| Цель: создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.Задачи: - продолжать формировать представления детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне: знакомить с жилищем наших предков, с предметами быта, их назначением;
 закрепить в речи детей названия предметов мебели, одежды, кухонной утвари; -развивать речевую активность детей, использовать в речи распространенные предложения, обогащать активный и пассивный словарь детей исконно– русскими словами: предки, славяне и др.;
 -развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; творческие способности;
 воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа; доброту и любовь друг к другу, окружающему миру Виды деятельности:
 интеллектуально-познавательная;
 познавательно-исследовательская;
 коммуникативная; -
 игровая;
 двигательная;
 Оборудование:
 демонстрационный: русский народный костюм, клубочек ниток, видеофильм «Как жили люди на Руси», макет избы, деревянная ложка; раздаточный:
 дидактические игры - разрезные картинки “Жилище и быт славян”; карточки «Раньше и теперь»; материал для экспериментирования: свекольный сок, морковный сок, отвар луковой шелухи, тарелочки, белые лоскуты ткани, прищепки, клеёнки.
 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
 
 Содержание деятельности детей (этапы деятельности):
 I. Мотивационно-организационный.
 Игра-закличка «Солнышко» (дети в кругу)
 Ребята, что необходимо человеку для хорошего настроения? (ответы детей: счастье, подарки и т.п.)
 А если посмотреть в окно, что мы должны увидеть, чтобы настроение улучшилось? (солнышко)
 Оно есть?
 Я предлагаю вам обратиться к самому солнышку с помощью старинной русской заклички (закликать, т.е. Звать):
 Солнышко, солнышко, красное семенышко,
 Выйди поскорее, будь к нам добрее!
 Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка,
 Сядь на пенек, погуляй весь денёк!
 Какие слова мы уже не употребляем в современной речи, т.е. они устарели?
 - Почему они устарели? (употреблялись очень давно нашими предками) - Что они значат?
 - Какие слова с таким же значением употребляем в современной речи? (вешаю солнышко)
 - Солнышко нас услышало. Вы улыбнулись. Значит, настроение улучшилось и можно потрудиться. Введение в тему (самоопределение темы)
 Я хочу предложить вам разрезные картинки, собрав которые, мы сможем узнать, о чем же у нас сегодня пойдет речь.
 
 Игра «Разрезные картинки» (дети, сидя на ковре) (дети делятся на 3 группы, где им предлагается собрать три картинки: изба, русская печь, сундук)
 - Что у вас получилось, знаете?
 - Вы видели такое жилище и предметы быта в современном мире?
 - А откуда они? (из старины) - Как вы думаете, о чем же у нас сейчас пойдет разговор? Об этом нам подсказали закличка и картинки. (О жизни наших предков на Руси)
 - А зачем нам это знать? (интересно, как жили до нас; чтобы жизнь была лучше, надо знать, какой она была до нас, не повторять прежних ошибок) II. Основной этап
 - Где жили наши предки? Узнаем из фильма.
 
 1. Просмотр видеофильма «Русская изба» (дети, сидя перед экраном)
 - Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, по окончании которого вы попробуете рассказать, что нового о жизни наших предков вы узнали? (изба – отапливаемое помещение, печь – готовили, спали, женский угол, ухват, деревянная посуда, горшки, мужской угол, красный угол, маленькие почитали старших, если переезжали – брали старый горшок с домовым)
 
 2. Беседа с детьми.
 - Как называется жилище наших предков?
 - Что значит «изба»? (отапливаемое помещение) - Что ещё можете рассказать? - Какие предметы быта вы увидели?
 - А как мы называем людей, которые жили в избах? (предки, крестьяне, славяне)
 - Что означают эти слова? (это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень, очень давно, это славный, достойный и храбрый народ. Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, занимались разными ремеслами, берегли свою землю)
 - И сейчас я приглашаю вас в гости в русскую избу, где жили наши предки. Замечают клубок ниток.
 - Что это? Для чего он нужен? Что вы можете рассказать о роли клубка ниток или веревки в древности? Как с помощью клубка находили дорогу? (писать не умели, карт не было, вот и завязывали узелки-знаки на веревочке, узлы были разные: каждый обозначал куда идти, сколько шагов сделать)
 - Этот клубок поможет нам найти дорогу в избу.
 - Дорога длинная, пока будем идти за клубочком, поиграем в игру с приговорами, в которую играли наши предки:
 
