской угол, красный угол, маленькие почитали старших, если переезжали – брали старый горшок с домовым)
2. Беседа с детьми.
- Как называется жилище наших предков?
- Что значит «изба»? (отапливаемое помещение) - Что ещё можете рассказать? - Какие предметы быта вы увидели?
- А как мы называем людей, которые жили в избах? (предки, крестьяне, славяне)
- Что означают эти слова? (это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень, очень давно, это славный, достойный и храбрый народ. Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, занимались разными ремеслами, берегли свою землю)
- И сейчас я приглашаю вас в гости в русскую избу, где жили наши предки. Замечают клубок ниток.
- Что это? Для чего он нужен? Что вы можете рассказать о роли клубка ниток или веревки в древности? Как с помощью клубка находили дорогу? (писать не умели, карт не было, вот и завязывали узелки-знаки на веревочке, узлы были разные: каждый обозначал куда идти, сколько шагов сделать)
- Этот клубок поможет нам найти дорогу в избу.
- Дорога длинная, пока будем идти за клубочком, поиграем в игру с приговорами, в которую играли наши предки:
4. Физминутка (на ковре) Мальчики:
Мы работали, устали, (косят траву)
Только в праздник отдыхали – рубахи красны надевали, (показывают) Пояском их подвязали.
Эй, подружки, выходите, (зовут движением руки)
На нас, нарядных, поглядите! (руки в стороны, выставляют ногу вперед) Девочки: (встают)
А мы тоже наряжались, (руки в бока)
В хороводы собирались – губки красили морковкой, (показывают) Угольком чертили бровки, щеки пудрили мукою и румянили свеклою.
Нас гулять ребята звали – сарафаны надевали, ленты в косы заплетали, Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали.
- Как молодые люди на Руси наряжались?
- Вот мы и пришли к избе (обращаю внимание на деревянную избушку)
- Как подать сигнал хозяевам, что мы пришли? (постучаться) (выходит девушка в русском народном костюме)
- Милости прошу, гости дорогие! (дети прошли в избу и сели)
- По добру ль доехали?
- Гляжу на вас одежка справная.
- Я сама-то давеча хворала больно, да нынче оклемалася.
- Куда сами путь держите?
- Ой, дети, на каком языке заговорила хозяйка? Вам были понятны все слова? Давайте попробуем объяснить смысл услышанных фраз (объяснения детей попутно)
- Сейчас мы можем встретить устаревшие слова в сказках, книгах, рассказывающих об истории нашей страны.
- Теперь вы знаете, какие предметы быта были раньше. Поэтому мы вам предлагаем среди карточек, которые находятся на столе, выбрать предметы старины, а рядом положить предмет, заменяющий его теперь (например, печькотёл)
- Хозяйка поможет нам.
5. Дидактическая игра «Раньше и теперь». (предлагаются карточки с изображением старинных и современных предметов быта) (дети работают с карточками)
- Объясните, что у вас получилось (объясняют: «Раньше был сундук, сейчас – «шкаф» и т.д.по очереди)
- Хозяюшка, всё ли ребята правильно сделали?
6. Эксперимент «Окрашивание тканей» (дети подходят к общему столу, накрытому клеёнкой, ткани красят стоя)
- Посмотрите на русский народный костюм Хозяйки. Какие цвета вы видите в нем? Но предки наши ткали ткань серого цвета. Как же они получали цветные ткани? (красили)
- Чем могли красить ткани? (ответы детей)
- Посмотрите, что у меня на столе? (свекла, морковь, луковица)
-Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного и оранжевого цвета? (ответы детей).
- Правильно, красную краску из свеклы, оранжевую из моркови! А теперь догадайтесь, как я их получила? Ведь овощи твердые, а краски жидкие! (ответы детей).
-А как я получила коричневую краску? (предположения детей)
- Для того, чтобы сделать краску из лука, я сняла луковую шелуху с луковицы, положила в кастрюлю и долго кипятила, затем процедила и получила коричневую краску!
- А теперь, вы сможете, как и люди в древние времена, окрасить ткань в разные цвета. Для этого берем лоскуток ткани и при помощи прищепки опускаем в блюдце с растительной краской. (Дети самостоятельно окрашивают ткани, кладут на тарелки)
- В какой цвет окрасилась ткань свекольным, морковным соком и луковым отваром? (ответы детей)
- А теперь нашим тканям дадим просохнуть. (дети садятся)
III.Итог
- Вы славно потрудились и заслуживаете угощение, но сначала скажите, понравилось ли вам занятие? Чем оно понравилось? Что нового вы узнали? Что запомнили?
- А вот и наша «Ложка-говорунья». У кого в руках окажется, тот и ответ держать будет:
-Предки наши были гостеприимными людьми. На столе всегда стояло главное угощение. А какое, вы узнаете, отгадав загадку: «На столе черная гора, а всем мила!» (хлеб) (Хозяйка выносит каравай)
- У нас сегодня «белая гора» праздничная из пшеничной муки.
- Давайте посмотрим, как украшен пирог?
Хозяйка: «Угощайтесь гости дорогие!
|