 4. Физминутка (на ковре) Мальчики:
 Мы работали, устали, (косят траву)
 Только в праздник отдыхали – рубахи красны надевали, (показывают) Пояском их подвязали.
 Эй, подружки, выходите, (зовут движением руки)
 На нас, нарядных, поглядите! (руки в стороны, выставляют ногу вперед) Девочки: (встают)
 А мы тоже наряжались, (руки в бока)
 В хороводы собирались – губки красили морковкой, (показывают) Угольком чертили бровки, щеки пудрили мукою и румянили свеклою.
 Нас гулять ребята звали – сарафаны надевали, ленты в косы заплетали, Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали.
 - Как молодые люди на Руси наряжались?
 - Вот мы и пришли к избе (обращаю внимание на деревянную избушку)
 - Как подать сигнал хозяевам, что мы пришли? (постучаться) (выходит девушка в русском народном костюме)
 - Милости прошу, гости дорогие! (дети прошли в избу и сели)
 - По добру ль доехали?
 - Гляжу на вас одежка справная.
 - Я сама-то давеча хворала больно, да нынче оклемалася.
 - Куда сами путь держите?
 - Ой, дети, на каком языке заговорила хозяйка? Вам были понятны все слова? Давайте попробуем объяснить смысл услышанных фраз (объяснения детей попутно)
 - Сейчас мы можем встретить устаревшие слова в сказках, книгах, рассказывающих об истории нашей страны.
 - Теперь вы знаете, какие предметы быта были раньше. Поэтому мы вам предлагаем среди карточек, которые находятся на столе, выбрать предметы старины, а рядом положить предмет, заменяющий его теперь (например, печькотёл)
 - Хозяйка поможет нам.
 
 5. Дидактическая игра «Раньше и теперь». (предлагаются карточки с изображением старинных и современных предметов быта) (дети работают с карточками)
 - Объясните, что у вас получилось (объясняют: «Раньше был сундук, сейчас – «шкаф» и т.д.по очереди)
 - Хозяюшка, всё ли ребята правильно сделали?
 
 6. Эксперимент «Окрашивание тканей» (дети подходят к общему столу, накрытому клеёнкой, ткани красят стоя)
 - Посмотрите на русский народный костюм Хозяйки. Какие цвета вы видите в нем? Но предки наши ткали ткань серого цвета. Как же они получали цветные ткани? (красили)
 - Чем могли красить ткани? (ответы детей)
 - Посмотрите, что у меня на столе? (свекла, морковь, луковица)
 -Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного и оранжевого цвета? (ответы детей).
 - Правильно, красную краску из свеклы, оранжевую из моркови! А теперь догадайтесь, как я их получила? Ведь овощи твердые, а краски жидкие! (ответы детей).
 -А как я получила коричневую краску? (предположения детей)
 - Для того, чтобы сделать краску из лука, я сняла луковую шелуху с луковицы, положила в кастрюлю и долго кипятила, затем процедила и получила коричневую краску!
 - А теперь, вы сможете, как и люди в древние времена, окрасить ткань в разные цвета. Для этого берем лоскуток ткани и при помощи прищепки опускаем в блюдце с растительной краской. (Дети самостоятельно окрашивают ткани, кладут на тарелки)
 - В какой цвет окрасилась ткань свекольным, морковным соком и луковым отваром? (ответы детей)
 - А теперь нашим тканям дадим просохнуть. (дети садятся)
 
 III.Итог
 - Вы славно потрудились и заслуживаете угощение, но сначала скажите, понравилось ли вам занятие? Чем оно понравилось? Что нового вы узнали? Что запомнили?
 - А вот и наша «Ложка-говорунья». У кого в руках окажется, тот и ответ держать будет:
 -Предки наши были гостеприимными людьми. На столе всегда стояло главное угощение. А какое, вы узнаете, отгадав загадку: «На столе черная гора, а всем мила!» (хлеб) (Хозяйка выносит каравай)
 - У нас сегодня «белая гора» праздничная из пшеничной муки.
 - Давайте посмотрим, как украшен пирог?
 Хозяйка: «Угощайтесь гости дорогие!
 
 
 |